Статья протоиерея Георгия Городенцева, опубликованная на нашем сайте 23 марта, заинтересовала читателей. Поэтому публикуем ответы священника на некоторые вопросы одесситов. Надеемся, что диалог, который получился, благодаря активной позиции протоирея Георгия Городенцева, будет иметь продолжение.
- В своей статье Вы говорите, что в новозаветное время мы можем творить образы истинного Бога, "которые есть не что иное, как изображения или иконы Господа нашего Иисуса Христа". Согласен с этим. Но ведь кроме икон Спасителя в Православной Церкви имеются иконы Божией Матери, святых ангелов и множества святых людей. Как же быть с этими иконами? Не будучи образами Христа, не являются ли они идолами?
- Как известно из Св.Писания, человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт.1,27). Если бы люди и доселе сохранили оный неповрежденным, то они бы доселе являли на земле живой и чистый образ Всевышнего. А изображения таких людей, будучи образами образа Божия, т.е. будучи истинными изображениями истинного Бога, согласно православному учению были бы достойными почитания иконами.
Однако на самом деле после грехопадения образ Божий был затемнен в человеке грехом, поэтому изображения такого, падшего человека (портрет, картина, статуя и т.д.) изображают по преимуществу грехи и страсти, запечатленные на лице изображенного. И по сей причине сии образы не достойны почитания, которое воздается единому Богу. Если же такое почитание все же будет им воздаваться (как, например, статуям древних римских императоров, почитавшихся у язычников богами) то это укажет на них, как на идолов, а на их почитателей - как на идолопоклонников.
Во всем роде человеческом есть лишь один Человек - Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, в Котором образ Божий совершенно не поврежден грехом, ибо "Он не сделал никакого греха" (1 Пет.2,22), поэтому "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Флп.2,6). Но ведь и всякий святой человек на пути своей подвижнической жизни очищает себя от грехов, все более и более являя в себе чрез это образ Божий. Как говорит об этом Господь: "Какая женщина..., если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет" (Лк.15,8).
По толкованию святых отцов здесь женщина - это душа человеческая. Утерянная драхма (монета, на которой обычно изображался образ царя земного) - это образ Божий, образ Царя Небесного в человеке, утерянный душой из-за множества ее грехов. Для того, чтобы найти этот образ, необходимо зажечь в душе свет евангельский, свет заповедей Христовых, и при этом свете вымести обитель души от всего того множества грязи духовной (т.е. от грехов и страстей), которая в ней скопилась. Тогда-то сам по себе и обрящется, будет виден в человеке образ Божий. Тогда-то изображение такого, святого человека будет образом образа Божия, т.е. достойной почитания иконой.
Впрочем, все это вышесказанное нисколько не противоречит вышеприведенному утверждению, что образами истинного Бога могут быть лишь иконы Господа Иисуса Христа. Ведь все святые люди на пути своей подвижнической жизни, очищая себя от грехов и являя в себе образ Божий, подражали Христу. Как сказал об этом ап.Петр: "Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (2 Пет.2,21).
А ап.Павел говорит: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор.1,11; ср.1 Кор.4,16). Тот же апостол говорит о христианах: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал.3,27). А несколько ниже он говорит совсем прямо: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал.4,19).
Так что основной тезис заданного вопроса, т.е. что образы святых не суть образы Христа, - неверен. В том-то и дело, что в святых (как плод их духовной жизни) таинственно изображается Христос. Именно это, по словам преп.Симеона Нового Богослова, открывает им врата Царствия Небесного: "Те, которые хранят врата царствия Небесного, если не увидят в христианине подобия Христу, как сына отцу, никак не отворят ему их и не дадут войти" (Слово 2-е, 4). Поэтому изображения таких святых людей, будучи таинственно образами Христовыми, также являются достойными почитания иконами.
Кстати сказать, думаю, что эта таинственная, т.е. мистическая истина иконописными средствами отчасти делается нам явной в иконах Божией Матери, Которая ведь на подавляющем большинстве оных изображена с Богомладенцем Христом, поэтому, как очевидно каждому, эти иконы в некотором смысле можно назвать и образами Христовыми.
- В своей статье вы показали, что истинные изображения истинного Бога в новозаветное время возможны. Пусть так. Но отсюда совсем не следует, что их нужно почитать, как это делают православные христиане. Не является ли такое почитание красок, доски и т.п., на чем изображена икона, проявлением идолопоклонства?
- Как известно, православные христиане почитают не краски, доску и т.н., а образ Божий, запечатленный на иконе. Такое иконопочитание следует из того, что Сам Бог достоин славы, чести и поклонения, поэтому и Его образ достоин почитания. Причем сие последнее чрез образ воздается Первообразу.
Сектант, выступающий против иконопочитания и называющий его идолопоклонством, противоречит сам себе. И действительно, почему мы ненавидим идолы, об искоренении которых так печется сектант? Потому что они - изображения бесов (ср.1 Кор.10,19; Втор.32,17). И как бес - первообраз идола - достоин ненависти, презрения и порицания, так точно того же достоин его образ, т.е. идол. Причем сие презрение образа через него воздается первообразу, т.е. диаволу, являя таким образом наше должное отношение к врагу рода человеческого.
Совершенно очевидно, что суть отрицания идолопоклонства и принятия иконопочитания абсолютно одна и та же, и основана она на связи первообраза и образа: иконы - образы достойного почитания Бога, поэтому и они достойны почитания; идолы - образы достойного презрения и ненависти беса, поэтому и они должны быть презираемы и ненавидимы. Следовательно, иконопочитание и идолопоклонство принципиально связаны между собою так, что отрицание одного необходимо ведет к утверждению другого, и наоборот. То есть, почитающий иконы - отрицает идолы; отрицающий иконы - утверждает идолы.
Ибо, как сказал Господь: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Мф.6,24).
Нельзя одинаково любить или одинаково ненавидеть двух господ, но одного надо возлюбить, а другого возненавидеть; или одного возненавидеть, а другого возлюбить. Поэтому любящий иконы (т.е. любящий Бога и истинные Его образы) будет ненавидеть идолов. А ненавидящий иконы не сможет ненавидеть идолы, но, согласно слову Господа, необходимо будет их любить, принимать и почитать. Поэтому сектант, думающий обличить нас за иконопочитание, этим самым являет самого себя идолопочитателем и идолопоклонником. Ибо, как он может служить истинному Богу, если, как сам о себе свидетельствует, даже не имеет истинного образа Его?! Но, находясь во тьме заблуждений, своевольно создает себе ложные образы Его, т.е. идолы, и поэтому служит чуждым, ложным "богам"?!
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров