Похоже, Китай готовится к стремительной экспансии на украинские рынки. И первый серьезный шаг он намерен сделать в сфере сельского хозяйства. Тем более что и официальный Киев всячески способствует подобным планам. Так, в конце сентября первый вице-премьер-министр С.Арбузов отправился в Китай на второе заседание Ураинско-китайской межправительственной комиссии по сотрудничеству. Там он тут же заявил, что именно в агросфере Украина рассчитывает на особое внимание со стороны Китая, напомнил, что в конце прошлого года уже был решен вопрос о финансировании проектов в украинском агросекторе (3 млрд. долл.), выразил надежду, что финансово-кредитное партнерство и дальше будет важным фактором в отношениях между двумя государствами.
Кроме того, они призвал к как можно более масштабному участию Китая в таких отраслях, как электронная промышленность и связь, гостиничный бизнес, строительство, создание международных транспортных коридоров.
Примечательно, что сразу после таких призывов С.Арбузов попросил… расширить упомянутый кредит в $3 млрд.: «Мы хотели бы увеличить кредит, который мы получили в минувшем году от китайской стороны на развитие сельскохозяйственного сектора. Сегодня у нас нет возможности экспортировать все, что мы выращиваем в тех объемах, в которых нам хотелось бы» (3). Видимо, полученных денег для реализации абмициозных планов стало не хватать.
По мнению экспертов, именно агросектор может стать тем приоритетным направлением, на котором сосредоточат свое внимание китайцы на Украине. И это уже становится все более очевидным.
3 августа в Киеве на встрече украинских аграриев и представителей Синьцзянской корпорации было заявлено о подписании меморандума о сотрудничестве и поддержке приоритетных проектов в сельском хозяйстве.
Правда, конкретно к этой программе, похоже, руководство страны отношения не имеет. Профильный министр Н.Присяжнюк заявил: «Насколько я знаю, речь идет об инвестировании в орошение. Но мы заинтересованы в любых инвестициях из любой страны. Наша позиция — в большей степени совместная работа с арендаторами и собственниками земли из Украины». Впрочем, учитывая потенциальные объемы сделки и практику ведения аграрного бизнеса китайцами в некоторых странах, руководству страны следовало бы повнимательнее присмотреться к этой сделки.
КНР, где проживает пятая часть населения Земли, объективно остро нуждается в расширении сельскохозяйственных площадей в целях обеспечения продовольственной безопасности страны (в прошлом году китайцы импортировали почти 14 млн. тонн зерновых и муки, что на 150% больше, чем в 2011 году). В 2009 году китайские агропредприятия обрабатывали в общей сложности около 2 млн. га земель за рубежом. До последнего времени сельскохозяйственные компании Китая предпочитали инвестировать в страны Южной Америки. Крупнейший агрохолдинг КНР Beidahuang приобрел 234 тыс. гектаров земли в Аргентине. Chongqing Grain заплатил $375 млн. за плантации соя-бобов в Бразилии. Впрочем, зачастую препятствием для реализации крупных проектов для китайских компаний становится несоответствие фитосанитарных, экологических и технологических стандартов их производства требованиям государств, в которых они налаживают свой бизнес.
Сделка же с Украиной может стать одной из наиболее масштабных. В частности, интерес к полевым угодьям в Украине проявила китайская госкорпорация Xinjiang Production and Construction Corps (XPCC). Их программа сотрудничества с украинскими аграриями предусматривает приобретение 3 млн. га (это превышает площадь, например, Кировоградской области). В эту программу они собираются вложить 2,6 млрд.долл.
Владелец KSG Agro Сергей Касьянов заявил: «Речь не о покупке и даже не о субаренде, а о совместной деятельности. Мы подписали с китайцами протокол о намерениях, где предусматривается сотрудничество в области производства продуктов питания и установление системы орошения. Мы будем выращивать кукурузу на землях, которые мы арендуем, и разводить свиней. Работать на земле будут наши граждане, сбыт продукции, в частности свинины, — в первую очередь в Украине, излишки — в Китае». В то же время, как пишет китайская пресса, производимая продукция будет продана двум госкомпаниям из КНР по льготным ценам.
На первом этапе китайской стороне будут переданы в аренду 100 тысяч га в Днепропетровской области. В дальнейшем площадь арендуемых территорий, в том числе в Херсонской области и в Крыму, достигнет 3 млн. га. Земли будут использованы для выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства. Китайская сторона берет на себя обязательства реализовать ряд ирригационных проектов.
Как сказали аграрии, на данный момент KSG Agro и китайская сторона работают над контрактом по созданию в 2014 году систем орошения на площади 3 тыс. га.
По мнению народного депутата Д. Шпенова, встречавшего делегацию, совместные проекты с китайцами свидетельствуют о доверии к Украине со стороны инвесторов. «Особенно приятно, что Синьцзянская производственно-строительная корпорация выбрала для сотрудничества Днепропетровщину — область с высоким потенциалом не только в производственном и научно-техническом секторах, но и в сельскохозяйственном. Это открывает новые возможности перед целым регионом», — отметил Дмитрий Шпенов.
Китайская сторона инвестирует в украинский агросектор не только деньги, но и технологии. «Примерно четверть пахотных земель в Украине пребывают под орошением. Китайская передовая технология орошения, которую мы сможет применить, позволит в несколько раз увеличить урожайность зерновых культур. Синьцзянская корпорация обрабатывает около двух миллионов гектаров земли, с применением современных технологий выращивает пшеницу, кукурузу, сою, хлопок и другие культуры. Но они также заинтересованы в закупках украинской агропродукции, — пояснил Сергей Касьянов. — Таким образом, мы не только получаем финансовую и технологическую помощь, но и надежный рынок сбыта».
Эти благостные и радужные перспективы вхождения китайского капитала на украинский сельскохозяйственный рынок (особенно по части внедрения «китайских передовых технологий») несколько диссонируют с тем, как подобная экспансия происходит в других странах мира. Так, в июне 2013 года австралийские политики призвали к более тщательной проверке сделок по передаче сельхозугодий в пользование иностранным производителям после того, как китайские инвесторы приобрели крупнейшее австралийское предприятие по выращиванию хлопка.
Имеет свой опыт работы с «китайским инвестором» и Россия. Как результат, с 2012 года правительством Красноярского края был введен запрет выдачи квот на ввоз из Поднебесной гастарбайтеров-овощеводов. Столь радикальная мера продиктована целым рядом причин. И, пожалуй, главная из них – очень много вопросов вызывает качество производимой китайскими овощеводами продукции. По словам заместителя руководителя краевого управления Россельхознадзора Андрея Кулешова, в подавляющем большинстве проверенных хозяйств, организованных китайскими овощеводами, содержание бензопирена в почве значительно превышает предельно допустимые концентрации. В некоторых образцах - почти в 50 раз!
Глава Хакасии Виктор Зимин потребовал изъять земли, отданные под китайские теплицы, а также прекратить поставку выращиваемых в них опасных овощей в школы. Исследования почвы на месте бывших теплиц в районе Ташебы, где выращивались огурцы и помидоры, подтвердили превышение предельно допустимой концентрации ядовитых веществ, включая мышьяк. Также были обнаружены неизвестные вещества, которые пока не определены. Еще на 11 участках земля признана чрезвычайно опасной. По заключению красноярских экспертов, на ней больше никогда нельзя будет выращивать овощи и фрукты. Схожие проблемы возникли и в Искитимском районе Новосибирской области, где китайские «предприниматели» умудрились испортить саму почву.
Таким образом, на украинский рынок готовится к вхождению хоть и крупный, но крайне непростой игрок, деятельность которого может не только принести доход в бюджет страны, но и нанести известным украинским черноземам непоправимый урон, если контроль со стороны государства за деятельностью китайских компаний не будет предельно жестким.
Кроме того, крайне интересно, как масштабные планы Китая по задействованию сельскохозяйственных мощностей Украины будут коррелироваться с ожиданиями того же ЕС, с которым намерены подписать соглашение, включающее положения о ЗСТ.
Пока что становится все более заметно, что на украинских землях основными фактическими хозяевами становятся кто угодно, кроме самих украинцев: с одной стороны, американские транснациональные компании вроде Дюпона продвигают свои потенциально опасные геномодифицированные продукты, с другой – китайцы, деятельность которых может привести к уничтожению плодородной почвы, самой основы сельскохозяйственной деятельности.
Украина становится все более зависимой от внешних игроков даже в тех сферах, в которых она традиционно считала себя серьезным игроком. С каждым подобным масштабным вхождением на украинский рынок уменьшаются возможности государства самостоятельно определять стратегические векторы развития данной отрасли. После же вступления в действия ЗСТ с ЕС и тех ограничений, которые накладываются на реализацию частными лицами своей сельхозпродукции, перспективы Украины как самостоятельного игрока на продовольственном мировом рынке станут еще более призрачными.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров