24 декабря / 6 января,
именуется Православной Церковью Рождественским сочельником
(Кутейником).Он предшествует празднику Рождества Христова и завершает
Рождественский пост. Как утверждает «Календарь праздников», название
«Сочельник» происходит от слова «сочиво» – особенного постного блюда,
которое готовят в этот день. Это пшеничный или рисовый взвар с медом и
фруктами. Церковный устав предписывает в Рождественский сочельник
особенно строгое воздержание. В этот день не едят до появления первой
звезды – в воспоминание о звезде Вифлеема, указавшей волхвам путь к
месту рождения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Канун праздника
Рождества Христова также именуют Навечерием праздника. Обычай совершать
Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний - это
видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать
Навечерие, если оно случится в день воскресный.
25 декабря / 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Ангел Господень явился обрученному
мужу Пресвятой Девы во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся
принять Марию, жену твою. Родившееся в ней есть от Духа Святаго; родит
же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов
их». С этого времени Иосиф не только был хранителем девства Богоматери,
но и тайны воплощения Бога от Девы, предреченной пророком Исаией (см. Лк. 2, 1-21).
В это время вышло от кесаря Августа
повеление сделать перепись по всей земле. Kаждому надо было записаться в
своем отечественном городе; поэтому Иосиф с Пресвятой Девой Марией,
происходя из дома и рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета,
в Иудею, в город Давидов Вифлеем, где в связи с переписью было
многочисленное стечение народа. Пресвятой Деве Марии наступило время
родить, но не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в
который обычно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама
спеленала Его и положила в ясли.
Пастухам, которые стерегли стадо в
поле, явился Ангел Господень, и ослепил Божественный свет. На их испуг
Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая
приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом
Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете
спеленатого Младенца, лежащего в яслях». Вдруг явилось с Ангелом
множество небесного Воинства; и слышно было, как они хвалили Бога и
пели: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14).
Когда Ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «Дойдем до
Вифлеема и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам?»
И, нимало не медля, пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и
Младенца, лежавшего в яслях. Тут они рассказали, что им было сказано о
Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. Пастухи
возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели. В восьмой
день по Рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное обрезание и
дали Ему имя Иисус, как и было заповедано Богом.
В Воплощении Сына Божия нам явлена благость и человеколюбие Спасителя нашего (Тит. 3:4).
Во Христе Иисусе все мы являемся новым творением, и всем нам даровано
рождение в новую бессмертную жизнь, дабы отвергнув нечестие и мирские
похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жить в нынешнем веке (Тит. 2:12).
Явление Христа на земле это не только исторический факт, но центральное
событие всей истории, космологический переворот, новая эра в жизни
человечества. Человечество увидело свое спасение, нашло смысл и цель
жизни. Христос возродил и оживил нас.
В связи с тем, что день и месяц
рождения Спасителя в Евангелиях не указаны, не сразу была назначена дата
празднования этого события. До IV века в Восточных и Западных Церквах
праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под
именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.
Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и
прославление события явления во плоти Сына Божия. Таким образом, в IV
веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а
именно 6 января, под общим именем Богоявления. Праздник Рождества
Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой
половине IV века (при папе Юлии). Празднование Рождества Христова 25
декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно –
во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества
Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви
около 377 года по указанию Императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и
благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из
Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря
распространился по всему православному Востоку.
Установление празднования рождества
Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви
III и IV вв. (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл
Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря месяца исторически
более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.
Вместе с Русской Православной
Церковью Рождество Христово в ночь на 25 декабря / 7 января встречают
также Иерусалимская, Сербская и Грузинская Православные Церкви и
афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю.