15 декабря состоится объединительный Собор по созданию единой поместной православной церкви в Украине. В нем примут участие более 50 архиереев. Сообщается, что наибольшее представительство будет у УПЦ КП — 40 архиереев. Украинскую автокефальную церковь будут представлять 12 архиереев и 3 или 4 представителя будут от УПЦ Московского патриархата. Об отношении священнослужителей к предстоящему событию рассказал Митрофорный протоирей Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата отец Василий Вирозуб, настоятель Свято-Троицкого гарнизонного храма города Одессы.
Еще в 2014 году он в качестве капеллана Вооруженных Сил Украины побывал в Луганске и Донецке, в 2015 уже был в 72 бригаде под Волновахой. По его воспоминаниям, это были тяжелые бои и большие потери, где он лично сопровождал «двухсотые» и «трехсотые» грузы. Он был в блиндажах на передовой, получил контузию. Оружие в руки не брал: выполнял миссию духовную, просветительскую, принимал исповеди, причащал, крестил.
- Как фронтовик, Вы тем более можете высказать свое отношение к военному положению. Ведь у нас совпали очень серьезные, судьбоносные для страны события: война на востоке Украины, принятие Томоса, введение военного положения в 10 областях.
- Как я отношусь к военному положению? Этот вопрос первой задала моя мама, что было для меня очень неожиданно. Она ведь меня уже благословляла на фронт. Само понятие для людей не военных «военное положение» не воспринимается до конца. Введение военного положения взбудоражило общество, т.к. мы настолько привыкли к войне, что по большому счету не слишком о ней задумывались. Она, война, ведь где-то идет там, за горизонтом, а здесь жизнь мирная. Работают театры, кафе, рестораны, а мы ходим спокойно по улицам. А ведь война здесь, в «нашей хате». Люди приходят раненные, без рук и без ног, с психическими травмами.
- Но все надеялись, что нас не коснется.
- Это большая ошибка. Мы все в одной лодке. Мы все обязаны быть готовыми защищать свою страну. И, между прочим, все военнослужащие еще с 2014 года в состоянии повышенной боевой готовности, даже, если они не на передовой. Что касается священнослужителей. Мы с 1992 года говорим о том, что есть Независимая Церковь, есть украинский язык, есть украинские границы, банки, Президент и есть украинское государство. По канонам церкви каждая страна обязана иметь своего патриарха. Мы 2000 лет стоим на этих канонах. Люди должны молиться на том языке, который понимают. Вот мы, например, помним Унию, когда заселяли Западную Украину польскими ксендзами. Люди взбудоражились, потому как на богослужении не понимали язык. А знали только Аллилуя и Аминь и все, больше ничего по латыни не знали. Народ заволновался, но Папа Римский того периода был мудрым человеком. Он сказал: «Стоп-стоп, вы имеете свои обряды. Вы православные. Общайтесь и молитесь на своем родном языке, но вы переподчиняетесь теперь Риму». Вот так и появилось греко-католичество. И вот сегодня мы говорим, что есть Украинская независимая церковь. Мы же это всегда говорили, так что обязан быть свой Патриарх. Нам говорят, дескать вы не признаны. Так вот, сейчас пришло время признать. Вон сколько не признавали Московию, когда они перетянули на себя Митрополию. Исторические факты открыты, нужно читать, просвещаться.
- Нынешние события, на ваш взгляд, не грозят расколом в религиозном мире?
- Постулат, что Церковь отделена от государства нереален сам по себе. Это все равно, что отделить ее о людей. Священник не может кинуть людей на произвол судьбы. И государство не должно вмешиваться. Я не являюсь большим поклонником нашей нынешней власти, т.к. я вижу много негатива. И это касается каждого моего прихожанина, каждого духовного чада. Я вижу, что мы не стали жить лучше. Мы стали жить хуже. Не может жить нанятый работник, а представители власти - это люди, которых нанял народ, источник власти, живут лучше, чем их работодатели, в данном случаи, население государства. И самой собой это будоражит, как человека меня и священника, также.
- Отчего столько возмущений и опасений в обществе?
- А я скажу, с точки зрения Киевского Патриархата. Мы за то, чтобы у нас в Украине была единая поместная православная объединенная церковь, т.е. это плюс для государства. Как для всей громады - это очень большой плюс. Теперь смотрим с точки зрения «русского мира». В начале нашей беседы я упомянул, что по канонам церкви мы делаем все правильно. Но тут появляется такая идея – «русский мир», согласно которому мы братья во Христе. Если мы братья во Христе, то какой же смысл нас разъединять? У нас одна православная вера, молимся одному Богу. Все слова правильные, но на деле получается, что украинец, который хочет молиться на своем языке, жить в своей независимой стране, выполнять те же самые каноны церкви становится раскольником. А почему? С точки зрения «русского мира» он расколол Единую Церковь. А теперь вопрос кто здесь прав, а кто нет? Если со стороны «русского мира», то я - раскольник, т.к. расколол православие через 300 лет после первого раскола! Т.е. я, по большому счету повернул историю вспять и сказал, что есть Киевская Русь, где всегда служили и на старославянском языке, и болгарском, и русском ... Но тут ведь вопрос стоит не в языке, и даже не в политике. Это, я бы сказал, возрождение через Церковь, самосознания, духовности, своих корней, своей нации. Придет время - все образуется. Кроме того, не забываем и об экономической стороне в этом вопросе. На 2014 год 64% храмов Московского Патриархата находилось на территории Украины. Представляете себе эту махину? Вы кому-нибудь отдадите 64%, может 50%, даже 40% своей зарплаты просто так? Это простая экономика. Так что Томос - это для нас плюс.
- Что лично Вы ожидаете от предстоящего Собора? Кто в нем примет участие, по-Вашему, и какой может быть результат?
- Думаю, что будут и духовенство и епископат, и миряне. Собравшись на этом собрании, которое мы называем Собор они обязаны будут выбрать Патриарха. Так должно быть.
Ольга ШУБИНА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров