Мало кто знает, что режиссёр картины «Джентльмены удачи» Александр Серый был в своё время осуждён на восемь лет, четыре из которых отсидел в исправительно-трудовой колонии. Да и вообще, многие считают, что «Джентльмены удачи» снял Георгий Данелия. Дело в том, что фильм снят в данелиевском стиле, и у частвуют в нём данелиевские актёры. Объяснение тому очень простое: Данелие был автором сценария. Писал он его совместно с Викторией Токаревой, которая отвечала за литературную часть. Данелия же был ответственен за кинематографичность материала. Серый также принимар участие в работе над сценарием. Сюжет будущего фильма Данелия изложил Токаревой одной фразой: «Человек заставляет работать жуликов, убеждая их, что они не работают, а воруют».
За ночь Токарева написала рассказ, который начинался так: «По желтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое в восточных халатах и тюбетейках. За рулем (то есть у шеи) восседал главарь – вор в законе и авторитете по кличке Доцент. Между горбами удобно устроился жулик средней руки Хмырь, а у хвоста, держась за горб, разместился карманник Косой». Когда Токарева зачитывала этот рассказ Данелии и Серому, смеялись, по словам Данелии, не только они, но даже соседская собака, сидевшая на смежном балконе. Данелия вставил в сценарий ряд проверенных временем реприх, таких, например, как переодевание героев в женское платье. Уже во время читки на Мосфильме пропало 80 экземпляров сценария – народ растаскивал их по домам, а однажды заявку на пять экземпляров сценария прислали из министерства обороны – слухи о чрезвычайно смешном сценарии просочились к тому времени и туда.
Успех фильма «Джентльмены удачи» был таким, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, официальная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за три рубля.
Сюжет фильма состоял в следующем: в Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок, проводимых московской археологической экспедиции. Преступников ловят в Подмосковье, но шлема у них не находят, а вскоре глава этой самой экспедиции профессор Мальцев (Эраст Гарин) случайно сталкивается в автобусе с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников – бандита по кличке «Доцент». Им оказывается милейший человек, заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), участник Великой Отечественной войны, талантливый педагог и неплохой артист. Сотрудники милиции уговаривают заведующего детсадом воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем. Трошкин долго не соглашается, но крайне настойчивые сотрудники милиции и лично профессор Мальцев в конце концов переубеждают его…
Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров. Миронов, Быков и Никулин сниматься отказались. У кого-то не было времени, кто-то был уже занят в других проектах. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин.
Трошкин направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний, где отбывают наказание соучастники Доцента – Косой и Хмырь. Лже-Доцент, по легенде, ударился головой и частично потерял память: забыл, где спрятан шлем. Но вот беда – Косой и Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента. Не являясь москвичами, при всём желании они не могут назвать места, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву, «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы, далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте. Вместе с людьми Доцента убегает ещё один заключённый («Все побежали – и я побежал!»), мелкий расхититель социалистической собственности из Средней Азии Василий Алибабаевич. Его приходится взять с собой. Но побег идёт не по плану: заключённые сворачивают не туда и едут в цистерне с жидким цементом в незапланированном направлении. Они оказываются в незнакомом городе Новокасинск, без денег, документов и даже без верхней одежды. Находчивость Трошкина помогает им заработать (а сообщники уверены, что украсть) немного денег, чтобы хватило на одежду и гостиницу.
Наконец, связь с органами налажена, и все четверо добираются до Москвы, где сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу, но из-за худого примуса, на котором Василий Алибабаевич готовил еду, случается пожар в доме, и тогда четвёрка уезжает на «дачу одного барыги» (на самом деле это дача профессора Мальцева). Возя́ своих двоих подручных и «одного лишнего» по Москве с милицией «на хвосте», Трошкин потихоньку обрисовывает круг общения настоящего Доцента. Но один из бывших сообщников Доцента не желает разговаривать, мотивируя тем, что «завязал», второй, гардеробщик, просит встретиться завтра, но проверив и убедившись, что это не настоящий Доцент, не выходит на встречу.
Кроме милицейского задания, Трошкин, уже добровольно, берёт на себя другую миссию: пробудить в ворах-рецидивистах совесть, попытаться заставить их переосмыслить прожитую жизнь. Только делать это Трошкину приходится, не выходя из образа закоренелого бандита и безжалостного убийцы.
Затем поступает срочное указание: операцию свернуть, так как настоящий Доцент сбежал из мест заключения и вскоре наверняка выйдет на своих соучастников. Настоящий Доцент добирается до гардеробщика и просит его спрятать. Гардеробщик принимает его за ненастоящего, приходившего к нему, и пытается убить, но Доцент убивает его сообщника Митяя. Трошкин попросил остаться со своими мнимыми соучастниками, чтобы встретить Новый год. На даче он решает раскрыться перед мнимыми соучастниками, но опаздывает: услышав в очередной раз о зверствах Доцента, которые Трошкин придумывал экспромтом, и якобы совершённом им убийстве, те решаются на отчаянный ход – добровольно отдать себя в руки правосудия (воспитательные усилия Трошкина дали некоторый результат). Они оглушают его, связывают и бросают в доме. Сообразив в этот момент, где спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются к озеру, где их находит настоящий Доцент. Бандит заставляет Косого нырнуть за ним – археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента. Далее близнецы встречаются на льду озера: Трошкин освободился и примчался на помощь своим новым друзьям.
Кровопролития удаётся избежать, поскольку мнимые соучастники оглушают веслом сначала Доцента, а потом и Трошкина, решив, что «чем больше [Доцентов] сдадим – тем лучше». Затем к месту действия приезжает милиция. Настоящий Доцент арестован, приехавший вместе с милицией профессор Мальцев победно поднимает над головой найденный шлем… Милицейские машины разворачиваются и уезжают. Косой, Хмырь и Василий Алибабаевич в недоумении: почему милиция не арестовала и их? В это время одна из машин останавливается, и из неё выходит Трошкин – без парика и грима. Ничего не понимая («Обрили уже!»), мнимые соучастники бросаются прочь, Трошкин бежит за ними и пытается всё объяснить.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров