Как сообщает информационно-аналитическое издание "Одна Родина", в середине августа российские СМИ распространили весьма неприятное для украинских авиастроителей известие: авиакомпании РФ могут перестать платить украинскому ГП «Антонов» за модернизацию и продление летной годности тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан».
Со ссылкой на заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрия Слюсаря и генерального конструктора российского ОАО «Ил» Виктора Ливанова сообщается, что российские авиастроители смогут отказаться от участия украинской стороны, благодаря ратификации изменений в правилах Межгосударственного авиационного комитета (МАК), участниками которого являются страны СНГ. Поправки, которые были внесены в документы МАК в конце прошлого года, позволяют конструкторским бюро самостоятельно продлевать летную годность самолетов и проводить их модернизацию. Правда, лишь в том случае, если проводящее работы конструкторское бюро подтвердит свою компетентность и если ранее с владельцем прав договориться о проведении модернизации и других работ не удалось.
Предлагаем Вам так же читать последние новости Украины на Ukrnews24.net. Самые свежие новости Украины сегодня! Все, что делается в нашей стране, как-то отображается на нас. Поэтому важно следить за экономическими, политическими, культурными, банковскими новостями Украины, новыми событиями, изменениями, свершениями, неожиданностями. Именно для этого мы и создали данный сайт. Получайте ежедневную подборку украинских новостей онлайн, читайте их на экране своего компьютера или планшета.
Для «Антонова», где был разработан «Ан-124 «Руслан», это решение – несомненный удар. Ведь, несмотря на то что на сегодня обслуживанием и модернизацией находящихся в России «Русланов» занимается ульяновский завод «Авиастар» (а именно здесь выпускался этот самолет в 1980-2004 гг.), «антоновцы» продолжают получать деньги за проводимые работы по модернизации и продлению летной годности Ан-124. Например, за годы эксплуатации «Русланов» в российско-украинской компании «Волга-Днепр» последняя выплатила «Антонову» порядка 200 млн. долл.
В целом же такие роялти для украинских авиастроителей, испытывающих постоянные проблемы с заказами своей продукции, - серьезная часть доходов. В то же время в России указывают: новые поправки, принятые МАК, не противоречат рекомендациям международного авиарегулятора IKAO, а значит, протестовать против данного решения Киеву не имеет смысла. Между тем на сегодня в России в общей сложности эксплуатируется 35 Ан-124 (при потребности в новых самолетах данного типа, по оценке российской ОАК, в 75 единиц). Это значит, что в перспективе украинский разработчик лишится довольно впечатляющих сумм.
Нынешнее решение российской стороны некоторые политики и представители массмедиа в Украине уже успели классифицировать как некое проявление недружелюбия со стороны РФ, идущее в контексте общих недоразумений последнего времени в торговых отношениях Киева и Москвы. Но проблема в том, что данную стратегию в сфере именно авиастроения российская власть озвучила еще в начале 2013 года, то есть это решение трудно считать ситуативным – оно строится на взвешенной политике руководства РФ, формируемой в последние годы.
В частности, еще 7 января 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал поручение № Пр-24 главе российского правительства Дмитрию Медведеву относительно доработки мероприятий Госпрограммы развития авиационной промышленности РФ. В нем, в частности, указано на «необходимость первоочередного обеспечения внутреннего рынка авиаперевозок воздушными судами российского производства с учетом среднесрочной потребности в них для магистральных, региональных и местных авиалиний». И далее в документе отдельным пунктом поручается принять меры «по скорейшему внесению в авиационные правила изменений, позволяющих проводить модернизацию воздушных судов иностранного производства без согласования с держателем сертификата типа». В случае с украинско-российским Ан-124 эта задача упрощается тем, что права на данный самолет де-факто имеют обе стороны.
Однако зачем России понадобилось идти на такие крайние меры по отношению к украинским авиастроителям? Объяснение нам дает другой документ, увидевший свет в конце 2012 года, – а именно доклад «Россия как импортер вооружений: вызовы и возможности», подготовленный Общественным советом председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, в котором содержатся оценки и рекомендации по политике импорта вооружений и военно-технического сотрудничества РФ.
В частности, в разделе, посвященном военно-техническому сотрудничеству с Украиной, авторы доклада указывают, что «отсутствие налаженной системы политических и экономических связей между Россией и Украиной имеет конкретное выражение в слабости экономического сотрудничества и неумолимом сворачивании оборонно-промышленной кооперации, доставшейся в наследство от Советского Союза. Несмотря на различные заверения высоких должностных лиц, России и Украине так и не удалось согласовать среднесрочную программу военно-технического сотрудничества, заключить соглашения по защите интеллектуальной собственности».
То есть российские эксперты констатируют две основные проблемы украинско-российских отношений в сфере «оборонки» (которые, впрочем, наблюдаются и по другим направлениям экономических отношений), и спорить с ними невозможно.
Во-первых, это отсутствие стратегического видения и планирования такого сотрудничества. Более того: при серьезной зависимости ОПК двух стран друг от друга, что определяется некогда мощной кооперацией времен СССР, в договорной базе двух стран нет даже «профильных» базовых договоров, касающихся сотрудничества предприятий оборонно-промышленного комплекса! Это нонсенс, но такова реальность. Основные производители украинского оружия и военной техники на 70-90% зависят от российских партнеров или заказчиков, но понятных правил игры для них никто так и не удосужился создать даже спустя 22 года после исчезновения Советского Союза.
Во-вторых, отсутствие же долговременного
планирования и договорной базы ведет к тому, что Украина и Россия, продолжая
оставаться партнерами, одновременно все больше выступают конкурентами на
мировых рынках вооружений. Российские эксперты отмечают по этому поводу:
Однако стоит ли украинским производителям, которых исключают из схемы модернизации и обслуживания военной техники, обижаться на руководство российского ОПК? Здесь основополагающим моментом является то, что границы интеллектуальной собственности на созданную во времена СССР военную технику весьма размыты, ведь она создавалась и производилась в условиях широкой кооперации. Это и создаёт неопределенность с разграничением права интеллектуальной собственности. Складывается интересная ситуация: множество образцов такой техники модернизируется в Украине в интересах иностранных заказчиков, но, как отмечают в России, затем претензии по поводу проведенных работ предъявляются... к российским производителям. Понятно, что в российском ОПК такую ситуацию считают неприемлемой.
Эксперты в своем докладе для Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ отмечают, что «получая деньги от партнеров из РФ за поставки по кооперационным соглашениям, украинские партнеры на рынках третьих государств активно работают против российских коммерческих интересов, а зачастую активно передают третьим странам сохранившиеся на Украине военные технологии. Например, украинское ПАО «Мотор Сич», имея с российской компанией «Вертолеты России» многолетний контракт стоимостью пять миллиардов рублей на поставку двигателей, в нарушение всех возможных авторских прав инициирует откровенно враждебный, подрывной в отношении российских коммерческих интересов проект фактически контрафактной ремоторизации вертолетов Ми-8 на Оршанском заводе в Белоруссии».
Российские производители отвечают адекватно, справедливо полагая, что политика последовательного замещения украинской продукции собственными изделиями совершенно оправданна. В итоге Россия решила отказаться от закупки ракет «воздух-воздух» украинского производства, освоила собственное производство двигателей для крылатых ракет, систем прицеливания для стратегических и оперативно-тактических ракет, налаживает масштабное производство вертолетных двигателей, получаемых ранее из Украины, а также осуществляет еще целый ряд подобных проектов. Нынешнее решение россиян модернизировать Ан-124 «Руслан» без участия украинской стороны – тоже из этой сферы.
Таким образом, «противостояние» украинского и российского ОПК набирает обороты, что сулит украинским производителям большие проблемы.
Что же делать в этой ситуации?
Выход видится один – необходимо срочно установить единые правила взаимоотношений ОПК двух стран, и начинать стоит с серьезного многостороннего и детального двустороннего соглашения о военно-техническом сотрудничестве, в котором были бы учтены все нюансы такого партнерства. Этот документ должен стать базой для подписания договоров уровнем ниже, начиная со стратегических отраслей – авиастроения, ракетостроения, судостроения и др. А уже на их основе должны заключаться договоры между конкретными предприятиями по отдельным проектам.
Конечно, вернуть былой уровень кооперации предприятий двух стран будет проблематично. Однако установить для начала четкий формат взаимоотношений и предотвратить «противостояние» ОПК наших держав, которое никак не отвечает интересам обеих сторон, вполне возможно. Была бы политическая воля.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров