
В Европе до конца года родится новое объединение — банковский союз. Министры финансов европейских стран возлагают большие надежды на новый орган. Ожидается, что он сделает жизнь вкладчиков спокойнее и вытащит экономику ЕС из кризиса. Встает вопрос, если создание чудодейственного союза так эффективно, почему титаны ЕС долго не могли на это решиться?
Кризис 2008 года, сильно и больно ударивший по Евросоюзу и буквально подкосивший самых слабых его участников, заставил министров финансов задуматься, как можно оградить банковскую систему, и в частности вкладчиков, от непредвиденной угрозы. Плодом этих размышлений спустя несколько лет и стал банковский союз, решение о создании которого, было принято вчера министрами финансов государств-членов ЕС. В общей сложности около 12 часов ушло у министров на обсуждение всех пунктов соглашения, в частности Единого механизма разрешения проблем вкладчиков банков, которые находятся на грани банкротства. Если раньше эти проблемы решались конкретно в рамках одной страны, то теперь за всеми кредитными организациями Евросоюза будет следить единый "Большой брат", и в случае возникновения проблем режим защиты вкладчиков будет запускать именно "сверху".
Главная идея заключается в том, что теперь убытки вкладчиков при крахе кредитных организаций в зоне ЕС, не будут возмещаться за счет налогоплательщиков, как это было в 2008 году и привело в результате к острому кризису суверенной задолженности. Теперь проблемы финансовых организаций будут решаться при помощи средств из резервного фонда, взносы в который будут вносить сами европейские банки. Таким образом, банковский союз будет включать три основных функциональных пункта: систему банковского надзора, который будет осуществлять Европейский центробанк, систему ликвидации и реструктуризации проблемных банков, чем будет заниматься Еврокомиссия, и межбанковский резервный фонд.
Так почему же страны ЕС с такой неохотой, долго и выстрадано решались на создание банковского союза. В разное время против него выступали Великобритания, Чехия, Германия, Швеция… Что особенно примечательно, все эти государства обладают устойчивой экономикой, и возмущение их вызвано вполне объективными подозрениями, что часть их ресурсов перераспределится в менее благополучные страны. Таким образом, устойчивые капиталистические экономики выступали против старого — доброго призыва "все взять и поделить". Так, премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт вопрошал в июне 2012 года: "это просто способ взять часть наших ресурсов или это предложение может дать что-нибудь Швеции, уже усвоившей урок прошлого кризиса"? В нерешительности долго пребывала и Великобритания, власти которой выступали за сохранение контрольных функций за национальными центробанками, тогда как ЕЦБ остался бы главным органом принятия решений в еврозоне. Эксперты рассказали отчего члены Евросоюза с таким трудом решались на создание единого банковского органа.
"Это единые правила и это потеря суверенитета в этом плане, то есть это делегирование прав по денежно-кредитной политике, по финансовой политике. Это уже не европейский уровень, а надевропейский уровень, надправительственный уровень, — считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, — Поэтому, я думаю, и не хотели страны переходить к созданию банковского союза. Видимо придется. Они поняли, что если не будет единых правил, единых подходов, то будут постоянно возникать проблемы".
А по мнению профессора МГИМО Алексея Дрыночкина, от создания банковского союза европейские страны, безусловно, только выиграют.
"Это совершенно нормальная идея, она тем более никак не противоречит духу Евросоюза, который в принципе совершенно четко все дальше и дальше, все больше и больше идет в сторону этой наднациональности, то есть передаются потихонечку полномочия от национального уровня на наднациональный. Понятно, в самих странах к этому по-разному относятся, но это, скажем так, идеология любой бюрократической структуры (а Евросоюз — это тоже такая бюрократическая структура) — забрать как можно больше полномочий, — поделился своим мнением Дроничкин, — Если брать с точки зрения экономики, то в принципе, конечно, здесь тоже есть определенные плюсы, поскольку появляются возможности устанавливать какие-то единые для всех нормы регулирования банковского сектора. И, в общем, тогда не будет такого разнобоя в национальных регуляторах. Они, конечно, и так более-менее подвержены общееэсовскому регулированию, но, тем не менее, есть отдельные отклонения, то есть здесь появляется возможность проведения некой более-менее унифицированной банковской политики. В этом плюс".
Однако профессор МГИМО не смог дать однозначного ответа, поможет ли создание банковского союза решению экономических проблем ЕС, заметив, что теоретически, это должно сработать, а практически будет зависеть от того, как все будет работать, как будут распределяться голоса и полномочия среди участников. В свою очередь Анатолий Аксаков убежден, что создание банковского союза положительно повлияет на судьбу Еврозоны. "Кризис показал, что для того, чтобы не повторялись такие финансовые потрясения, надо создавать банковский союз", — заключил Аксаков.
Очевидно, что это, так или иначе, осознали все члены еврозоны, поскольку, несмотря на разногласия и шероховатости в обсуждении, банковский союз будет существовать и появится он еще до конца 2013 года.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров