Взаимную любовь украинских националистов и их нацистских кураторов не стоит считать стратегической случайностью. Их «политический брак» и единодушное слияние в «русофобском коитусе» предопределены внутренней природой политического украинства, построенной на теориях расового и культурного превосходства.
Количеством националистических «голов», целыми стадами перебегавших на сторону гитлеровцев, никого не удивишь. Факт общеизвестный. Но обращает на себя внимание тот психологический маршрут, которым бежали вприпрыжку политические украинофилы, преодолевая за максимально короткие промежутки времени дистанцию от безобидного увлечения украинской культурой до проявления пароксизмов расовой ненависти и звериной жестокости по отношению к тем, кто не впадал в животный восторг от украинской националистической идеи.
Путь от почитателя украинского фольклора к солдату Третьего рейха проделал не один десяток политических украинофилов. Начатки были положены ещё в Первую мировую. Кайзеровская Германия встала на путь милитаризма и идеологического пруссачества, сливаясь в тесном союзе с единокровными братьями – австрийскими немцами, игравшими первую скрипку в австро-венгерском дуумвирате. Всего через три десятка лет к власти придёт Гитлер и возьмёт в свои руки Германию и Австрию, уже идеологически обработанные прусским милитаризмом. И до правления Гитлера, и во время него украинские националисты всегда шныряли у хромовых сапог германских офицеров.
От обилия деятелей культурно-политического украинства, выказывавших верноподданнические чувства австрийскому императору и германскому кайзеру, прямо рябит в глазах.
Емельян (Омелян) Терлецкий. Начало карьеры – многолетнее членство в львовской «Рідній Школі» (бывшее «Русское педагогическое товарищество», кардинально изменившее свой облик с приходом туда украинофилов) и «Просвіти». Логическое продолжение карьеры - деятельность на посту пропагандиста в Союзе освобождения Украины – националистической организации, созданной под контролем Германии и Австро-Венгрии для агитации среди пленных российских солдат малороссийского происхождения.
Лев Ясинчук, активный сторонник украиноцентричной педагогики, начинал тоже с «Рідноі Школи» и написания учебника для детсадов «Українське дошкілля» и «Рідна Школа в ідеї й житті», а в годы гитлеровской оккупации (1941-1944), проводившей политику украинизации, был уже инспектором народных школ Галиции.
Юрий Клён (настоящая фамилия Бурггардт) – этнический немец, уроженец Волыни, поклонник украинской литературы и националистических идей. В годы Великой Отечественной войны служил переводчиком в штабе 17-й армии вермахта, наступавшей на Украину и Кубань. Из-за острой нехватки ярких имён современная украинская литература называет талантом и гением любого, кто писал по-украински. Важно не наличие дарования, а язык, на котором писал тот или иной поэт (малоросса Гоголя украинская литература своим не считает). Благодаря такому подходу солдату вермахта Юрию Клёну присвоено сегодня звание «неоклассика украинской литературы».
Юрий Шевелёв (настоящая фамилия Шнейдер) – ещё один этнический немец, с 1991 г., как только Украина стала независимой, – зарубежный член Нацакадемии наук Украины (присвоение этого звания говорит об идейном родстве идеи украинской независимости и такими особями, как Ю. Шнейдер), президент Украинской свободной академии наук, основанной в 1945 г. в американской зоне оккупации Германии. По его собственному признанию, во время эвакуации сбежал и пошёл навстречу наступающим немцам. Работал при немцах на ниве украинизации, в т.ч. пописывая украинско-немецкие словари. Вместе с отступающей немецкой армией эвакуируется в Германию (на этот раз этот литературный «дiяч» от эвакуации не бежит).
Ю. Шевелёв был активным участником Мистецького українського руху (Движение украинского искусства) в Германии. Организация появилась в 1945 г. и собрала воедино целую толпу серых личностей (всего – 61 чел.), возомнивших себя выразителями интересов украинского народа. Эти «личности» совмещали литературную деятельность с политизацией т.н. украинского вопроса и потому от литературы легко перешли к работе на Третий рейх.
Это те, кого в современной Украине воспевают как неутомимых борцов за народное счастье – Иван Багряный (сбежав в 1945 г. в Германию, разглагольствовал оттуда о правах человека в СССР), Виктор Петров (издавал в оккупированном Харькове немецкий пропагандистский журнал «Український Засів»), Юрий Косач (племянник Леси Украинки, которая, в свою очередь, была племянницей Михаила Драгоманова) очень плодотворно трудился на литературной ниве во время гитлеровской оккупации Украины, но в эмиграции разочаровался в националистических взглядах, за что удостоился многочисленных нападок со стороны бывших коллег по перу.
Вообще, самой яркой иллюстрацией того, как от украинского фольклора можно перейти к нацизму, служит семья Михаила Драгоманова.
Его родственника Юрия Косача мы уже упоминали. Сам же М. Драгоманов был отнюдь не русофобом, а истинным ценителем украинского народного слова, не разделявшим малороссов и великороссов на два враждующих племени. Но его сестра Олена Пчилка (мать Леси Украинки) от почитания «Кобзаря» и прочих произведений украинских авторов быстро скатилась к национализму, агрессивно подавляя любые попытки детей, мужа и прислуги говорить по-русски. Мадам Пчилка очень боялась, что её семья нахватается «глупых кацапских поговорок».
Литературно-националистические извращения поразили не только сестру М. Драгоманова, но и его дочь Лидию. Выйдя замуж за Ивана Шишманова, болгарского дипломата с антироссийскими убеждениями, Лидия Драгоманова дала истории Димитра Шишманова, единственного внука М. Драгоманова, который совместил любовь ко всему украинскому с ненавистью ко всему русскому. В 1941 г. на церемонию официального присоединения Болгарии к Тройственному союзу Германии, Италии и Японии направляют именно Димитра Шишманова, тогда ещё главного секретаря МИД Болгарии. Примечательно, что тогдашний министр иностранных дел Иван Попов от этой позорной миссии отказался (сослался на болезнь), а внук Драгоманова с готовностью отправился договариваться с германскими нацистами, итальянскими фашистами и японскими милитаристами о будущем переделе мира. В 1945 г. Димитр Шишманов будет расстрелян по приговору Народного суда Болгарии за сотрудничество с нацистами.
Мало кто знает, что подобный же путь от литературы и политического украинства к сотрудничеству с нацизмом проделала семья Шухевичей.
Прадед руководителя ОУН-УПА Романа Шухевича, Осип Шухевич, сотрудничал с карпато-русскими изданиями, отстаивавшими идею триединства русского народа (!). Дед Р. Шухевича, Владимир, надо полагать, поначалу тоже не чурался карпато-русских взглядов. По крайней мере, его имя – среди основателей организации русофильских взглядов «Руська Бесіда» (в 1928 г. переименована в «Українську Бесіду»). Позже В. Шухевич окончательно переходит на позиции политического украинофильства, а его внук Ромка, вполне соответственно логике политического украинства, в гауптштурмфюреры СС, и в этом качестве надолго вошёл в украинскую историю.
Тёплые отношения у украинофилов складывались не только с германскими нацистами, но и с их румынскими коллегами. Под румынской оккупацией в Черновцах свободно действовала украинофильская организация «Чорноморе», издавался журнал «Самостійна думка», а местные украинофилы трудились на пропагандистском поприще на румынском радио. Например, именно такую карьеру сделал Василий Якубович, буковинский украинофил, ярый союзник боярской Румынии, глава «Чорноморе», который даже после освобождения из советской тюрьмы, куда он попал за сотрудничество с румынскими оккупантами, предпочёл вернуться в Бухарест, где поселился с тех пор, как сбежал из Черновцов в 1940 г. вместе с отступавшей румынской армией.
Этот список может быть продолжен, но у всех фигурирующих в нём людей есть одна общая деталь: их увлечение украинским фольклором неизбежно переходило в лояльность к нацизму, чему есть психосоциальное объяснение. Увлечение украинским фольклором и языком остаётся данью украинской культуре до тех пор, пока это увлечение не совмещается с политическими инсинуациями. Как только фанат «української мови» становится на политические рельсы, неизбежной концовкой его идеологической эволюции являются радикализм и пронацистские симпатии.
Вспомните, сколько деятелей украинства, начиная с песен и казацких дум, опускалось до расизма и ненависти. Николай Михновский («апостол украинской независимости») визгливо призывал не марать своей хаты «мовою чужинця», т.е. того, кто не разговаривает по-украински.
Юрий Липа («український геополитик та поет») скрупулёзно подсчитывал количество эякуляций каждого украинца и количество яйцеклеток каждой украинки и сколько можно вырастить из этого биоматериала расово чистых украинцев.
Дмитрий Донцов («український фiлософ та письменник») твердил о нордической расе, как о высшем духовном творении, и относил к ней украинцев.
В невротических попытках избавиться от груза общерусской истории деятели украинства скатывались к нацизму точно так же, как сегодня их последователи скатываются к неонацимзу. Осознавая собственную политическую слабость и интеллектуальную неконкурентоспособность, политическое украинство находилось в бесконечном и судорожном поиске внешней опоры. «Импортными костылями», с опорой на которые украинство передвигалось по миру, выступали то Австро-Венгрия, то Польша, то Третий рейх, то США. В более ранние времена аппаратом «искусственной вентиляции лёгких» для украинствующих выступали Карл XII и Наполеон. У украинства склонность к преклонению перед любым захватчиком, если он обряжен в «западный костюмчик», просто поразительна. Это история бесконечных поклонов в ноги шведам и французам, немцам и австро-венграм, американцам и румынам.
Национал-украинствующий формат мышления невольно предполагает хотя бы частичное оправдание коллаборационизма времён Великой Отечественной войны, вольное или невольное чествование старых украинских эсэсовцев, воспевание «подвигов» Мазепы и Петлюры. Иначе, если ты это отрицаешь, ты отрицаешь западно-украинскую версию политического украинства, принятого за образец украинства в наше время.
А как ты можешь быть сторонником украинства и тут же опровергать образцовость её эталонного выражения? А если ты выступаешь за украинство без описанных изъянов, тогда ты выступаешь не за украинство, а за малороссийство, то есть за то, за что и воевали твои отважные предки и с Карлом XII, и с Наполеоном, и с Гитлером.
Свою сублимированную любовь к нацизму украинские националисты выражают и сегодня, регулярно обезображивая памятники героям Великой Отечественной войны и воспевая «деяния» дивизии СС «Галичина» и подобных ей украинских формирований в рядах вермахта. Свои выходки они оправдывают заботой о моральной чистоте украинской нации, вытравливают из этой культуры остатки малороссийства. А это – прямой путь к радикализации украинского общества.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров