Кругосветное плавание группы советских атомных подлодок, совершенное в 1966 году, до сих пор никто не смог повторить. Этот рекорд был своеобразным ответом на полет американцев на Луну. Только вот о советской "кругосветке", в отличие от миссии "Аполлон-11", никто ничего не знал. Отряд подлодок ни разу не был засечен противолодочными системами НАТО.
С начала февраля по 26 марта 1966 года контр-адмирал Сорокин, командующий Первой флотилией Северного флота, возглавлял отряд атомных подводных лодок, совершивших это беспримерное плавание. Две советские атомные подлодки, проекта 627А с оперативно-тактическим номером "К-133" (командир — капитан 2-го ранга Лев Столяров) и проекта 675 с номером "К-116" (командир — капитан 2-го ранга Вячеслав Виноградов), впервые в истории отечественного флота за полтора месяца прошли 25 тысяч миль в подводном положении, ни разу не всплывая на поверхность.
Наши подводники, если посмотреть на карту похода, не замкнули полностью кругосветный маршрут. Выйдя в начале февраля 1966 года из заполярной базы Западная Лица, атомарины "К-116" и "К-133" прошли Норвежское море, пересекли с севера на юг Атлантику, преодолели бушующий пролив Дрейка и зашли в антарктические воды. Затем атомоходы двигались вдоль восточного побережья Южной Америки, пересекли Тихий океан и 26 марта ошвартовались у причалов камчатской бухты Крашенинникова. Но все же советские подлодки бороздили глубины трех океанов — Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого, несколько раз пересекли все климатические и гидрологические зоны земного шара.
На корабельных лагах к концу полуторамесячного похода значилось порядка двадцати пяти тысяч миль, что чуть больше длины экватора. Так что, несмотря на некоторые условности, все же есть веские основания считать маршрут автономного плавания кругосветным. Большую часть пути советские атомоходы, "привыкшие" к холодным широтам, находились в районах с высокой температурой забортной воды. А это дополнительная нагрузка и на механизмы, и на людей.
По мнению подводников, участвовавших в плавании, старший офицер похода Анатолий Сорокин смог создать такие условия для экипажей, что так называемое морально-политическое состояние людей было на высоте, что, несомненно, способствовало успешному выполнению сложнейшей задачи. Кругосветное плавание прошло успешно: не было ни возгораний, ни поломок техники, ни других напастей. Но, как пишет историк флота Сергей Васильев, наши подводники, участвовавшие в походе, вспоминали, что особо они опасались прохождения пролива Дрейка, за которым еще в эпоху великих географических открытий закрепилась дурная слава. Здесь очень часты ураганы, реальна была и опасность столкнуться с айсбергом. Последнее особо волновало экипажи, ведь встречи с этими так называемыми "детьми Антарктиды" требуют специального умения и сноровки, а наши моряки такого опыта не имели.
Вообще пальма первенства кругосветного плавания на подводной лодке принадлежит, конечно, американцам. Экипаж атомной субмарины "Тритон", которой командовал Эдвард Бич, кругосветку совершил еще в 1960 году. Американцы практически в точности скопировали маршрут Магеллана. Пожалуй, главное, что "подвигло" американцев пуститься в рискованное плавание — это политические соображения. Нужно было показать "этим русским", кто в океане хозяин. Правда, "эти русские" через год показали, кто хозяин в космосе — первым на орбиту отправился гражданин СССР Юрий Гагарин.
16 февраля 1960 года штатовская лодка вышла из военно-морской базы Нью-Лондон, ушла на глубину у острова Лонг-Айленд и взяла курс на острова Святого Петра. Спустившись до пролива Дрейка, янки обогнули мыс Горн, пересекли южную часть Тихого океана, прошли проливы Ост-Индии, Индийский океан, миновали Мыс Горн и взяли курс на север. 10 мая "Тритон" вернулся в базу, преодолев за восемьдесят четыре дня примерно сорок одну тысячу миль. Плавание, конечно, сложное и уникальное. Но все-таки нет-нет, да и проскользнет в прессе, что "Тритон" не раз "по-тихому" заходил в базы подводного флота США, разбросанные по всему Мировому океану, пополнял запасы, проходил ремонт некоторых систем и механизмов.
Но групповой поход подводных кораблей, которым руководил адмирал Сорокин, не идет ни в какое сравнение с одиночным плаванием. Задача североморцев была на порядок сложнее — пройти весь путь, ни разу не всплывая на поверхность, причем при этом не потеряться и не оторваться друг от друга в колоссальных океанских просторах, поддерживая между собой связь (что в подводном положении очень сложно), пройти по малоизученным гидрографами океанским участкам и при этом сохранить полнейшую скрытность для противолодочных сил других государств.
Американцы не сразу поверили, что такое возможно — ко времени советского кругосветного плавания группы АПЛ почти весь океан был уже буквально напичкан системами раннего обнаружения кораблей. Но это факт — две советские подлодки ни разу за все плавание не были "засечены" ни одной из противолодочных систем НАТО. Правда, узнали об этом натовцы лишь через несколько лет. В советской прессе коротенькие строчки об уникальном засекреченном плавании хронологически появились лишь после шумных публикаций о высадке американцев на Луне. Практически, это был как бы идеологический ответ СССР: ну ладно, вы на Луне высадились, а мы-то вас вон как красиво облапошили…
Шла гонка за рекордами и сенсациями, в которой Советский Союз обязан был участвовать наравне с США. Тогда же и была впервые открыто озвучена информация о награждении контр-адмирала Сорокина и еще пятерых подводников, в их числе двух командиров, Столярова и Виноградова, Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Анатолий Иванович Сорокин родился 24 марта 1921 года в Калуге. Закончил школу, на флоте с 1939 года, он был призван по комсомольскому набору. В 1941 году окончил Черноморское военно-морское училище в Севастополе. И сразу же после выпуска он уходит на войну. С ноября 1941 года по май 1943-го он командир взвода отдельной роты автоматчиков 82-й отдельной морской стрелковой бригады Северного флота, а с мая по сентябрь 1943 года — командир отдельной роты автоматчиков 510-го стрелкового полка Западного фронта. Участвовал в боях за освобождение городов Ельня и Дорогобуж, был дважды ранен. По окончании войны фронтовик продолжил службу на кораблях, в частях и соединениях ВМФ СССР.
С 1959 года по июль 1961 года капитан 1-го ранга Анатолий Сорокин командовал различными соединениями подлодок Северного флота. В 1964 году, уже став контр-адмиралом, Сорокин окончил Военную академию Генерального штаба, был назначен командующим флотилией. Ну, а в 1966 году Сорокин возглавил то самое плавание, ставшее уникальным, никем не повторенным до сих пор. На "К-133" в течение всей кругосветки североморцы вели рукописный журнал "Летопись похода, или 25000 миль под водой". В него вошли стихи, очерки, рисунки подводников — словом, все лучшее, созданное корабельными поэтами, художниками и писателями за время плавания. По сей день этот журнал хранится в Центральном военно-морском музее.
К сожалению, сейчас эта кругосветка, которую возглавлял Анатолий Сорокин, единственная в боевом активе отечественного подплава, как бы своеобразный раритет. Партийное руководство страны считало, что дальнейшие подобные рекордные плавания уже как бы и ни к чему, информационную и военно-экономическую войну с "вероятным противником" СССР и так ведет достаточно эффективно. Мы строили в год такое количество стратегических атомных подлодок с баллистическими ракетами, что при всей продвинутости американской экономики им за нами было просто не угнаться. В начале 70-х со стапелей Северодвинска и Комсомольска-на-Амуре порой аж по пять-шесть ракетных "стратегов" в год!
Но "холодная война" все равно в конечном итоге была нами проиграна. Потом, после распада СССР, эти уникальные подлодки резались, как говорят, моряки, "на иголки" на деньги тех же США. И героическое кругосветное плавание наших подлодок, которым руководил адмирал Сорокин, никто больше не повторил. Как пишет историк флота Сергей Васильев, уже после развала Союза российские подводники несколько раз выходили "наверх" с инициативой выполнить еще одно кругосветное плавание.
В 1992 году с таким почином выступил экипаж АПЛ "Пантера". Несколько позднее совершить "орбитальный" поход в честь 300-летия Российского флота готовился гвардейский атомный подводный ракетный крейсер "Воронеж". Однако североморцев вышестоящее командование не поддержало. Так что уникальная "сорокинская" кругосветка и поныне остается легендарной.
В 1985 году вице-адмирал Анатолий Иванович ушел в отставку. Но долго пробыть без моря и без флотской службы так и не сумел. Он ушел из жизни 30 декабря 1988 года. Похоронен адмирал в Москве на Кунцевском кладбище. Почетная похоронная процессия, участники которой несли на бархатных подушечках награды адмирала, растянулась, по свидетельствам очевидцев, более чем на сотню метров.
Источник: Правда.ру.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров