Авторизация
Всемирный клуб одесситов
05.05.2013   14:11

Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой

Вопрос о времени празднования Пасхи Христовой

Многие люди задаются вопросом: почему Праздник Светлого Христова Воскресения Пасха празднуется не в один и тот же день каждый год, а в разные дни и даже месяцы весны?

Праздник Пасхи был установлен в ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (см.: Исх. 12, 24). У древних евреев Пасха была непереходящим праздником и праздновалась от 14 до 21 числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (см.: Исх. 12, 18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя. Да и сегодня иудеи также празднуют свою пасху.     

В новозаветной Церкви Пасха празднуется в память Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Кроме того, в честь этого спасительного события Православная Церковь еженедельно празднует первый день седмицы — воскресенье, который заменил собой ветхозаветную субботу. Тайная вечеря, страдания и смерть Богочеловека происходили накануне Воскресения Христова, а в первый день седмицы после первого дня еврейской Пасхи Господь Воскреси с мертвых.(Мк. 16, 9). В Древней Церкви праздник Пасхи праздновался не везде в одно и то же время. Так, почти все Поместные Церкви — Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская, Римская — праздновали Пасху в первое воскресенье после Пасхи еврейской, согласно евангельскому повествованию. Малоазийские же Церкви, средоточием которых в то время был Ефес, праздновали Пасху одновременно с евреями, 14 нисана.

Несогласия в праздновании христианской Пасхи среди Поместных Церквей вызвали так называемые пасхалические споры, которые прекратились только после постановления Первого Вселенского Собора (325 г.) о единовременном праздновании Пасхи во всех Церквях. Прежде всего, на основании 7-го Апостольского правила, было решено, что христианская Пасха не должна праздноваться в тот день, когда празднуют свою пасху иудеи. Далее, на основании новозаветного учения о седьмом дне, решено, что христианскую Пасху нужно всегда праздновать в воскресенье. Наконец, решено, что для указания времени года, в которое надлежит праздновать Пасху, должно всегда служить первое полнолуние после весеннего равноденствия. На основании всего этого объявлено следующее решение: Пасха Христова всегда празднуется в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Если случится, что на то же воскресенье придется и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за тем воскресенье.

Это решение Никейского собора стало обязательным для всей Церкви, и им руководствуется теперь наша Православная Церковь.  Пасха Христова может праздноваться  в период с 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю, то есть по старому стилю. По государственному календарю или по григорианскому, то есть по новому стилю это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая.

Почему православная Пасха отмечается в этом году 5 мая?

Об этом – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ Павел Кузенков.: «Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной. Согласно предписаниям Ветхого Завета, древнееврейский праздник пасхи праздновался «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером» (Лев 23:5; Числ 28:16) — то есть в начале полнолуния лунного месяца авив, который в древности считался первым месяцем года и началом весны (современные иудеи этот месяц называют нисаном и, начиная год осенью, считают седьмым по счету). Таким образом, чтобы праздновать Пасху Христову, следует:

— установить дату первого весеннего полнолуния;

— дождаться первого после нее воскресного дня.

Как вычисляли день Пасхи?

12 лунных месяцев длятся всего 354 дня, что на 11 с лишним дней меньше солнечного года, определяющего сезонные циклы. Поэтому они постоянно «блуждают» по временам года. Нужны какие-то критерии, чтобы понять, является ли данный лунный месяц весенним и, таким образом, пасхальным, или же следует считать его еще зимним и ждать следующего. Для решения этой проблемы уже в глубокой древности в Вавилонии и Древней Греции (а также в Китае) применялись специальные таблицы, по которым каждые три или два года один из лунных месяцев признавался «тринадцатым» (вставным), что выравнивало разницу между солнечным и лунным годом. Однако древние евреи предпочитали опираться не столько на таблицы, сколько на наблюдения за природой: признаками весны считались появление приплода у скота и созревание хлеба в колосьях. В эпоху земной жизни Иисуса Христа установление точной даты пасхи находилось в руках особого календарного совета, и было покрыто строжайшей тайной. О его решениях сообщалось посредством сигнальных огней и скороходов. После катастрофы Иерусалима и разрушения храма разрозненные иудейские общины стали пользоваться собственными календарями, которые имели разную точность и с каждым годом все больше расходились друг с другом. Это не могло не смущать христиан, которые в первые полтора века сами не занимались календарными расчетами, а просто дожидались иудейской пасхи. В начале III века христианские ученые начали создание собственных методов вычисления Пасхи. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Ведь, согласно древней традиции, именно в это время, когда день равен ночи, а вся природа как бы рождается заново, — Бог сотворил мир.

Значит, и «природным» началом каждого года следует считать весеннее равноденствие. По вычислению александрийских астрономов, в IV веке оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Первое же полнолуние после этой даты стали признавать весенним — а значит, пасхальным. Если оно попадает на субботу, Пасха празднуется на следующий день, если на воскресенье — Пасха в следующее воскресенье, через 7 дней. Поскольку наблюдения за луной требуют навыков и не всегда возможны, были составлены таблицы дат пасхальных новолуний. Точно уложить астрономические циклы вращений Луны и Солнца (Земли) в целых числах невозможно, но по критерию сочетания удобства и точности из всех таких таблиц самой совершенной была признана александрийская пасхалия, изобретенная в Египте около 300 г. на основе пасхалии св. Анатолия, епископа Лаодикийского. Согласно этой системе, каждые 19 лет даты пасхальных полнолуний приходятся на одни и те же числа юлианского календаря. Если наложить на это еще и 28-летний цикл повторяемости дней недели (для учета воскресений), получится 532-летний большой цикл — «великий индиктион», — по истечении которого даты Пасхи будут повторяться в том же самом порядке.

Пасха дважды в году?

Отцы Первого Вселенского Собора в 325 г. постановили, чтобы отныне празднование Пасхи не совершалось с иудеями (то есть в соответствии с их вычислениями). Ведь по иудейским таблицам пасхальное полнолуние нередко случалось раньше 21 марта — то есть еще в прошлом году. Выходило, что в отдельные годы Пасха совершалась дважды, а в иные — ни разу. Как писал св. равноапостольный Константин Великий: «Чего ради мы будем следовать людям, которые, как общепризнано, страдают страшным заблуждением? Уж мы-то не потерпим, чтобы Пасха праздновалась когда-либо дважды в одном и том же году!». Отсюда видно, что канонический запрет праздновать Пасху «с иудеями» (7-е Апостольское правило, 1-е правило Антиохийского Собора) касается вовсе не совпадения во времени (что в принципе невозможно, так как правильной датой иудейской пасхи считается 14 нисана — то есть сам день полнолуния, в который христианская Пасха никогда не празднуется). Святые отцы, как было показано выше, запретили вычислять дату пасхи «вместе с иудеями» — то есть вслед за ними, в соответствии с их ошибочной методикой.

Примерно с X века иудеи стали вычислять дату Песаха по новым, гораздо более точным правилам, и получаемые ими даты не совпадают с датами иудейской пасхи в православных пасхалиях. Но и вычисляемый таким образом Песах никогда не попадает на православную Пасху, все время оказываясь раньше нее (расхождение это из века в век увеличивается и теперь составляет, по крайней мере, 5 дней).

Александрийская пасхалия

Александрийская пасхалия постепенно оттеснила все другие варианты пасхальных таблиц и действовала во всем христианском мире с VI до XVI века (кроме Армении: армянская пасхалия расходится с александрийской 4 раза за 532 года).

Следует иметь в виду, что 532-летняя пасхалия — сложная конструкция, создание которой требовало не только знаний в области астрономии, но и математического таланта. Она «работает» (то есть обеспечивает точность) только с юлианским годом. Поэтому после так называемой григорианской реформы ее применение оказалось невозможным, и у западных христиан определение даты Пасхи превратилось в сложнейшую математическую процедуру. Характерно, что те православные страны, которые в XX веке по политическим причинам также отказались от юлианского календаря, были вынуждены сохранить александрийскую пасхалию, что привело к целому ряду несообразностей. Разумеется, александрийская пасхалия не идеальна. Она постепенно отклоняется от наблюдаемых астрономических явлений: равноденствие каждые 128 лет отступает от 21 марта на 1 день к началу года (как и юлианский календарь), а табличные полнолуния каждые 300 лет оказываются на сутки позже реальных. Но добиться более высокой точности и сохранить при этом цикличность таблицы оказывается невозможным. Например, григорианский солнечный календарь точнее юлианского — но лунные циклы с ним никак не совместимы. При этом современный иудейский календарь очень точен в отношении луны — но при этом не является цикличным и имеет довольно большую погрешность в отношении солнечного года.

Православные богословы, давно заметившие эти погрешности, не придавали им никакого значения. Ведь в отличие от ветхозаветной «прообразной» пасхи, которая была сезонным праздником и была связана с локальными сельскохозяйственными реалиями, светлое Воскресение Христово носит вселенский и надмирный характер. Предписания Ветхого Завета на нее, строго говоря, не распространяются. В Церкви новозаветной гораздо большее значение имеет соблюдение стройного, отточенного многовековой литургической традицией порядка подвижных и неподвижных праздников — что может обеспечить только юлианский календарь и александрийская пасхалия. Сохраняя их в своем употреблении, Русская Православная Церковь хранит ту традицию, которую 17 столетий назад одобрили святые отцы Никейского Собора.

Таким образом, в 2013 году — 7521 году от сотворения мира, 73-м году 15-го великого индиктиона — Пасха, согласно александрийской пасхалии, будет праздноваться 22 апреля (что по гражданскому реформированному календарю соответствует 5 мая)».

Хочется добавить,  что только в канун Православной Пасхи, в Великую субботу в Иерусалиме на Гробе Господнем, где Христос  Воскрес, в два часа дня по местному времени совершается великое чудо Божие: сходит Благодатный огонь.

Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa