К украинскому сознаниюржавыми гвоздями прибита пропагандистская матрица «вот-вот!».Помним, что вот только прояснится, кто покусился «на наше сало», как сразу все обрастет райскими кущами. Вот только вступим в рыночные отношения, как берега Днепра станут кисельными. Вот только заставим палкой всех говорить на едином государственном, как всесамообразуется.
Вот только изберем новый парламент, как законы будут греть душу - лучше всякой «вышиванки». Вот только примут в дружные ряды Европы, как черная полоса тут же засияет радугой… После схода СССР эта «идея Европы» стала навязчивой, особенно для украинской элиты, которой если следовать и дальше Л.Кравчуку, нет в принципе. А потому ничто и никуда не переходит. Разве что в противоположность. Или в драки, достойные кисти Рембрандта. Который год подряд.Идеологические матрицы становятся устойчивыми понятиями по разным причинам - политическим, военным, религиозной целесообразностей, интересов элит, «дежурного» восприятия сознанием. Но всегда с прочной экономической подоплекой. То же произошло с названием «Европа», ставшим «вдруг» частью света, чуть ли не самостоятельным материком, неким эталоном образа жизни. И вовсе не в древности. Это всего лишь та самая искусственная матрица, что на потребу времени, закреплена в сознании средневековым чиновником-историком Василием Татищевым. Отражая интересы царского дома Романовых, бывших в немалой степени под влиянием Ватикана с его известным принципом «разделяй и властвуй», он поделил даже континент на две части, проведя их границу по Уралу - реке и горам. Но любое понятие имеет временные пределы. Исчерпав свой положительный ресурс, оно являет проблемы.
К слову, это объясняет, кстати, почему вроде бы «азиатскую по менталитету» Турцию уже причислили к Евросообществу. Изменились подходы в оценках и привычные понятия перестали отвечать требованиям экономического интереса. Когда требует время, любой понятийный аппарат либо отметается, либо кардинально уточняется. Тому свидетельство и мнение одного из участников недавнего Давосского форума-2013, заявившего, что сегодня «Европа представляет собой бомбу с часовым механизмом, и ее еще только предстоит обезвредить». Настолько, видим, высоки кризисные тенденции в этой части континента, твердо избранной Украиной в качестве ориентира своего будущего развития. В рамках, очень далеких от принципов рынка как таковых.
Ориентир - это хорошо, лишь бы только его собственное состояние не подставило подножку. Но подставляет, что видно по нашей же практике отношений между ветвями власти. Проблемы Европы в той или иной степени сказываются на развитии украинских событий как таковых. Видим их и в недавней резкой оценке Президентом практически не начатой еще деятельности Правительства. Вне всяких сомнений это след нервозности - цели объявлены, а движения к ним нет.
След того, что объявленные реформы не идут, что вместо обещанных темпов экономического роста раскручивается новая спираль рецессии, что Парламент превращен в ринг по правилам уличного боя, что в геополитике - паутина, в которой запутались. Но только ли украинское Правительство виновно в острокризисной ситуации, которую никак не можем оторвать от общемировых процессов? В любом случае предлагаемых мер - со стороны всех ветвей власти недостаточно, чтобы перехватить негативные тенденции в экономике.
На них тычет пальцем и Всемирный банк, считая, что украинская экономика вырастет в наступившем году не на 3,8 процента, как рассчитывало Правительство, а всего на два. Если не меньше. Но иного и быть не может при стабильном уменьшении на нашем внутреннем рынке доли национального производителя. Если в 2008 году она составляла 71 процент, то сейчас ниже 50.
Тормоза, представляется, не столько в Кабинете Министров, сколько в Парламенте, общем состоянии мировой экономики, и в отсутствии понимания, какие реформы нужны. На Украине же все сводится к интересам олигархата с отвлечением внимания на языковую политику - во всех смыслах понятия. Государство может добиться благополучия только на линиях гражданской солидарности. А как не было, так и не предвидится. Страна в лоскутном виде и линии раздела расширяются. Похоже, намеренно.
Новые законы и смутные идеи по реформированию этот раздел не устраняют. Поскольку к реализации поступают в искаженном виде, с выхолощенной основой. Если так будет продолжаться, то придем к политике референдумов, что закономерность в условиях конфликтующего на протяжении двадцати лет парламента. Результат перед глазами. Сама ситуация побудит Президента в скором времени напрямую обратиться к народу. Скажем, по вопросу перестройки политической системы из парламентской в президентскую, или переходу к федеративному устройству государства. А оппозиция усиленно подталкивает именно к такому варианту развития событий. Здесь и ее практика дерусификации, и отказ от политики двух государственных языков и навязывание тех линий экономической ориентации, которые не приносят декларируемого результата.
При этом помним, что даже референдум в условиях украинской реальности уже не может дать гарантий искомого результата - по причине дискредитации этого инструмента политической корректировки событий.
Так происходит всегда, когда у власти нет ни четкой видимости решений возникших проблем, ни решимости по достижению цели. Потому и шпыняют КМ, конкретных чиновников и политиков. Президента можно понять. Ведь оппозиция или тем, кто объявил себя таковой, чуть что-то не по шерсти, тут же начинает крики, драки с использованием всех информационных ресурсови откровенно провокационных поддержек из-за рубежа. Как это выглядит на практике, в том числе с использованием возможностей имформ-Сетей, хорошо знаем.
Мы часто критикуем наш Кабинет Министров за вроде бы излишнее вмешательство в экономику - в условиях отсутствия действительно серьезных реформ. И при этом не хотим видеть, что успехи в рыночной экономике и глобальной конкуренции таких стран как Индия, Бразилия, Китай, Казахстан, Белоруссия, сумевших добиться серьезных результатов и вытащить не только себя из кризиса, но и поддержать оптимистичные мировые тенденции, обеспечены эффективностью соотношения разнородных начал.С привлечением функций планирования, координации, стратегического управления, осмысленного патернализма со стороны государства. Они ведь все работали с опорой на возможности и плана и рынка, то есть осмысленного сочетания и социалистического и капиталистического начал.
На возможности конвергенции мы не раз уже обращали внимание наших читателей. Теперь на них указывают уже реалии самой жизни, практика преодоления острокризисных ситуаций в общемировой экономике. На практику парадокса, уже вылившуюся в понятие философии тринитаризма - третьего начала. Ходим по спирали. От высших кругов - к низшим. Без осознания, что Украина - сложнейшая геополитическая конструкция, закономерности которой априори отметаются ее же властью.
Потому и оказались в самом сложном положении на всем континенте - с Европой или без нее. И не от того, что недодумал что-то Кабинет Министров - в конце концов, это исполнительная структура¸ и тем более не от европейской рецессии, на которую часто ссылаются, хотя частично и это связано с нашим плачевным результатом, а от нашей неопределенности в геополитических построениях. Курс взяли только на ЕС и уже двадцать лет находимся в объятиях ожидания. Все ждем и надеемся, что вот-вот нам дадут мандат ассоциированного или какого там еще члена.
Но мало что для нас изменит. Потому, что сама Европа в такой жеситуации. Поэтому режим ожидания растянется для украинского государства еще на пять-десять-пятнадцать лет. А Украина и так уже почти везде замыкающая. По уровню производительности, по темпам роста, по валовому доходу на душу населения, по уровню зарплаты… Уже забыли, что были в лидерах не только СНГ, но и Европы. Теряем свою привлекательность для нее. По результатам «газовых войн». И не только газовых.
Впрочем, Украина не может утратить своей транзитной привлекательности - ни по газу, ни по другим направлениям. Проблема в том, как она распоряжается своей пространственной выгодой. Вспомним схемы транзита, которые ее политики вкупе с «озадаченными науковцами» составляли при Кравчуке и Кучме. Речь, напомним, о «коридорах» Берлин-Борщовка, Париж-Крыжопль. То, что произошло с газовыми потоками, - прямое отражение этого тупикового подхода.
Собственно, об этом заявил В.Путин, объявляя о завершении очередной части обходных потоков. И сегодня по этому руслу можно уже перекачивать в Европу 55 млрд. кубометров газа, которые могли бы поддерживать экономику Украины. Значение Украины резко снижено не только для Европы, но и для самой себя.
Возможно, сложилось бы иначе, будь сама Европа в нормальном состоянии. Но его нет, и не предвидится. Оценку Давосского форума приводили. И кому придет в голову принимать новых квартирантов в дом, который рушится от экономических, и политических проблем? Как скоро удается настроить ЕС на выход из прогрессирующей рецессии? Разве не об этом заявляет непотопляемый С.Берлускони. И есть ли в этих условиях место для Украины? Или и дальше поведет линию романтического настроя - куда настроились, там и отыщем свое место под солнцем. Но ведь можем и не дотянуть до восхода. А искать альтернативные подходы явно не хочется. Так может и вправду лучше присмотреться к федеративному устройству? Как варианту развязки сложных узлов украинского бытия. Тем более, что на таком варианте как этапе реального украинского расчленения, настаивает сама Европа, обращая внимание на те места в мировых рейтингах, которые она отводит Украине.
Но ведь можно и развалиться к тому времени, когда Европа определится в отношении страны, «жаждущей членства». Поэтому есть смысл внимательней присматриваться к ситуации, в котором находится мировая экономика. Даст лиона шанс выгрести из нынешнего состояния?
Суждения на этот счет разные. Говорят даже о том, что кризис уже преодолен. В то же время как другие аналитики жмут на педаль катастрофичности ситуации. На прошлом форуме уверяли, что Европа погибнет, а Португалия выживет. Сегодня подвели итог - прогнозы не сбылись. Поэтому решения приходится принимать по текущей ситуации. В этом особенность нашего времени. А оно динамично и изменчиво, что прямое следствие глобализации как общецивилизационного явления. Отсюда и сложность предположений, и полярные точки зрения.
Подтверждение тому и вялый рост в США. ВВП у них по 2012 году около 2 процентов. На 2013 год ожидается 2,5-3 процентов. По Китаю 2012 видим ВВП в 7 процентов, а был 10.4. Углубляются рецессия по Евросообществу. Минус 0,6 процента. А это уже спад. Нам же нужен сегодня хотя бы умеренный оптимизм. Кто и что могут его дать?
Сегодня же стало понятным, что модель капиталистического роста достигла своего предела. Она уже не работает, исчерпала себя и не может дать эффективного результата. Это не наш вывод и известных классиков - констатация Всемирного банка. Он выстраивает его на том основании, что достигла своего предела индустриализация. События же 2008 года показали банковское напряжение, перерастающее в кризис государственных задолженностей. Это и подводит к подрыву политическую систему капитализма.
Нужна новая модель. Ее поиск идет. Не случайно канцлер А.Меркель заговорила о сообразной рыночной демократии. Правда, без пояснений, что это такое. Зато все чаще слышим сомнения в эффективности либеральной революции. Эту же мысль З.Бжезинский в интервью «Евро-Ньюс» оформляет в «нехватку дальновидных политиков». Типа его самого и М.Саркози, который вопреки принципам голлизма, втянул Францию в НАТО. И свой капитал выводит сегодня в Великобританию.
С.Берлускони заявил, что видит Евросоюз, организованным по типу США. Мексика же наоборот, хочет избавиться от этого своего названия. Это все поиск оттенков нового глобального мира. В его рамках слышим заявления о необходимости построения двухуровнего ЕС, но без пояснения его принципов. Есть точки зрения на предмет укрепления позиций Европы за счет расширения ее границ. Но чаще слышим обратное. И есть, наконец, точка зрения о построении Федерации Независимых государств с централизованной властью. Ж.Баррозу «во имя утверждения ЕС в мире» предлагает странам Евросоюза ограничить свой суверенитет. Но как это стыкуется с положениями украинской Конституции?
Но пока гипотетичные Соединенные Штаты Европы держатся на капитале Германии. В этой ситуации она проводит собственную идеологию, уже политическую. Деньги даром не дают.
Далее, нарушена ось по линии Германия-Великобритания-Италия-Франция. По ней нет ни солидарных, ни гармоничных отношений. Значительная часть англичан поддерживают идею выхода из ЕС. Разнобой видим и по внешней политике. Франция постоянно подрывает авторитет ЕС войнами и несогласованными действиями - то Ливия, то Мали… Единой, целостной Европы, которую Украина выбрала для себя в качестве образца, нет в принципе. Зато есть ее экономика, которая балансирует уже не на уровне рецессии, а спада, и которой не удается перезагрузить модель развития на выход из острокризисной ситуации. Понятно, что этоне лучшее время вешать себе на шею еще и мечты Украины, так не вышедшей из состояния инфантильности. Больше того, наметилось растущее недоверие и к идее самой европейской интеграции. Даже Германия как якорь евроединства испытывает экономические сложности, по итогу которых выборы в Нижней Саксонии показали поражение партии Меркель. Не случайно Бавария заговорила о самостоятельном курсе. Как и Каталония в Испании.
Европа сегодня серьезно проигрывает и развивающимся странам, и США. А утечка мозгов на этом критическом фоне. Только из Испании, Португалии эмигрировало полмиллиона преимущественно белых воротничков. И перераспределяются не внутри Евросообщества, а в Латинской Америке, США, России. Значительная часть ирландцев и греков бегут в Австралию. То есть закладываются проблемы под будущее ЕС. А сама Европа еще ничего не думает. Далее надо иметь в виду, что слабость ЕС открывает тенденции к захвату его рынка. В частности Китаем. Он сегодня кредитует ЕС, скупая облигации, акции, долги. Товарооборот Китая в ЕС астрономический. Ясно, что Китай спасает Европу не из чувства интернационализма.
И, наконец, бедность. Соотношение между трудом и капиталом обостряется. Чем беднее становится ЕС, тем острее борьба с богатыми. Эти тенденции уже побуждают богатых людей бежать другие страны. Тем самым подрывается финансовая основа оставленных государств. Налоги на богатство во Франции достигли 70 процентов. В Германии - 50 процентов. Это уже не свободная либеральная экономика, это уже социализмом попахивает. О нем и говорят. Украине, похоже, нужна такая экономика для перспективного развития.
Твердость выбранных позиций играет далеко не лучшую роль в определении тактики выхода из стабильно ухудшающейся украинской ситуации. В условиях не кризиса систем, а масштабной перезагрузки цивилизации. Глобализация побуждает не заплатки ставить на старый корабль, а строить новый. И закладка его идет на верфи треугольника из США ЕС и России с ее очень быстро нарастающим потенциалом развития. Как это не покажется кому-то странным, но именно этот треугольник будет иметь новые качества отношений в ближайшие годы. Украинская власть это обстоятельство в силу разных причин активно игнорирует. И не видит, что именно Россия, а не Украина, активнее всего интегрируется в Евросообщество. Исходя из континентальных позиций, а не европейских. И именно Россия реально помогает ему выбраться из сложнейшей ситуации.
Она не видит, что у России уже и товарооборот с ЕС под 100 млрд.? У нее привлекательная инвестиционная политика - особенно в экономику Дальнего Востока и Сибири. И политическая составляющая России в ЕС намного сильнее украинской. Очевидны уже изменения в отношениях России и США. Полагаю, что именно об этом будет идти речь во время первого визита Б.Обамы в Россию.
Это все к тому, стоит ли нам так резко отвергать условия Таможенного Союза, который Украину особо жестко не привязывает к постоянству? Но экономическую выгоду дает ей серьезную. А потерять сегмент рынка и этот фактор реального будущего своего развития очень легко. Россия предлагает пути к значительному увеличению и так не хилого экономического результата. По 9 млрд. долларов в год. С увеличением объема ВВП за короткий отрезок времени на 20 процентов. Плюс снижение реальной цены на газ, с которой мы испытываем сложности во всех сферах экономики.
Не Украина, а Россия выстраивает и запускает в работу реальный транзитный общеконтинентальный сухопутный коридор. Океанские тоже. Усиление их активности по всем экономическим составляющим позволит и Незалежной быстро вернуть утраченные позиции в экономике, в науке и в культуре. Но главное, что Россия предлагает вместе идти в единое экономическое пространство Европейского сообщества. Скорее всего, так и будет. И не потому, хотим мы того или не хотим. Есть логика развития ситуации.И она определяет только этот маршрут. Иные уже обозначили свою бесперспективность. Новые условия требуют от власти большей решительности в принятии решений. Но ее мы сегодня не видно. Даже по принятым решениям правящей партии. которая имеет сегодня законодательное большинство. Русский язык. Таможенный союз… Ведь это в программе было. Но свои предвыборные обещания большинство так и не смогло провести.
2013 год может быть для Украины лучше предыдущего. Но только в случае принятия действительно эффективных решений. Очевидно, что ЕС само балансирует на развилке. И оно не принесет Украине решения ее проблем. Посмотрим на США, Европу, Китай. Пытаясь найти ответы на вызовы времени, они ведь уже не о кризисах говорят. На Украине же полное отсутствие социального оптимизма. И отступать некуда - уже стали худшими даже по списку стран СНГ. Такого в дурном сне привидеться не могло. Потому что свое, но чаще чужое видение Украины навязывают люди с провинциальным мышлением, неспособные ни к чему. Разве что к скандалам (фото). Если хотим изменений, то нужно искать действительно свою нишу. А ее невозможно отыскать при неопределенности в геополитике, что и подтверждено собственным опытом Украины. Не добиться ей и устойчивого динамизма, объявленного Давосом-2013 лозунгом дня.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров