В воскресенье, 9 декабря, в Одесском театре юного зрителя в седьмой раз шел спектакль «Варшавская мелодия». И точно так же, как и в августе – во время премьеры зал был переполнен. Пришлось даже из приставных стульев делать дополнительный ряд!
Антракта не было. Но спектакль пролетел незаметно - на одном дыхании. Игра актеров (Нонны Гришаевой, Сергея Фролова и Виктора Раду) была настолько блестящей и отточенной, что «послевкусие» (это слово звучало со сцены и было одним из акцентов, расставленных в пьесе ее автором Леонидом Зориным) было таким, словно ты посмотрел не на театрализованную постановку, а подглядел саму жизнь – историю любви двух студентов: польской девушки Гели и Виктора - «нашего, советского» парня, фронтовика-орденоносца.
Они случайно встретились и влюбились - банальная история, каких множество. Продолжение, в общем-то, тоже банально, даже не смотря на невероятные с точки зрения сегодняшнего дня детали: молодые люди не могут быть вместе, так как в СССР вышел закон, запрещающий вступать в браки с иностранцами. Продолжение банально потому, что во все времена - и сто, и двести лет назад, и сегодня - влюбленные вынуждены выбирать между чувствами и деньгами, мнением общества и родителей, религиозными и социальными устоями, карьерой и прочим. И любовь в этом выборе, как правило, проигрывает. А истории, в которых происходит наоборот, передаются из поколения в поколения, как примеры Великой любви.
Наши герои, когда пришлось решать - что делать, не нашли выхода и расстались.
После окончания спектакля можно было услышать в толпе устремленных к выходу зрителей: «А что они могли сделать? Они были бессильны перед системой…». Так или иначе, а Геля и Виктор потеряли друг друга из виду на долгих десять лет. Эти годы жизнь каждого из них шла своим чередом: она стала известной в своей стране певицей, вышла замуж; он – советский ученый-винодел, кандидат наук и тоже не свободен. Но, любовь все еще живет в их сердцах. Казалось бы, вот шанс, чтобы вернуть все на свои места. Но, опять на одной чаше весов оказывается любовь, а на другой…
Если раньше, помимо любви в сердце Гели жил еще и страх, то теперь страхом скованы действия Виктора. Геля зовет его уехать на всю ночь. А он боится: что скажут сотрудники, с которыми он приехал в командировку, какие будут потом последствия…
Как великолепны в этот момент актеры. Как они правдивы в переживании чувств, как убедительны в их передаче!
Они играли так достоверно! Порой казалось - было слышно как звенят и надрываются от боли их души. Зал чувствовал это и резонировал – многие плакали.
Эту пьесу выбрала Нонна Гришаева. И директор театра – друг детства знаменитой артистки - Евгений Бубер безоговорочно согласился.
- Мне всегда хотелось сыграть в "Варшавской мелодии", - говорит ОДЕССИТу Нонна. - Может быть потому, что в моей жизни тоже была история любви, которую мне не удалось сохранить…
Геля и Виктор вновь расстаются. Еще на десять, но уже не таких долгих лет. Это только в виноделии терпение создает букет (об этом Виктор рассказывал когда-то Геле). Любовь, даже настоящая, нетерпелива и не любит промедлений: они вновь встречаются, уже свободные от брачных уз, да и время изменилось - браки с иностранцами стали возможны, но сердца бывших влюбленных пусты. Они молчат. И это молчание отдает холодным эхом в зал. Эта сцена третьей встречи героев стала еще одной высокой нотой, которую виртуозно взяли актеры - зал вновь, не отрывая от них глаз, дышит и не дышит, замирает, вновь оживает и рукоплещет… А когда прозвучали последние слова, когда зрители завалили цветами Нонну Гришаеву, публика, поднявшись со своих мест, долго аплодировала стоя. Уходя из зала, она унесла с собой размышления: так есть ли что-то важнее любви? Были ли бы герои счастливы, оставшись двадцать лет назад вместе? Не появились бы в их жизни "третьи"? Не известно! Как неизвестно и то, как найти золотую середину, как совместить то, что порой невозможно совместить: любовь и деньги; мнение общества и родителей; религиозные и социальные устои; карьеру и прочее.
Говоря о восторженной реакции зала, Нонна Гришаева признается:
- Для меня это очень приятно и важно, ведь я не избалована хорошими отзывами критики.
Кстати, за два дня до спектакля, во время подведения итогов рейтинга популярности Южноукраинского региона «Народное признание», она была удостоена номинации «Гордость Одессы». И это звание далеко не формально. Такими, как Нонна, Одесса и одесситы действительно могут гордиться. Поскольку своим профессиональным успехом она прославляет Одессу. Но что, наверное, более ценно: став знаменитой и востребованной, арстистка не разрывает «пуповинную» связь с городом, который наполнил ее талантом.
- Одесса для меня, как батарейка, которая постоянно меня подзаряжает, - улыбается Нонна. – Я всегда с удовольствием приезжаю сюда. А постановка спектакля «Варшавская мелодия» - это то конкретное, что я могу сделать для своих земляков. К тому же, это еще и возможность помочь театру и Жене. А друзьям надо помогать…
Напомню, заслуженная артистка Российской Федерации Нонна Гришаева выступила продюсером и спонсором спектакля «Варшавская мелодия».
- Как долго будет идти этот спектакль? - интересуюсь у нее.
- Пока я не состарюсь. «А Гришаева не состарится никогда!» – шутим мы на этот счет! – с улыбкой отвечает она.
- Спектакль развивается, набирает внутреннюю жизнь, становится еще интереснее, чем был в самом начале. Артисты постепенно расслабляются - это относится, прежде всего, к Фролову. Он практически уже привык к Нонне (стал чаще, чем раньше обнимать ее). Похоже, Сергей преодолел придуманный им же звездный барьер между собой и Нонной.
- Хотя, она никогда не позволяет себе создавать какие-то преграды, особенно в отношении с коллегами, - делится своим мнением директор театра Евгений Бубер. - Спектакль задышал. В нем идут внутренние процессы, которые нами не уловимы, но ощущаются публикой: зал начинает аплодировать в самых неожиданных местах - в воскресенье, например, в сцене Новогодней ночи, когда Виктор уснул, а Геля приглушила свет, села на диванчик и стала смотреть на него…
3 ФЕВРАЛЯ одесситы и гости нашего города смогут в очередной раз насладиться виртуозной игрой актеров в очень достойном, совсем не провинциальном спектакле «Варшавская Мелодия».
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров