Середина лета. Жара. Температура воды в одном из самых крупных пойменных озер дельты Днестра — Путрино, когдато наиболее богатом рыбой рекреационном водоеме, доходит до 38 градусов. Из-за отсутствия нормального весеннего экологического и летнего санитарно-экологического попусков с плотины Днестровской ГЭС гидробионты в массе погибают. На «пиршество» слетелись тысячи рыбоядных птиц.
О проблемах дельты Днестра, связанных с плотиной Днестровской ГЭС, «Вечерняя Одесса» писала, начиная с середины 80-х годов прошлого столетия. Тогда впервые из-за перекрытия стока реки плотиной ГЭС в дельте зацвели в массе сине-зеленые водоросли, погибали десятки тысяч водных обитателей. С тех пор прошло уже 25 лет, но существенно ничего не изменилось. Наоборот, из-за перераспределения речного стока в дельте на ее пойменных озерах и мелководных системах периодически возникают заморы рыбы и других гидробионтов.
В этом году весенний экологический попуск был очень неудачным. Воду начали сбрасывать с плотины Днестровской ГЭС, когда ее температура была слишком низкой. А в тот период, когда дельта Днестра крайне нуждалась, воды было очень мало сброшено с плотины. Она вся проходила в русле — транзитом в Черное море. Из-за нехватки воды в весенне-летний период практически не было нереста. Не заливались пойменные луга, многие из которых уже незаконно застроены коттеджами и не способны как природная губка фильтровать воду и давать жизнь обитателям дельты. Зато Днестровское водохранилище накопило себе резервы — около 3 млрд. куб. метров воды, являющейся общим ресурсом для всех, кто живет на берегах этой многострадальной реки, в том числе и ниже по течению.
Погибшая белощекая крачка
Мотивация энергетиков, водников и нанятых ими экспертов, что приток воды в водохранилище в этом году крайне слабый, поэтому и сброс для Нижнего Днестра не может быть большим, неубедительна. Днестр — река трансграничная. Водохранилище создавалось не для того, чтобы манипулировать водными ресурсами и набивать карманы деньгами на продаже энергии за рубеж, а грамотно ими управлять. Если система днестровских водохранилищ зарабатывает миллионы долларов на выработке энергии, используя общую воду и при этом абсолютно никого не спрашивая, то почему же она не может обеспечить дельтовую часть реки в критический период тем количеством воды, которое бы обеспечило решение экологических и санитарных вопросов? Тем более, что многие населенные пункты, в том числе и миллионный город Одесса, крайне нуждаются в качественной питьевой воде.
Вот и сейчас, когда Нижнему Днестру жизненно необходимы санитарные попуски, — их просто нет. Чудес не бывает. Раз не было нормального весеннего экологического попуска, нет нормального санитарного попуска и сейчас, до сих пор нет утвержденных Правил эксплуатации водохранилищ и, естественно, юридической ответственности за несоблюдение попусков, — то экологический кризис неизбежен. Он уже стремительно начался в верхней части дельты Днестра — у сел Троицкое и Граданицы Беляевского района.
Известно, что рвется там, где тонко. Заложником оказалось одно из самых крупных озер — Путрино. Некогда озеро, называемое местными жителями лиманом, было уникальным рекреационным водоемом. Здесь был построен лагерь труда и отдыха для сотен детей. Сюда приезжали отдыхать со всего района и Одесской области. Здесь ловили огромное количество рыбы. Озеро служило родильным домом для сотен миллионов мальков рыбы. Здесь всегда было много уток, гусей, куликов, на которых охотились во время спортивной охоты.
С созданием же Кучурганского водохранилища в начале 60-х годов, строительством дамб, подводящих и отводящих каналов озеро испытало первый сильный удар. Оно стало накапливать твердый сток от мутной реки, при этом постепенно заиливалось. А с созданием системы днестровских водохранилищ в верховьях Днестра и перераспределением стока «во благо» энергетиков озеро получало все меньше воды в весенний, и тем более — летний период. Смыв удобрений с полей, обилие гниющей органики в самом озере на фоне дефицита стока воды периодически приводило к отдельным, небольшим по площади водного зеркала, цветением на озере.
Но то, что случилось с озером сейчас, в середине июля, — произошло впервые! Все подходы к озеру, вся его акватория покрыты от поверхности и до дна мутными зелеными и сине-зелеными водорослями. Вода не имеет абсолютно никакой прозрачности. Из-за практически полного отсутствия кислорода в воде плавают сотни тысяч погибших и полуживых гидробионтов всевозможных видов. Больше всего фильтраторов воды — моллюсков. Огромное количество лягушек и мальков рыб разных видов. Большинство из них мертвые. Но у тех, кто еще жив, шансов на выживание уже практически нет.
Мертвая рыба
Вполне естественно, что такое невероятное обилие корма и малоподвижных жертв — полуживых водных организмов — привлекло огромное количество рыбоядных птиц — чаек, пеликанов, бакланов, цапель и др. Общая их численность достигает нескольких тысяч особей. Казалось бы, радуйтесь, любители птиц. Но нет, не до радости. Такое скопление птиц на Днестре, и только на одном озере, мы видим впервые. Кажется, что они собрались здесь со всего Нижнеднестровского национального природного парка, со всей Молдовы и ПМР. Кроме того, на озере огромное количество браконьерских сеток, в том числе и с мертвой рыбой, лягушками, водными жуками, а люди обвиняют пеликанов в том, что именно они съедают рыбу! Называют даже нереальную и абсурдную цифру — 15 кг рыбы на одного пеликана в день, хотя это, как минимум, в 10 раз больше их суточной нормы. Но это не вина пеликанов. Это — общая беда водного и наземного животного мира, ставшего заложником манипуляций с водными ресурсами.
Местные жители сетуют на дефицит воды по вине ГЭС, на отсутствие средств на расчистку проток, питающих озеро. Рыбаки и охотники тоже разводят руками, не зная, как подступиться к решению проблемы, хотя нещадно эксплуатировали и эксплуатируют биоресурсы.
Но день за днем ситуация все больше и больше будет усугубляться. Ядовитые стоки из озера попадают в Турунчук, а затем текут к Одесскому питьевому водозабору и к берегам Нижнеднестровского национального природного парка.
У озера есть много формальных государственных защитников и пользователей: Одесский облводхоз, Одессарыбвод, Одессалес, охотничьи и рыболовецкие организации, экологическая инспекция, трансграничный бассейновый совет по Днестру, районные и областная госадминистрации и много других организаций. Но, тем не менее, одна из уникальных жемчужин Днестра — в агонии. И если экстренно не принять меры — озеро может либо стать источником болезнетворных микроорганизмов, опасных в том числе и для человека, либо просто полностью высохнуть, похоронив миллионы и миллионы гидробионтов, лишив пищи многие виды птиц и убив надежду местных жителей на конституционное право жить в безопасной экологической среде.
Иван Русев, эксперт по водно-болотным угодьям, член совета Украинского общества охраны птиц, кандидат биологических наук.
Игорь Щеголев, эксперт Одесского отделения Социально-экологического союза.
Станислав Тибатин, член Одесского отделения Национального экоцентра Украины.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров