В Международный женский день 8 марта представительницы прекрасного пола принимают поздравления, а мужчины становятся особенно внимательными и заботливыми. Праздник позволяет вспомнить не только о роли женщин в обществе и державе, но и задаться вопросом: а так ли им комфортно сегодня в Украине? Насколько легко женщинам по сравнению с мужчинами делать карьеру в бизнесе, политике, на государственной службе? Что делает государство, чтобы закрепленный в Конституции принцип равноправия полов был реализован на практике?
Министр социальной политики Наталия Королевская, выступая недавно на Всеукраинском форуме «Роль женщины в украинском обществе», заявила, что сегодня разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами в Украине составляет 29,5%. Понятно, что мужчине и женщине на одинаковых должностях платят одинаково. По крайней мере – в государственных структурах. А в украинских частных компаниях с их повальными «зарплатами в конвертах» правила выплат устанавливают де-факто их владельцы. Однако у женщины намного меньше шансов занять более высокую и хорошо оплачиваемую должность при тех же навыках, опыте и уровне профессионализма, чем у мужчины.
Эта разница в доходах, наблюдаемая с самого начала трудовой карьеры женщины, существует до конца ее жизни. В частности, на сегодня в Украине, по данным Пенсионного фонда, средний размер пенсии для женщин составляет 1 267 грн., а для мужчин – 1 750 грн. Разница в 38% как раз и объясняется тем, что за время работы должности у женщин чаще всего ниже и менее оплачиваемые. А потому и пенсии, зависящие от оклада, ощутимо меньше.
С одной стороны, украинцы в быту не демонстрируют склонности к половой дискриминации – это общая черта славянского менталитета. То есть на бытовом уровне поведение женщины чаще всего может полностью соответствовать поведению мужчины, и это считается нормальным. Не наблюдается, по крайней мере, «дискриминационных» требований к женскому стилю одежды, общению в обществе, правилам посещения общественных мест и т.д. Потому в абсолютном своем большинстве украинские мужчины твердо уверены, что в стране нет никаких намеков на так называемые гендерные проблемы.
Однако сухие цифры показывают, насколько в стране все же сильны стереотипы в отношении женщин. В частности, по данным Минсоцполитики, Украина в мировом рейтинге представительства женщин во власти занимает 118 место среди 180 стран, а в рейтинге равноправия по полу – 64 место из 135.
На конкретных примерах это выглядит следующим образом. На сегодня в украинском парламенте лишь 9,7% депутатов – женщины (в предыдущем составе Рады их было 8%). Может показаться странным, но это факт: даже в арабских странах данный показатель выше, среднее представительство женщин в парламентах составляет 11,7%. В Латинской Америке этот показатель на уровне 18%, в странах Африки южнее Сахары – 19%, в ЕС – 42%.
То же самое в исполнительной власти. В сегодняшнем составе Кабмина 3 женщины (13% состава правительства). Однако еще в прошлом году была всего 1 женщина. Аналогичная ситуация наблюдается во всей исполнительной власти, где на высоких должностях мы встретим единицы женщин. Интересный для мужчин факт: согласно данным исследований Всемирного банка и Всемирного экономического форума, чем больше женщин представлено во власти и принимает участие в принятии стратегических решений, тем менее коррумпирована держава.
В Украине эти явления заметны и в бизнесе – чем выше уровень частной компании, тем меньше шансов встретить в ее руководстве женщин. Представительницы слабого пола возглавляют лишь 26% украинских малых предприятий, 15% – средних и только 12% – крупных.
Нельзя сказать, что с начала своей независимости Украина не пыталась совершенствовать гендерную политику. В массе случаев она стала ярким примером того, что данную проблему невозможно решить «с кондачка». Это долгий и сложный процесс, который должен базироваться на серьезных научных подходах и реализовываться продолжительное время. И уж тем более нет смысла слепо перенимать опыт западных стран – на отечественной почве копирование вызывает эффект, противоположный ожидаемому.
Яркий пример – «женский вопрос» в украинской армии. Украина, создавая свои Вооруженные силы, с самого начала взяла курс на широкое привлечение к военной службе женщин. Для службы и на «боевых» должностях, и на «вспомогательных». Это вроде соответствовало опыту западных стран, где процесс поступления на службу женщин начался после Второй мировой войны. Согласно расчетам аналитиков НАТО, современная армия может без каких-либо негативных последствий иметь в своем составе до 15% представительниц прекрасного пола. И многие западные армии уже подошли к этому рубежу.
В начале 90-х годов прошлого века Украина открыла для женщин двери армии. До этого они традиционно служили лишь в медицинских подразделениях, в подразделениях связи и в штабных структурах. В свое время автору этих строк довелось общаться с инициатором этой «женской революции» в украинской армии – генералом Юрием Прокофьевым, который в 90-е годы возглавлял управление военного образования в Минобороны Украины. Генерал хвастался, мол, благодаря работе группы Минобороны по военному образованию и ее инициативам, поддержанным законодательной и исполнительной властью в 1993 году, женщинам в Вооруженных силах Украины был дан «зеленый свет». По словам Юрия Михайловича, изначальной целью было по примеру западных стран максимально уравнять права мужчин и женщин в военной сфере, при этом в сжатые сроки дамам предоставили возможность служить на должностях по самому широкому спектру воинских специальностей за весьма скромным исключением.
Тогда девушки-курсантки появились в шести военных вузах: Киевском военном институте управления и связи, Военном институте при Киевском Национальном университете им. Тараса Шевченко, Харьковском институте летчиков и Харьковском военном университете, Севастопольском военно-морском институте, а также в Военном институте при «Львовской политехнике». И если, например, во Львовском военном институте (нынче Академия Сухопутных войск им. П. Сагайдачного) их готовили к роли офицеров-переводчиков и военных журналистов, то в Харьковском военном университете они учились с реальной перспективой стать оперативными дежурными войск ПВО бригадного, а то и корпусного уровня.
Результат не замедлил себя ждать. Менее чем за 10 лет, к 2001 году, в Вооруженных силах Украины насчитывалось 110 тысяч (!) женщин – почти четверть личного состава армии и флота (речь о женщинах-военнослужащих и гражданском персонале). Немало кто надел военную форму не по зову души, а по иным мотивам. Например, найти достойную пару (армия же – один огромный мужской коллектив). Или иметь небольшой, но стабильный заработок, или просто привлекала перспектива щеголять в красивой военной форме.
Однако очень скоро военное руководство стало экстренно исправлять ситуацию. Уже в 2002 г. набор девушек в военные вузы был сокращен. Через два года женщин насчитывалось порядка 3% личного состава армии (около 10 000 человек, не считая гражданского персонала): около двух сотен офицеров, более двух тысяч прапорщиков, остальные – военнослужащие по контракту на должностях рядового и сержантского состава.
Проблема, оказалось, состояла в несовершенной правовой базе и менталитете. В законодательном плане армия хоть и открыла двери для женщин, но осталась «мужской» по сути. Ведь воинские уставы оперировали понятием «военнослужащий» вообще, без уточнений по поводу пола. Их основой были советские уставы тех времен, когда женщина в армии могла быть либо связисткой, либо медиком. А в новых уставах если и начал встречаться термин «военнослужащий-женщина», то… лучше бы он не встречался.
Простейший пример: устав внутренней службы определял, что женщины-военнослужащие «в наряд, как правило, не назначаются». По сути, получалось, что для несения внутренней службы в этих ротах и батареях нужно было «приглашать» парней. Все это не могло не вызывать разного рода недоразумений. В целом же стало ясно, что гражданское законодательство, защищающее интересы женщины как матери, в Украине были совершенно не согласовано с военными уставами и инструкциями.
Но если законодательные акты можно исправить, то с менталитетом куда сложнее. Во-первых, украинские военачальники, в силу культурных традиций и воспитания, так и не смогли в служебных отношениях поставить знак равенства между мужчиной и женщиной. К женщинам все равно отношение другое (с одной стороны, их щадят, с другой стороны – у них меньше шансов занять более высокие и ответственные должности). Во-вторых, и это истекает из первого, женщины так и не получили равных возможностей для продвижения по карьерной лестнице.
Собственно, армия лишь более четко отразила те проблемы, которые сегодня существуют в обществе и державе. Сейчас Украина пытается решить первую из указанных проблем – законодательную.
В преддверии нынешнего Международного женского дня министр социальной политики Украины Наталья Королевская сообщила, что ее ведомство внесет на рассмотрение Кабинета министров Государственную программу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. По ее словам, этот документ позволит системно решать гендерные проблемы. «Это даст возможность не только усовершенствовать законодательную базу в этой сфере, установить европейские стандарты, но и, например, сократить разрыв в уровне заработной платы мужчин и женщин», – отметила Королевская. Также она считает целесообразным, чтобы эта программа была обсуждена в обществе, чтобы «это не было декларацией ни о чем».
В обозримом будущем Украина вполне может решить «женскую проблему» на законодательном уровне. Но вот что касается стереотипов в обществе – здесь программ и законов явно будет мало. Готовы ли мужчины в нашей стране принять женщину как равноправного партнера в бизнесе, политике, на государственной службе? Это еще вопрос.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров