Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский посетил Южно-Украинский педагогический университет им.Ушинского, где принял участие в торжественном открытии VI Рождественских чтений.
Как сообщает пресс-служба Одесской епархии, мероприятие на протяжение нескольких лет проводятся силами Одесской епархии и этого вуза. В нем принимают участие духовенство, богословы, педагоги, философы, психологи, научные работники, аспиранты, студенты и старшеклассники.
В своем вступительном слове Высокопреосвященнейший Агафангел тепло поздравил всех со светлым праздником Рождества Христова, подчеркнув, что прочно укоренившаяся традиция одесской интеллигенции проводить Рождественские Чтения, в нынешнем году, благословением Божиим, вновь получает свое продолжение и развитие. И в этом отрадном факте мы усматриваем попечение о нас Промысла Божия, «желающего всем людям спастись и достигнуть познания истины» (1 Тим.2,4).
Стремления человека определяют самого человека - эта аксиома известна с древнейших времен; она лежит в основе здравого мировоззрения человечества; множество мыслителей и философов именно эту установку имели отправной точкой своего интеллектуального творчества. Но, свое полное раскрытие эта мысль о цели и устремленности человека получила в Откровении Божием, в благоизволении Самого Творца о Своем творении, в религиозном ответе человека на зов Небесного Отца. Самые первые, самые простые, самые теплые и родные слова молитвы «Отче наш...», известной с детства, выражают эту идею обращенности человека к Богу.
В этом обращении - вся глубина и опыт познания человеком Бога и самого себя. Только сын и дочь могут произнести слово «Отец» и приступить к Тому, который является их родителем.
Поэтому, именно богооткровенная религия Христова во всей полноте и глубине смысла раскрывает идею устремленности и самоопределения , человека.
«Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8,32) - говорит нам в Евангелии Христос Спаситель. И действительно, пожалуй, самым желанным плодом для человека является эта богодарованная свобода. Без неё невозможна вера, вне свободы безотрадна надежда, наконец, невоплотима любовь без свободного выбора. Свобода человека, по учению , Святой Церкви, есть необходимая черта в каждом из нас образа Божия, то есть того, что роднит нас с Небесным Отцом, что, собственно говоря, и позволяет нам по сыновнему, духом взывать к Неприступному в Своей таинственной славе Богу: «Авва, Отче» (Гал.1,6).
Именно через свободу человек должен был познавать и укреплять себя, совершенствуясь в добродетели послушания Богу. Господь говорит одному из потомков Адама: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней» (Втор. 30, 19-20). Вот к чему должна быть направлена свобода; она - Путь ведущий к вечной жизни с Богом!
И обретение этого благодатного Пути проходит через познание Истины. Многие, очень многие умы человечества задавались этим вопросом: «Что есть Истина?» Самоуверенный пафос ветхозаветных фарисеев и книжников, якобы по наследству обладавших Истиной, надменный цинизм римского прокуратора, ставившего себя самого мерилом Истины - все это примеры ошибок человеческих поисков. Гордыня всегда закрывает Истину от человека. И наоборот - смирение, та добродетель, которая рассеивает туман заблуждений, позволяя вечному сиянию Истины озарять мир!
Еще сократовское «я знаю только то, что ничего не знаю», приоткрыло для древних чудесную силу смирения в познании окружающего. Христианство влило в это мировоззрение новый, более совершенный смысл, сформулированный апостолом Петром; «облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать; итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 1,5-6),
Наконец, именно через смирение Сама Божественная Истина пришла в наш мир, воплотившись в яслях Вифлеема. Вся внешняя обстановка Рождения Богомладенца проявляет внутреннее содержание этого величайшего события мироздания: «Слово стало плотью и обитало с нами», ибо Бог «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек, смирил Себя» (Ин. 1,14; Флп. 2,7). Кенозис Бога, уничижение Творца, смирение Владыки мира - вот то, что заставляет верующих с благоговением созерцать тайну Вифлеемской ночи. Ведь именно из Вертепа воссиял миру Свет Разума. Явившаяся и воплотившаяся Истина просветила халдейских мудрецов, возвеселила пастырей, наполнила ночь ангельским славословием.
Вот и мы, дорогие братия и сестры, в эти рождественские дни со смирением и благоговением приступаем к Богомладенцу, испрашивая благословения на наш труд. Пусть дни, которые мы посвятим нашим Рождественским Чтениям, пройдут в духе познания Истины, чистоты помыслов, святости жизни. Свобода, о которой мы говорили, да послужит нам для большего и наилучшего раскрытия мысли, и руководством к этой свободе изберем богомудрое смирение. Собравший нас здесь Творец да направит наши сердца и умы к единству в познании Истины и да исполнит нас дарами Духа Святого: миром, радостью и любовью!
Желаю участникам плодотворного сотрудничества, взаимопонимания, творческих успехов и новых открытий. Пусть Рождество Христово принесет всем благополучие и успех, даст новые силы для достижения благих целей, оправдает надежды, в настойчивость и целеустремленность помогут осуществить мечты. Щедро делитесь друг с другом учением здравым и помните о завете апостола Иакова: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых – чиста, потом, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды сеется у тех, которые хранят мир» (Иак., 17-18).
Эти мирные и благословенные плоды наших трудов да принесем к яслям Рожденного Спасителя! Благодарю руководство университета за возможность нашей встречи. Твердости духа, помощи Божией, крепкого здоровья Вам и Вашим близким!
Благодать и благословение Богомладенца Христа да пребывает со всеми Вами.
Затем митрополит Агафангел за весомый вклад в духовное возрождение общества наградил ректора университета академика А. Я. Чебыкина благословенной грамотой Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, а несколько других сотрудников ЮУПУ - архипастырскими грамотами Одесского архиерея.
В ходе работы форума будут работать следующие секции:
1. Духовная и светская компоненты формирования современной личности.
2. Богословские науки.
3. Православная педагогика, психология, антропология.
4. Историческое и Православное краеведение: храмы и монастыри Одесской епархии.
5. Инновационные концепции формирования современного учителя.
6. Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания.
7. Проблемы, тенденции и цели развития православных воскресных школ.
8. Архипастыри Одессы.
Вниманию участников была представлена концертная программа «Рождественские встречи», подготовленная студентами и преподавателями университета, и учащимися воскресных школ города, которая прошла в актовом зале. Также был проведен Круглый стол на тему «Православные образовательные проекты», который состоялся в конференц-зале университета.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров