Многие жители бывшего СССР еще, наверное, помнят, как Западную Германию называли не иначе как оплот мирового империализма, неофашизма, реваншизма.
Но в то же время мало кто знает, а практически никто не знает, что двух непримиримых врагов - Леонида Брежнева и канцлера ФРГ Вилли Брандта - связывала многолетняя тайная мужская дружба. Эта дружба была настолько сильна, что однажды, когда канцлер ФРГ оказался замешанным в сексуальный скандал и из-за связи с посторонней женщиной его даже собирались отправить в отставку, именно Брежнев тайно отправил своему другу миллион марок на подкуп депутатов Бундестага, чтобы они правильно проголосовали.
В середине 70-х годов Леонид Брежнев, несмотря на свой огромный политический потенциал, находился в несколько подвешенном состоянии. Он был вынужден делиться властью с популярным среди простого населения Косыгиным, который формально считался главой государства. Не меньшая опасность для Брежнева исходила и от преданного сталинца Суслова, который мог в любой момент нанести удар в спину. Чтобы защитить свои позиции в политбюро и выйти из зависимости от некоторых его членов, Брежневу просто необходимо было провести международную акцию, например, неплохо было бы подписать какой-нибудь документ, который навсегда войдет в историю. Неплохим решением было бы подписание мирного договора с непримиримым идейным соперником - Германией.
Брежнев прекрасно понимал, что это крайне сложная задача, но с ее решением он надолго обеспечивал себе политическую неприкосновенность. В качестве первого шага Брежнев отдал распоряжение единственному человеку, которому всецело доверял, Министру иностранных дел Громыко, согласно которому он должен был выступить на заседании политбюро с речью о необходимости сближения с Западной Германией.
Подготовка документа была поручена начальнику 3-го отдела МИД СССР Валентину Фалину. Неожиданную поддержку Брежнев получил от главы КГБ Андропова, который прекрасно понимал, что это и его шанс утвердиться на политическом и партийном олимпе. Андропов решился на нестандартный шаг, он вызвал одного из самых доверенных чекистов и приказал установить личный контакт с самим канцлером ФРГ Вилли Брандтом. Это был действительно нестандартный шаг. В качестве человека, который должен был установить личный контакт, был выбран журналист-международник Валерий Леднев, именно ему отводилась главная роль в игре, затеянной советским лидером. Леднев прекрасно понимал, что от его действий зависит не только будущее Европы, но и всего мира.
Советский журналист, корреспондент газеты «Известия» Валерий Леднев был вхож в кабинет крупного политического чиновника, а главное личного друга канцлера - Эгона Бара. Опытный политик, Бар сразу понял, что цитируемый журналистом документ, основной текст которого может быть известен только главам ФРГ и СССР, является крайне важным, а то, что Брежнев стремится к встрече, минуя дипломатические каналы, свидетельствует только об огромном политическом перевороте в европейской политике уже в ближайшее время. Бар устроил встречу Леднева с Вилли Брандтом, и журналист лично канцлеру изложил текст и сообщил в устной форме все, о чем его просил представитель Андропова.
После первой минуты разговора Брандт понял, что все, о чем говорит журналист, не является политической провокацией и что все это не может быть подставой. Спустя три недели статс-секретарь правительства Западной Германии Эгон Бар прилетел в Москву на плановую встречу с главой МИД СССР Громыко. По прибытии в аэропорт Москвы германский чиновник почувствовал себя участником детективной игры. Прямо в аэропорту кто-то неизвестный всунул ему в руку скомканную бумажку, на которой была написана просьба в определенное время не покидать гостиничный номер. В толпе встречающих Бар увидел и Леднева, но тот сделал вид, что не знаком с высоким германским гостем.
В это время Брежнев и Брандт напрямую обсуждают все моменты, связанные с политической ситуацией в Европе и мире. Они готовят почву для подписания исторического документа, который должен был перевернуть все представление о политическом устое старушки Европы. Брежнев и Брандт доверяли друг другу безгранично, но это тщательно скрывалось, так как этого не одобрили бы ни в Германии, ни в СССР. Вообще, необходимо признать, что некоторых членов политбюро начинала раздражать чрезмерная активность нового Генсека на международной арене.
По коридорам Кремля еще гулял холодный ветер недавних переворотов, заговоров и разоблачений. Брежнев прекрасно понимал, что у его политического оппонента Суслова даже готова формулировка – «Неклассовый подход в международных отношениях», именно так бы назвали попытки Брежнева наладить отношения с Западной Германией.
Впрочем, куда большему риску подвергался канцлер Германии. В Бундестаге сторонников налаживания отношений с СССР практически не было, и любое неосторожное действие Брандта привело бы к немедленной отставке. Но необходимо признать – Вилли Брандт был одним из немногих политиков, кто ставил государственные интересы выше собственных убеждений и взглядов. Брандт прекрасно понимал, что каждый день на высоком посту мог оказаться последним. Личная жизнь канцлера была под постоянным прицелом бульварной прессы, одним нужна сенсация, другим повод для отставки неугодного политика.
Тайный друг Леонида Ильича Вилли Брандт и его супруга публично демонстрировали крепость семейных уз, но злые языки утверждали, что канцлер изменяет супруге. За компроматом на канцлера началась настоящая охота, и в итоге сенсация свершилась – оппозиция заявила, что в их распоряжении есть фотографии интимного плана. На этих снимках был запечатлен канцлер с неизвестной женщиной в купе поезда, когда возвращался из предвыборной поездки в Норвегию. Представители оппозиции грозились передать эти снимки бульварной прессе, если Брандт лично не подаст в отставку.
Каждая из газет того времени пыталась как можно язвительнее написать о Вилли Брандте, каждый репортер считал своим долгом как можно острее написать о распутном канцлере. Грандиозный скандал рос как снежный ком, дополняясь в большей части домыслами и выдумками журналистов бульварной прессы.
Всю информацию о событиях, связанных с Вилли Брандтом, Брежневу сообщил Вячеслав Кеворков, прибывший из Западной Германии. Узнав все подробности дела, Брежнев пришел в недоумение: «Если я из-за каждой бабы, с которой жил, уходил бы в отставку, мне работать не было бы когда».
Для Брежнева отставка Брандта являлась ничем иным как ударом ниже пояса, уж слишком большие надежды он возлагал на своего западного друга. Ведь именно с Брандтом Брежневу удалось наладить тесные и более того теплые отношения, что позволяло решать самые сложные политические вопросы в мире. С новым человеком придется все начинать с нуля, и где гарантия, что все пройдет гладко.
Брежнев принял решение помочь Вилли Брандту избежать отставки. Для этого он пригласил Вячеслава Кеворкова, который был прекрасно осведомлен с политической подноготной Западной Германии и о многом мог рассказать. Брежнева прежде всего интересовало, как происходит процедура отставки, кто принимает решение и как можно изменить ситуацию. Кеворков пояснил, что все происходит в Бундестаге во время голосования депутатов парламента, а так же мимолетом заметил, что голоса депутатов можно просто купить, то есть заплатить им деньги и они проголосуют так, как это необходимо. Это было сказано вскользь, но именно это более всего заинтересовало Брежнева. Подкуп, вот он реальный выход из критической ситуации!
Той же ночью Кеворков вылетел в Германию. У него в руках находился кейс с миллионом марок, которые должны стать залогом положительного для Вилли Брандта голосования депутатов парламента. Но по прибытию в Германию Кеворков так и не сумел передать деньги представителям Вилли Брандта, и всем оставалось надеяться лишь на судьбу. Всю процедуру голосования в Бундестаге демонстрировало телевидение, и Кеворков, наблюдая за экраном телевизора в номере гостиницы, сообщал результаты голосования по телефону в Москву. Когда в итоге с перевесом в один голос Вилли Брандт победил и остался еще на два года у руля Западной Германии, в Москве все просто кричали – Ура!
Стало ли решающим по отношению к будущему Европы это событие? Наверное, да. Вилли Брандт стал лауреатом Нобелевской премии за существенный вклад в развитие отношений между Западной и Восточной Европой, и именно его называют основоположником строительства совершенно новой Европы, такой, как мы ее знаем сегодня. Также необходимо признать, что теплые и дружеские отношения между Брежневым и Брандтом продолжались до смерти советского генсека, и, по мнению многих политических экспертов, именно эта мужская дружба гарантировала относительное спокойствие в Европе, несмотря на все козни США.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров