Святые отцы обычно начинали говорить о Рождестве Христовом от грехопадения Адамова. О сем преподобный Симеон Новый Богослов учит так: «Первозданный Адам, будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и возмечтал быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это предан он великим карам, - тлению и смерти, для смирения гордыни его… И вот, как видишь, приговор Божий пребывает навсегда карою вечною. И стали мы люди все и тленны, и смертны; и нет ничего, что могло бы отстранить сей великий и страшный приговор… Человека, каким создал его Бог, не стало более в мире; и возможности не было, чтоб стал кто-либо таким, каким был Адам до преступления заповеди. А необходимо было, чтобы такой человек был.
Итак, Бог, желая иметь такого человека, каким в начале создал Адама, послал в последние времена на землю Сына Своего Единородного, и Он, пришедши, воплотился, восприняв совершенное человечество, чтобы быть совершенным Богом и совершенным человеком… Все же сие необходимо было, чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и чрез то получил прощение Адам согрешивший» (Преп.Симеон Новый Богослов. Слово первое).
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1,14). Ибо «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4,4-5).
Таким образом, Сын Божий, родившись от Жены, Пресвятой Девы Богородицы, становится Сыном Человеческим для того, чтобы спасти нас, грешных человеков. Он воспринял человеческую плоть, чтобы ею пострадать на Кресте, искупив сим всех людей и спася тех, кто будет иметь православную веру; в частности, веру в само это Таинство нашего спасения, которое имеет свое начало в Рождестве Христовом.
Таково догматическое значение сего величайшего праздника, который считается у православных христиан вторым после Святой Пасхи, а у западных – первым. До IV века по Р.Х. в восточных и западных церквах праздник Рождества Христова праздновался 6-го января (по старому стилю, т.е. 19 января по новому), был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Господню.
Первоначальным основанием праздновать Рождество Христово 6-го января (по ст.ст.) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и для древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти, и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в день шестой (ср.Быт.1,27.31)
Праздник Рождества Христова был впервые отделен от праздника Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Отнесением праздника на 25 декабря (по ст.ст.) Церковь имела в виду дать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Эта дата имела еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св.Ипполита, Тертуллиана, св.Иоанна Златоуста, св.Кирилла Александрийского
Впервые празднование Рождества Христова в этот день и отдельно от Богоявления было введено в Константинопольс
Пусть же родившийся Богомладенец Христос подает нам всем, православным христианам Свои великие и неизреченные милости, а наипаче направляет наши души ко спасению; особенно в сии светлые дни праздника Рождества Христова!
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров