Автор: Алексей Тарасов
Полномасштабное российское вторжение изменило мировоззрение многих одесситов, уверяет мэр Геннадий Труханов, но добавляет, что приверженцы «русского мира» остаются в городе.
Кто эти люди «с достаточно серьезными отклонениями», как переосмыслить историю города, Труханов рассуждал во время интервью Радио НВ. Он также рассказал о своем «российском гражданстве», уголовных делах и отношениях с нардепом Вадимом Новинским.
— Еще в апреле вы говорили о том, что Мариуполь спасает Одессу, что наши защитники, которые в Мариуполе отстаивают Украину, оттягивают на себя большую часть российских войск. Это можно утверждать и сейчас?
— Действительно, это продолжается. Мариуполь спасает не только Одессу, на мой взгляд, а Украину в целом, потому что ту [самоотверженность], которую проявляют наши военные в Мариуполе, это действительно пример героизма. Я считаю, мы в Одессе чувствуем себя в относительной безопасности, потому что там сражение идет в прямом смысле не на жизнь, а на смерть.
— Знаю, что у вас военное образование. Как это помогает вам в обороне Одессы?
— Помогает, потому что я понимаю, что происходит. Однако я не могу вмешиваться в действия военных. Должен быть руководитель — один командир, который должен принимать решения и нести за них ответственность.
Но в то же время я вижу, что наши военные сегодня достаточно грамотно обеспечивают оборону объектов, мы оперативно реагируем на изменяющуюся обстановку. Мы сегодня готовим линию обороны не в самой Одессе, а на подходах к Одессе. Это совершенно правильно, не допуская [врага] на ближние рубежи, на расстояние артиллерийского выстрела.
— Не работает порт, заминированы пляжи, город обстреливается и были трагические случаи гибели людей. О чем одесситы говорят сейчас, какое у них настроение?
— Настроение у одесситов остается боевым, как и в Украине. Одесса — не исключение: все объединились в своих стремлениях защитить свой город, выгнать оккупантов и агрессоров с Украины.
Очень болезненно, как удар в спину расценивают нападения, бомбежки и стрельбу по Одессе. [Говорят] о том, что столько лет считать нас «братским народом»; рассказывать каждый день с экранов телевидения, как они любят Одессу; уделять такое внимание и [теперь] подло бомбить, наносить такие удары. Вот эта ложь, конечно, сорвала все маски и у подавляющего большинства одесситов с каждым выстрелом по Одессе все больше растет невосприятие «русского мира». Не просто невосприятие, а каждый день порождается ненависть ко всему, что происходит, к этой постоянной тотальной лжи о том, что происходит. Это действительно поменяло мировоззрение, взгляды многих одесситов.
— В любом городе, городке, поселке могут быть сумасшедшие, приветствующие «русский мир», то есть те, кто может сдавать позиции ВСУ или теробороны. Как часто вы сталкиваетесь с подобными случаями в Одессе?
— Бдительные граждане видят, что когда идет съемка на телефон, моментально реагируют, сообщают об этом в соответствующие службы — органы Патрульной полиции, Национальной полиции, Службу безопасности Украины. Люди следят очень бдительно за тем, чтобы этого не было.
А те люди, которые еще живут с достаточно серьезными отклонениями… Я даже объяснить не могу. Был случай. Я ехал по городу, посмотрел, что стоит полиция и разговаривает с пожилой женщиной. Я вышел, поздоровался, говорю: «А что вообще происходит?». Я не хочу повторять, что она говорила. Я посмотрел и говорю: «Женщина, вы вообще понимаете, что происходит? Вы понимаете, что к нам в страну, в наш дом пришел враг и убивает мирных людей? Вам повезло. Дай Бог, чтобы вам везло в жизни и чтобы к вам домой не прилетела ракета. Как вы можете еще рассуждать на эту тему?». И знаете, видно, что человеку нечего сказать, когда аргументированно что-то говоришь. Ну вот такие люди случаются.
— Она была за Россию?
— Таких — единицы. Единицы тех, которые еще не поняли чего-то, может в силу возраста уже, а может в силу каких-то психических отклонений.
— Подавляющее большинство тех, кто стал коллаборантами в Харьковской, Херсонской областях, были членами ОПЗЖ или других пророссийских партий. ОПЗЖ имеет достаточно сильные позиции в Одессе. Сталкиваетесь ли вы с этими бывшими или действующими политиками?
— В областном совете партия и фракция ОПЗЖ месяца два назад, с началом войны, самораспустилась — заявили о том, что они все выходят из этой фракции.
В городе ситуация была какая-то такая: они то заявили, что временно приостанавливают [детельность] из-за невозможности [ее осуществление], потом часть заявила о том, что выходит из партии и из фракции.
У нас еще и в городском, и в областном совете есть фракции Шария — кто заявил что выходит, кто-то — что не выходит.
Я вообще считаю, что принят закон и сегодня нужно более решительно поступать с теми, кто не заявил о своей проукраинской позиции, пока [политик] не высказал своих публичных аргументированных доводов, почему он это сделал и не назвал вещи своими именами. Мы должны добиться, чтобы они вслух объяснили. И услышать эту позицию не только от рядовых членов, которых набирали в списки, а тех, кто еще вчера позиционировался как лидеры партии, у них были права руководить фракциями, у них звания народных депутатов Украины. Они прежде всего должны высказать свою позицию, потому что от отдельных народных депутатов и членов этой партии мы до сих пор не услышали четкой позиции в Одессе.
— Понимаете ли вы, что это потенциальные предатели?
— Судя по тому, что происходит в Херсоне, конечно. Это уже все понимают.
— Вас подозревали в том, что вы или имели, или имеете российский паспорт. Из-за этого существовало недоверие к вам, когда началась война. Можете ли вы как-нибудь объяснить эту историю?
— [Это] с 2014 года начали использовать, когда я шел на мои первые выборы кандидатом в мэры. Поднял [тему] мой политический оппонент на выборах, получил ответ, что у меня нет российского гражданства и никогда не было.
В 2015 году еще одни выборы и опять поднял вопрос уже [грузинский политик, гражданин Украины Михеил] Саакашвили. Вот это все в политических целях поднимают. Но я считаю, что окончательную точку поставили, когда в ходе судебного заседания представитель стороны обвинения из Специализированной антикоррупционной прокуратуры зачитал ответ Российской Федерации о том, что у меня не было гражданства никогда.
Другая удивительная штука произошла. Когда в 2020 году были выборы в местные органы власти и выборы мэра, народный депутат Николай Скорик (он был основным оппонентом на должность мэра) писал запрос от своего имени в посольство Российской Федерации о том, чтобы ему дали данные, есть ли у меня гражданство РФ. Во-первых, защита персональных данных: любой человек вам ответит, что они вообще не имели права ему отвечать. Однако написал он запрос 11 ноября, 15 ноября был второй тур выборов, а 13 ноября он получил ответ РФ.
Можете представить, с какой быстротой рассмотрено это обращение? Текст был примерно такой: «Тщательно рассмотрев ваше письмо (за три дня), разобравшись в ситуации мы вам сообщаем, что да, действительно, он является гражданином Российской Федерации». После кучи писем, которые они официально направили органам НАБУ, прокуратуры и т. д. Это опять же свидетельство тому, что [существуют] манипуляции, использование вот этих ярлыков. Но я считаю, что это уже перевернутая страница, забытая, но она [причинила репутационные потери].
Точно так же, как сегодня используются и все коррупционные разбирательства, которые закончатся, естественно, оправдательными приговорами и, я уверен, извинениями в мой адрес. Но в политическом жанре это используется.
— О какой коррупционной истории вы говорите сейчас?
— Те подозрения, которые мне выдвинуты. По отдельному [делу] уже был оправдательный приговор. Сейчас они дальше рассматривают новое подозрение, которое мне вручили, которое развалится. Хотелось бы, чтобы они прозрели и как-то это развалилось все на уровне досудебного разбирательства, потому что подавать обвинения сегодня в органы прокуратуры или в суд — это просто абсурд, не подтвержденный ничем абсолютно, но в целях политических игр…
— 6 октября 2021 года вам и еще трем чиновникам Одесского городского совета были вручены подозрения «в злоупотреблении служебным положением и участии в преступной организации, которая незаконно завладела активами территориальной громады Одессы и впоследствии легализовала незаконно полученные доходы». Сообщается о том, что миллиардер и нардеп Вадим Новинский внес за вас залог — 30,2 миллиона гривен. В каких отношениях вы с Новинским? Была ли у вас возможность общаться с ним после того, как началась война?
— Да, мы недавно связывались с ним я уже не помню, по какому вопросу.
Он внес залог. Это была его инициатива, я ему благодарен, потому что у меня таких денег не было и нет. [Мы] в нормальных человеческих отношениях.
— На чьей стороне он сейчас? Мы его помним как человека, считавшегося прокремлевским. Говорили ли вы с ним о войне?
— Я знаю, что он с первого дня войны осуждает действия Российской Федерации, что он проукраинский. Я бы не общался с ним, если бы чувствовал, что у него есть какие-то другие взгляды. Я вижу, что он сегодня находится в Украине, активно помогает Вооруженным силам, людям, которые сегодня попали в сложную ситуацию, беженцам. Я вижу, что этот человек сегодня с нами вместе и противостоит агрессии, по той информации, которой я располагаю. Никаких заявлений или устремлений в поддержку так называемого «русского мира» [от него] я не видел.
— Одесса является многонациональным городом, но мы также знаем о том, что российский язык и культура всегда играли важную роль. Сейчас видим, что многие украинские граждане отказываются от российских языка или культуры, потому что это язык и культура агрессора. Готовы ли к этому одесситы? Можете ли вы представить, что в Одессе, например, уберут памятник Екатерине II?
— Я прекрасно понимаю, что Путин сотворил сегодня в Украине и что придется принимать такие достаточно сложные решения. Почему сложные? Потому что есть история, которая не политизирована. История Одессы вот такая — вот так Одесса была основана, вот такие люди отстраивали Одессу, и наряду с ними Екатерина подписала указ. Это часть истории нашего города.
Если мы рассматриваем вопрос языка в Одессе, то мы его называли всегда одесским языком — язык межнационального общения. Вы правильно сказали, это многокультурный, многонациональный город. Но сегодня, как я уже сказал, реалии таковы, что русские солдаты стреляют в нас, русские солдаты или офицеры бомбят или делают пуски ракет по нашим городам и, конечно, это требует нового переосмысления. Конечно, оно будет.
Сегодня появилась новость, что на Аллее славы в Одессе закрыли черной пленкой монумент с надписью «Город-герой Москва», то есть это переосмысление уже идет?
— Мы с вами немножко забегаем наперед. Я и со своей стороны думаю, что может быть завтра подготовлю свое видение этих вопросов — их часто задают, и мы себе задаем, и я в том числе себе задаю. Поэтому это решение должно быть, но оно должно быть официальным.
У нас есть указатель к городам-побратимам рядом с мэрией. Мы убрали его, причем делали это не ночью, а публично заявили о нашей позиции.
— Мы знаем, что с мэрами других городов связывались российские оккупанты, предлагали сдать город. Поступали ли такие предложения в ваш адрес?
— Таких звонков не было и я уверен, что не будет. Они, думаю, знают мой характер. Я никогда не был предателем своей страны.
Меня, скажу откровенно, сначала немножко раздражало, когда мне говорят «от вас не ожидали»… А кто от меня ожидал [предательство]? Давайте зададим вопрос тем, кто ожидал: что они сегодня сделали или сделают.
Я не хочу перечислять здесь многих, по крайней мере одесситов, которые считали себя патриотически настроенными, и сегодня где-то за границей ждут, чем закончится война в Украине. Поэтому мне никто не звонил и звонить, наверняка, не будет. Я свою позицию с первого дня говорил: буду в Одессе защищать свой город вместе с жителями и никого мы сюда не допустим.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров