Одесские дворы, особенно в старой части города, зачастую полны не только известного очарования, но в них имеются скульптуры, памятники и прочие подобные «штучки», о которых мы порой и не догадываемся.
Конечно, дворик скульптур в Одесском литературном музее знают все. А вот о тех памятниках, или о чем-то подобном, что не выставлено напоказ, а спрятано внутри одесских дворов, мы и расскажем.
Конечно, большинство из нас отлично знают «Амура и Психею» в Пале-рояле и памятник создателю языка эсперанто Людвику Заменгофу во дворе дома №3 на Дерибасовской. И вы, конечно же, назовете сразу несколько скульптур в знаменитом дворе искусств на Пушкинской, 12.
Но ведь это далеко не все. Сравнительно недавно в Одессе появилась еще одна «внутридворовая скульптура»: во дворе дома №46 по улице Пастера установлен памятник известнейшему одесситу Кириаку Костанди. Именно в этом дворе жил художник в начале прошлого века.
Кстати рядом, во доме №44 по той же Пастера, тоже можно увидеть нечто «эдакое внутридворовое»: там стены арки украшают некие сюрреалистические барельефы. Пока пройдешь через арку, успеваешь «перенасытиться» и мастерством, и буйством фантазии.
Когда-то во дворе по улице Торговой, 3 стоял памятник Гераклу, который даже успел «сняться» в нескольких кинофильмах. Гераклу не повезло: начался как-то во дворе ремонт, и совершенно случайно рабочие «разбомбили» нашего греческого героя. Так вот, его место теперь занял Дельфин. Надпись на постаменте под скульптурой гласит: «Мир спасет доброта!».
Двор дома №30 по улице Нежинской. Здесь чудом уцелели три старые скульптуры, установленные в нишах. Одна из них изображает гимназистов, вторая — то ли ученого, то ли учителя (некоторые ценители считают, правда, что это рабочий), третья — крестьянина. О «чуде» говорим не случайно. Во многих старых одесских дворах подобные ниши давным-давно пустуют, и мы можем только догадываться, кого увековечивали одесситы, прошлого, устанавливая в них скульптуры своей эпохи.
В одном из частных домов на улице Щорса можно увидеть совсем удивительное творение — семиметровых Адама и Еву, подвергающихся искушению Змея. Это ваяние нашего известного одесского куклотворца Михаила Коломея. Одесский Папа Карло подарил этот воплощенный в кукольном мастерстве библейский сюжет своему другу, который в то время жил в этом доме.
А вот в Воронцовском переулке, напротив знаменитого дома-стены, имеется двор с Дюймовочкой. Да-да, именно здесь появилась андерсеновская героиня. Скульптуру в память о своей жене-скульпторе установил один из жителей дома. При жизни его супруга изготовила ее, а уже после смерти автора она стала украшать двор.
На улице Маразлиевской, 14-а можно увидеть старинную скульптуру мальчика, обнимающего рыбу. Местные жители особенно трепетно берегут эту пару. Многие полагают, что на самом деле мальчик обнимает вовсе не рыбу, а Русалку.
Недавно наш сайт рассказывал о нескольких Эйфелевых башнях «по-одесски», установленных в разных местах. Так вот, две из них тоже расположены в одесских дворах. Одна на улице Осипова, вторая — на улице Коблевской.
Фото автора и Вячеслава Тенякова.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров