Авторизация
Всемирный клуб одесситов
23.03.2013   18:59

Об иконопочитании

Об иконопочитании

В этом году 1-я Неделя (т.е. первый воскресный день) Великого поста припадает на 24 марта (по н.ст.). Эта Неделя носит название Торжество Православия, поскольку в сей день вспоминается окончательная победа (в IX веке по Р.Х.) Православной Церкви над ересью иконоборчества. В связи с этим, думаю, будет прилично сказать несколько слов о почитании православными христианами икон. Поскольку далекие от Церкви люди в этом не очень-то разбираются, а сектанты, тем более, еще и нападают на нас, православных, по этому поводу с обвинениями.

И действительно, одним из главных догматических аргументов разнообразных сект (как новых, пришедших к нам из-за рубежа, так и доморощенных) против Православия является сектантский навет на православных в связи с нашим обычаем иконопочитания. С удивительным единодушием сектанты назойливо называют иконы идолами, таким образом обвиняя нас в идолослужении. При этом в качестве доказательства таких обвинений они обычно указывают на 2-ю заповедь Десятисловия Моисеева, гласящую: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх.20,4-5).

Икона - это достойное почитания изображение Господа, Божией Матери или Его угодников. Поэтому поскольку в Ветхом Завете есть заповедь, запрещающая изображать Бога, творить Его образы и почитать эти изображения, то нам, членам православной Церкви действительно есть над чем подумать. Не потому, что мы сомневаемся в догмате иконопочитания, который утвержден на Седьмом Вселенском соборе и не может подвергаться сомнению или даже обсуждению. А для того, чтобы дать достойный ответ сектантам, как и заповедал нам апостол: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет.3,15). Поэтому давайте и подумаем вместе, опираясь не на свой слабый рассудок, но на соборный разум Церкви, на Св.Писание и Св.Предание, уясним ясно выраженную в них Истину. Выясним попутно и такой вопрос: действительно ли уж такие "евангельские" христиане и христиане ли вообще люди, столь настырно называющие иконы идолами?

Как известно, основное возражение православия на это обвинение инославных состоит в следующем. 2-я заповедь закона Моисеева запрещает творить изображения Божества по той причине, что Бог Сам в Себе невидим; никто из людей Его не видел, поэтому и не может изобразить. Как говорит об этом св.ап.Иоанн Богослов: "Бога не видел никто никогда" (Ин.1,18). А ап.Павел говорит о Всевышнем, что Он "Господь господствующих... Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим.6,18).

Но как может быть изображен Тот, Кто не только никогда не был видим, но видение Которого вообще невозможно?! Очевидно, любая попытка изобразить Невидимого будет лишь фантазией художника, а сотворенный образ будет лишь ложным образом истинного Бога, т.е. будет идолом.

Примеры такого идолотворчества мы видим в Ветхом Завете. Так, например, Аарон по желанию народа израильского сотворил золотого тельца: "И сказали они: вот бог той, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской" (Исх.32,4). Разумеется, на самом деле этот телец никоим образом не был ни Богом, ни образом Божиим, а объявляло его таковым лишь греховное своеволие народа.

Следовательно, по причине невозможности узреть плотскими очами Бога любой Его рукотворный образ в ветхозаветное время заведомо мог быть лишь идолом, что и констатировала 2-я заповедь закона Моисеева, запрещающая этих идолов создавать, в частности, и через творение заведомо ложных образов Невидимого.

Однако иное возвещает нам Новый Завет. Он благовествует миру о воплощении Сына Божия: "Слово стало плотию" (Ин.1,14); и поэтому ранее невидимый Бог становится видимым. Тот же ап.Иоанн Богослов говорит об этом так: "Бога не видел никто никогда; сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин.1,18). В другом месте он же свидетельствует "о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин.1,1). А Слово сие, как мы знаем с первой строки Евангелия от Иоанна, "было Бог" (Ин.1,1).

Итак, невидимый Бог стал видим по Своему человечеству - Его видели своими очами апостолы, может видеть любой человек, в том числе и мы. А это значит, что Он имеет после воплощения видимый образ. Ибо зрение кого-либо, или чего-либо, как говорит наука, собственно есть образ зримого предмета, сначала зеркально запечатлевающийся на, если не ошибаюсь, сетчатке глаза, а затем через нервные окончания передающийся в мозг и через него запечатлевающийся в душе. Образ Христа могли принимать и другие, способные к этому предметы, что, в общем-то, задним числом признают и сами сектанты, по крайней мере, некоторые из них. Так, к примеру, баптисты в одном из своих песнопений поют о (цитирую по памяти) "чистом озере Геннисаретском, в котором отразился образ" или Лик Христа. Но если бездушное озеро смогло отразить образ Христа, то почему же не может изобразить этот же образ одушевленный человек-иконописец? И если вы не обвиняете в идолотворении и идолопоклонстве первое, то почему же такое обвинение предъявляете второму?

Поэтому, суммируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: исходя из православного учения об иконопочитании следует признать, что 2-я заповедь закона Моисеева в новозаветное время лишается каких-либо догматических оснований запрещать творение и почитание истинных образов доселе невидимого Бога, которые есть ни что иное как изображения или иконы Господа нашего Иисуса Христа. Хотя эта же заповедь остается в полной силе по отношению к ложным образам Бога, которые и в наше время встречаются наряду с истинными и есть ни что иное как идолы.

Однако следует заметить, что данное православное учение само по себе все же не отменяет запрет 2-й заповеди Десятисловия и в отношении творения истинных образов Божиих, т.к. для такого запрета кроме догматических могут существовать еще и причины нравственного, да и просто обрядового характера. Иначе говоря, может быть, несмотря на то, что догматика разрешает нам творить иконы, на самом деле такое творчество все же есть дело безнравственное и греховное, т.к. оно противно воле Божией?

Но такое предположение содержит в себе явное противоречие. Ибо если Богу неугодно иметь на земле Свои истинные изображение или образы, то почему Он сотворил человека по Своему образу и подобию? Почему Он послал к нам Сына Своего, Который "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Флп.2,6)? Почему Он сотворил мир так, чтобы тот через определенные предметы, естественно способные к этому, запечатлевал образ Христа, т.е. образ Божий (ср.Флп.2,6), что и сами сектанты задним числом признают, распевая свой псальм о "чистом озере Геннисаретском"?

Итак, иконопись, т.е. творение истинных образов Божиих, не противна воле Его, поэтому не есть дело аморальное и с этой стороны не есть творение идолов.

Тогда, наконец, может быть 2-я заповедь закона Моисеева, потеряв свое догматическое и нравственное значение в отношении к иконам, все же запрещает творить их хотя бы по обрядовым причинам? Ведь в законе Моисеевом есть множество заповедей, например, заповеди об обрезании, о различиях в пище и т.п., догматические и нравственные основания которых древние иудеи уяснить не могли, однако признавали эти заповеди и старались их исполнять. Может быть и нам подобным образом - т.е. по обрядовым предписаниям, хотя нам и непонятно, почему оные даны, - следует все же воздерживаться от иконопочитания?

Это действительно было бы так, если бы не только обрядовое действие 2-й заповеди в отношении к истинным образам Божиим, но и весь обрядовый закон Моисеев не были бы упразднены в самом начале христианства. Ибо еще тогда, как повествует об этом Св.Писание: "Восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев" (Деян.15,5). В связи с этим вопросом около 51 г. по Р.Х. был собран собор, называемый апостольским, который определил: "Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян.15,24-25.28-29).

В этом соборном определении, удерживающем нечто малое из ветхозаветного закона Моисеева, нет никакого упоминания о запрещении творить истинные образы Божии. Следовательно, эта заповедь, этот запрет закона упраздняется и в обрядовом отношении, как и обрезание, различия в пище и т.п. Как и они, она не является обязательной для православных христиан, которые поэтому могут творить и должным образом почитать подобные изображения без страха оскорбить ими Господа.

А вот что касается сектанта, да и вообще любого инославного христианина, думающего осудить православных и оправдаться самому через воздержание от иконопочитания, которое мнится ему из-за неправильного толкования 2-й заповеди закона Моисеева идолопоклонством, то таковой впадает во множество зол. Ведь, как учит нас Св.Писание, и это должны были бы знать "евангельские" христиане, для оправдания законом крайне недостаточно не только соблюдение одной его заповеди или даже многих, но надобно соблюдать весь без исключения закон. Ибо "кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона" (Иак.2,10-11). И если ты по 2-й заповеди не делаешь и не почитаешь иконы, но сам не обрезан, то ты также преступник всего закона, в том числе и заповеди о воздержании от идолослужения.

Итак, господа сектанты и не православные, прежде чем разглагольствовать об иконопочитании и идолопоклонстве на основе цитаток из 2-й заповеди закона Моисеева, покажите нам сначала свое обрезание. Ибо, как же это вы думаете сами оправдаться и нас осудить через соблюдение всего лишь одной заповеди закона, а основную его заповедь об обрезании не исполняете?

Впрочем, если вы примите обрезание, то мы спросим с вас за другие заповеди ветхозаветного закона: субботу, различия в пище, омовения и т.п., - и все равно найдем, что вы что-то не выполняете.

Если же вы и "выполните" с помощью лицемерия "все", то и тогда это не принесет вам никакой пользы, "ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал.2,16).

Наконец, если вы все же лицемерно заявите, что оправдываетесь и спасаетесь через закон Моисеев, тогда вам придется признать то, о чем говорилось в начале этой статьи: что вы не только не "евангельские", но даже и не христиане. А принадлежите вы к другой, нехристианской религии - иудаизму. И мы можем сказать вам: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры" (Гал.5,5), одним из основных догматов которой является соборно утвержденный догмат об иконопочитании.

Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa