Журналист попыталась разобраться в трагедии в селе Николаевка, где 16-го ноября двое мужчин изнасиловали 14-летнюю девочку.
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» - писал баснописец И. А. Крылов.
Однако еще точней эти слова прозвучали бы в адрес клеветы. Ибо, как показывает практика, народ, способен поверить в самую невероятную чепуху, если она очерняет кого-то - и подхватить, и приумножить, и додумать свои подробности.
Так получилось и в трагедии в селе Николаевка, о которой мы услышали в конце января – что 16-го ноября двое мужчин изнасиловали 14-летнюю девочку.
Казалось бы, обычная банальная бытовуха. Но вдруг внутри следствия и вокруг него стали происходить странные вещи. Возвращаясь из овидиопольского РОВД, Света призналась маме, что скрыла участия Геннадия по просьбе подруги Анны.
- Я тут же приехала к следователю и рассказала ему об этом, - говорит Галина, мать Светы. – Он сказал: - «не волнуйтесь, мы обязательно впишем и исправим эту ситуацию, у нас просто сейчас кадровые перемены, потом мы это сделаем».
Галина Васильевна не знала, что это «потом» носит юридический термин «переосвидетельствование», и никто этим заниматься не собирается.
Дальше забрали вещи Светы на экспертизу, (правда, оставили ее залитую кровью куртку, которую мать, проявив вопиющую юридическую неграмотность, в конце концов постирала), забрали простыню из дома Геннадия, осмотрели девочку и… начав дело 17-го числа, уже 19-го закрыли!!! Без указания причин вообще. Открыли снова 7-го декабря 2012 с формулировкой: «по даному факту внесення вiдомостi до эдиного реєстру досудових розслiдувань пiд № 12012170380000220 за ознакою злочину, що передбачено ч. 3 ст. 152 КК».
Дело стояло на месте. В конце концов, мама девочки в отчаянии решила обратиться к журналистам. К сожалению, адвокат не подсказал ей, что можно обойтись и без этого – просто обратившись с соответствующим заявлением в областную прокуратуру. Возможно ли, что квалифицированный юрист не знал такого простого и действенного, в рамках закона, ускорения «замершего» дела? Это первый важный вопрос.
Дальше мы знаем – часть журналистов честно осветила события, но были и другие. К сожалению, маме Светы не подсказали, что между репортажем и теле-шоу – огромная разница. Что так называемые психологи участвуют в шоу не для того, чтобы защитить психику участников, а наоборот, шокировать зрителей, спровоцировать скандал. То, что перед ними 14-летний ребенок, перенесший серьезное потрясение, их не остановило. Ребенку задавали запланированные провокационные вопросы о сальных подробностях, на которые невозможно «правильно» ответить.. Отказывается отвечать – врет. Отвечает – значит, не противно вспоминать, значит, «сама хотела».
И вот эта самая версия, «сама хотела», после того, как наняли адвоката Геннадию, во всеуслышание зазвучала со всех экранов. Казалось бы, самая банальная «отмазка» всех насильников! Более того, у насильников в арсенале есть еще расхожая угроза: «Поднимешь шум – скажу, что ты хотела денег, а я не дал, и ты мне теперь мстишь». Этот прием еще Джованни Боккаччо в своих новеллах «Декамерона» описал 6 веков назад. Но удивительно – многие из простых граждан подхватили эту версию с такой уверенностью, будто они там были лично и видели все своими глазами. Масла подлил репортаж молодой амбициозной журналистки, которая, ничтоже сумнящеся, вывалила на сайте «храбро» все отборнейшие сплетни, не потрудившись их проверить.
И авторитетно прозвучали слова адвоката обвиняемого: «досудебные материалы разглашать нельзя, но я скажу» - о якобы отсутствии признаков насилия.
Обращаемся к фактам, зафиксированным экспертами –так как фактически этот материал досудебного следствия уже разглашен, только с искажением, которое мы исправим в соответствии со свободой слова.
Во-первых, эксперты не делали выводов, что повреждения, найденные на теле Светланы, не являются следами насилия. Такой фразы там нет. Вопрос об их возникновении даже у экспертов остается открытым – они неопределенно написали, что «индивидуальные особенности травмирующего предмета не отобразились». Да-да, речь идет о тех самых кровоподтеках – смотрим строки из экспертизы, уже нашумевшие в прессе:
По мнению нового защитника потерпевшей, известного в Одессе адвоката Анатолия Богачева, данные кровоподтеки, особенно на бедре, как раз характерны при изнасиловании. Внутренних разрывов, если женщина по какой-то причине не может вырываться в процессе акта, (например, сильный удар, который затруднил сопротивление), как правило, нет. Описание синюшного кровоподтека овальной формы и по форме и по размеру скорей напоминает синяк от большого пальца мужской руки. Совершеннейшая путаница происходит и в описании результатов внутреннего осмотра, которое я не размещаю по причине его интимности – и так недопустимо много подробностей выливалось в СМИ.
Во-вторых, эксперты все же обнаружили кровь на простыне, изъятой из дома Геннадия.
По данным экспертов, группа крови Светланы и Константина совпадают. Кровь, по их мнению, может принадлежать как ей, так и ему, так как, цитирую, «установить половую принадлежность крови не представляется возможным в связи с отсутствием в препаратах ядер лейкоцитов, пригодных для исследования». Однако и в том и в другом случае это указывает на сопротивление – откуда кровь, если все было по обоюдному согласию? Не рано ли сделан вывод об отсутствии применения насилия?
И вот еще факт – с чехла сидения в машине Константина изъяли 25 волос. Установили: они принадлежат Светлане. Что подтверждает показания Светы о том, как Константин хватал ее за волосы. Адвокат Анатолий Богачев задает логический вопрос: «Если девочка спокойно сидит в машине или идет на контакт с согласия – откуда волосы в таком количестве?»
Да и в показаниях Геннадия тоже есть нелепость - о том самом ноже, которым Свете угрожали: « …Светлана вышла из комнаты, по ее лицу я не видел, чтобы происходило что-то чрезвычайное. Потом Константин взял в моем доме нож,…, и стал размахивать возле лица Светланы. По его лицу я видел, что он шутит, но поскольку он был пьян, я отобрал нож».
Картина в стиле театра абсурда – Света с лицом, «по которому нельзя сказать, что происходит что-то чрезвычайное», и размахивающий перед ее лицом ножом пьяный мужчина с шутливым выражением лица.
Дальше на ребенка и ее маму обрушился огромный и страшный поток всяческих обвинений, нелепость которых очевидна любому здравомыслящему человеку. Проституция и вымогательство – это образ жизни. Образ жизни кладет свой отпечаток на все поведение человека – манеру речи, жесты, понятия, поступки. Речь мамы и девочки – нормальная, свойственная южному «суржику», начисто лишенная жаргона или «базарных» манер, неотъемлемых от полупреступного образа жизни. И потом, ни одна проститутка или сводня, подавая в суд за изнасилование на незаплатившего клиента, и в страшном бреду не заявит об этом по телеканалам. Не по «понятиям».
Кроме того, есть еще одна четкая психологическая черта: ни одна «такая» девочка не сможет быть примерной ученицей и общественницей. Но из всех репортажей вырезают интервью учительницы, отстаивающей честь девочки с документами в руках. Мать обвиняемого путается в своих телевизионных «показаниях» - то заявляет, что принесла Галине 1000$, а та потребовала три и их старенькую «Волгу», то говорит, что просила забрать заявление, а Галина потребовала 1000$... Некий мальчик заявляет, якобы Света вымогала у него деньги на аборт, (причем никак не могут додумать – обвинить ли Свету в аборте, или только в вымогательстве?) Причем заявления на Свету официально не подавали. Грубо слеплена страничка вКонтакте якобы от имени Светы, исписанная матами и вульгарностями. Складывается четкая картина – кому-то очень нужно создать картину Светиной виновности. Чего стоит только таинственный звонок владельцу одного из одесских телеканалов с просьбой прекратить информационную помощь Свете!
Если лично пообщаться с людьми и поднять ряд документов, можно узнать - еще несколько месяцев назад у Светы был конфликт с выступавшим молодым человеком с подачи Анны! Выступление – не месть ли?
Песня соседей про «проституцию» тоже имеет свою мстительную подоплеку, связанную с жилищным вопросом. На новую квартиру, (несколько комнат в бывшем общежитии), куда семья Светы въехала несколько лет назад, претендовали некоторые соседи. И если бы журналисты покопались в документации, они бы выяснили - год назад соседи, выжив одну из жильцов, плотно принялись за семью Галины. Но женщина просто подала на соседей в милицию. Заявление годичной давности можно поднять и проверить правдивость моих слов.
Насчет страницы «вКонтакте», хочу разочаровать – в доме у Светы нет ни компьютера, ни ноутбука. Это могут проверить и органы милиции, и любой журналист, стремящийся не к «жареной сенсации», а к фактам. И честолюбивой журналистке надо было вначале хоть переступить порог дома подростка, в травле которого она собралась участвовать.
Не выдерживает критики и псевдо - психологические изыски некоторых статей. По их мнению, жертва изнасилования должна… молчать. Хотя любой честный психолог скажет, что поведение жертвы зависит от ее характера. В селе логика проста – если насильники не сидят в тюрьме, значит, изнасилования не было. Поэтому чтобы отстоять свою честь, девушка будет добиваться справедливости.
Конечно, девочка нарушила технику безопасности. С того момента, как стала дружить с Аней. Но доверчивость не порок. А вот злоупотребление этой доверчивостью – уже статья. Тем более, Аня в своих показаниях признается, что обвиняемые уточнили возраст Светы. И уж тем более немыслима страшная клевета, с которой мир взрослых обрушился на жертву, превращая ее в обвиняемую.
Заканчивая статью, я вдруг поняла, что точку ставить в ней невозможно. Клевета скалит свои зубы угрозами реальных обвинений, очерняя Свету и ее семью вопреки очевидным фактам, запугивая редакторов газет и телеканалов многозначительными телефонными звонками, и борьба за защиту этого ребенка предстоит тяжелая.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров