Выступление главного редактора Русской народной линии на круглом столе «Сталин: "за” и "против”. Альтернативные сценарии развития СССР».
Сегодня мы, прежде всего, должны говорить не о личности И.В.Сталина. Господь вынес Свой суд над ним. Суд милосердный и нелицеприятный. Все его заслуги и преступления, мы не сомневаемся, учтены. Судить нам сегодня Сталина совершенно бессмысленно. Нам нужно поговорить об отношении к Сталину, которое существует в той части общества, которая идентифицирует себя как патриотическая. Отношение либералов к Сталину нас мало интересует, поскольку это отношение связано с враждебным отношением к нашей стране в целом.
Среди патриотической общественности распространено два взгляда на И.В.Сталина и на эпоху сталинизма. Первая группа интеллектуалов, ведущая свои корни от русской эмиграции, от Ивана Ильина и других идеологов Белого движения, негативно оценивает Сталина. Здесь в ходу некоторое лубочное изображение дореволюционной России, которая, якобы, развивалась от успеха к успеху. И только заговор, т.е. историческая случайность, сорвал триумф России в Первой Мировой войне. Но если мы вспомним тот факт, что все без исключения высшие русские генералы отреклись от Царя, все до единого заявили о необходимости отречения Государя, а верными оказались только два инородца, немец граф Ф.А.Келлер и азербайджанец хан Гусейн Нахичеванский, то ситуация выглядит по-иному. С кем было триумфаторствовать Государю? С потенциальными изменниками, которые, воспользовавшись благоприятной возможностью, отреклись от своего Государя?! С точки зрения этих людей, Сталин всегда был верным продолжателем дела Ленина. Они считают, что любое упоминание Сталина в положительном контексте оскорбляет память новомучеников. Для них Сталин – Диоклитиан или Ирод ХХ века.
Но достаточно вспомнить таких духовных авторитетов как митрополит Нестор (Анисимов), который сказал, что мы, имея в виду русскую эмиграцию, ничего не простили Ленину, но многое простили Сталину за Победу в Великой войне. Эти слова владыки Нестора, который был принципиальным противником большевизма и который много претерпел при советской власти, мне передал его крестник Александр Кириллович Караулов. А если мы вспомним митрополита Вениамина (Федченкова), епископа врангелевской армии, вернувшегося в Советскую Россию и очень благожелательно отзывавшегося о Сталине, то картина дополнится ещё одним важным штрихом.
Это были реальные представители русской эмиграции, причем, те её представители, которые духовно не принимали большевизм. По мнению представителей первой группы, все достижения советской эпохи произошли вопреки Сталину, а не благодаря ему. Они утверждают, что Сталин только мешал индустриализации и Победе в войне. Сталин для них - это репрессии, репрессии и ещё раз репрессии. Уничтожение цвета нации. И здесь мы видим удивительную смычку людей, которые себя считают патриотами, с представителями либеральной общественности, для которых советская эпоха - это провал в нашей истории.
Вторая группа интеллектуалов, напротив, акцентирует внимание на противоречиях и пороках дореволюционной России. Эти люди любят порассуждать о «слабостях» Царя-мученика Николая. Идейные истоки этой группы нужно искать в так называемой «русской партии» в КПСС и в национал-большевизме, хотя среди них немало людей, идентифицирующих себя как православные. Для них советская эпоха - вершина развития Русской цивилизации, а сталинская эпоха, соответственно, - вершина советской эпохи. Но тогда получается, что, только отказавшись от Христа, русские достигли величия, достигли вершин своего развития. Как ни парадоксально, эти люди смыкаются с представителями либеральной, русофобствующей общественности.
Нас не удовлетворяет ни та, ни другая позиция. Во-первых, потому что и те и другие много внимания в своих аргументах уделяют личности Сталина. А Сталин - это загадка. Это тот тип исторических деятелей, как справедливо заметил один духовный авторитет, правду о которых мы узнаем на Страшном Суде. Поэтому в этом смысле Сталина мы сможем поставить в один ряд с Иваном Грозным, Петром Великим, Григорием Распутиным. Главная загадка Сталина состоит в том, что, начиная с 1934 года можно явно проследить курс на национализацию большевизма. Возвращение истории в школы, разгром школы М.Н.Покровского, разрешение новогодних елок, прекрасные фильмы, среди которых блестящий фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский». Всё это 30-е годы. Одновременно с этим в 1937-38 году пик репрессий против духовенства, которое, по сути, являлось очевидным союзником курса на национализацию большевизма. Как это объяснить? У меня нет ответа на этот вопрос.
Во-вторых, и это самое важное, нас не устраивает сама методология анализа сталинского периода. Для одних Сталин - это историческая случайность, для других - историческая закономерность. Но и в том и в другом случае исчезает представление о действии Промысла Божьего в истории. Нам не о чем размышлять и не из чего извлекать уроки. Для нас же феномен Сталина - это явное действие Промысла Божьего в истории. Поэтому вопрос о Сталине нельзя отдавать только на откуп профессиональным историкам, как предлагают некоторые. Вопрос о Сталине сегодня - это вопрос о смысле нашей истории, вопрос о преемственности нашей истории.
Мы знаем, что Сталин начал процесс примирения поколений. Во время Великой Отечественной войны были возвращены «царские» погоны на плечи офицеров и солдат армии, было возвращено звание «гвардия» как отличительный знак для наиболее боеспособных и героических частей Советской армии. Была легализована Церковь в общественной жизни. Вспомним его совершенно удивительное для того времени обращение «братья и сестры», ордена имени великих русских полководцев Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, святого воина Федора Ушакова! Чего только стоит обращение Сталина по итогам победы над Японией, когда он сказал, что 40 лет люди старшего поколения ждали этого дня. Какая явная, нарочитая демонстрация преемственности жизни!
Но мы должны понимать, что Сталин находился на зыбкой почве марксизма-ленинизма, от которого он, даже если бы захотел, не смог бы освободиться, поскольку это означало бы его политическую, а, возможно, и физическую смерть. Поэтому задача нашего поколения состоит в том, чтобы закончить процесс примирения наших дедов и прадедов, начатый Сталиным.
Есть одно благочестивое предание, в котором сомневаются скептики, но в которое верят люди, привыкшие доверять достоверности церковных преданий. Один офицер, бравший Берлин в 1945 году (позже он стал монахом), на ступенях Рейхстага встретил спускавшегося полковника, у которого были удивительные глаза и улыбка. Полковник был незнаком офицеру, но потом он понял, что перед ним был Царь-мученик Николай II. Это красивое предание есть символ примирения русского народа, символ единства. А единство русского народа есть залог нашего будущего.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров