Главный тренер сборной Украины Михаил Фоменко уже приучил нас к тому, что не смотрит в паспорт потенциальным новичкам, приглашая в главную команду страны достаточно возрастных игроков. В числе свежих новобранцев - 28-летний хавбек Кирилл Ковальчук, способный подписаться под репликой одноклубника Безотосного: «Сборная стоит того, чтобы ждать».
О степени полезности игроков подобного плана красноречивее всех визуальных впечатлений свидетельствует статистика. В случае с Ковальчуком она более чем убедительна: в течение двух последних лет 28-летний полузащитник «Черноморца» становится лучшим игроком премьер-лиги по количеству отборов и перехватов мяча.
И как это его еще не называют «одесским Маскерано»?
ОЦЕНИЛИ ПО СОВОКУПНОСТИ
- В позапрошлом сезоне я еще и лидировал по количеству совершенных фолов, - улыбается Кирилл. - Так что после этого пришлось поработать над тем, чтобы минимизировать количество нарушений. При таком раскладе есть теоретическая возможность провести все игры - и в чемпионате, и в Кубке Украины, и в еврокубках… Уж очень мне понравился тот плотный график, в котором мы играли в прошлом году. В какой-то момент даже стало интересно: а смогу ли выдержать нагрузки в режиме «через два дня на третий». И очень жаль, что этим летом у нас не получилось пробиться в Лигу Европы.
- Если человек впервые в жизни получает вызов в сборную, это означает, что сейчас он показывает лучший футбол в карьере?
- Возможно, в моем случае стоит говорить о том, что игрока просто оценили по совокупности усилий и результатов. Прошлый сезон выдался очень хорошим для моего клуба, и я усердно работал, потому что мне хотелось попробовать себя на уровне сборной. И даже не получая вызова, ни на кого не обижался и не отчаивался, понимая, что в нашей стране много хороших игроков на моей позиции.
- Как вы узнали о вызове в национальную команду?
- Слухи об этом ходили не один день, но официальную информацию сам обнаружил в интернете, просматривая новости. «Черноморец» в тот момент готовился к кубковому выезду в Черновцы - на матч с «Буковиной», так что партнеры по команде поздравили меня практически одновременно.
- Не показалась ли в первую секунду, что где-то там стоит скрытая камера, и это всего лишь розыгрыш?
- Нет, тренеры предупреждали о том, что меня просматривают представители сборной: мол, постарайся, покажи себя в лучшем виде… Так что морально я был готов, что такой вызов может последовать, и огромного удивления не возникло. Очень приятно, что в штабе главной команды страны оценили мою игру.
ПО СЛЕДАМ СТАРШЕГО БРАТА
- По иронии судьбы, свой первый матч вы можете провести против сборной Молдавии, за которую когда-то выступал ваш брат, и вполне могли выступать вы?
- Это правда. В свое время мне действительно предлагали поменять гражданство на молдавское. Но уже тогда, несмотря на молодость, я осознавал, что с моей мечтой выступать за сборную Украины это не вяжется. Мечтал, работал, и вот, наконец, дождался.
- Ваш старший брат Сергей сделал другой выбор…
- У меня нет никаких сомнений, что рано или поздно он бы получил вызов из ФФУ. В конце концов, брат небезуспешно выступал за «Спартак», а до этого отлично выглядел в «Карпатах». Но у него возникла совершенно другая ситуация: гражданство Сергей поменял в 16 лет, и тогда не сильно влиял на ход событий. В большей степени, решение принимали наши родители. И я не думаю, что они прогадали: не будь в его жизни сборной Молдавии, за его плечами не было бы такой яркой карьеры - в том же «Спартаке». Сборная помогла ему обрести бесценный опыт и привила лидерские качества.
- Слышал, что в юности воспитанника школы «Черноморца» Сергея Ковальчука забраковал главный тренер клуба Леонид Буряк?
- На все сто процентов подтвердить этого не могу. Знаю только то, что Сережа действительно мог оказаться в «Черноморце»: он был одним из лучших в своем выпускном классе, но тренеры главной команды, просматривая группу брата, выбрали других мальчиков. Вот после этого Серый и уехал в Молдавию.
- Очевидцы говорят, что в 15-16 лет Сергей был худенький, как тростиночка, и что ему критически не хватало мышечной массы…
- Да, он был очень шустрым и быстрым, но не обладал особой мощью. Тем не менее, в Молдавии брат быстро возмужал и научился играть во взрослый футбол. О чем, вообще, говорить, если в национальной сборной Молдавии он дебютировал в 18 лет, причем уже тогда выходил на поле против Португалии с Фигу и Нуну Гомешом, а также против Голландии с Давидсом и ван Нистелроем?!
- Буквально несколько дней назад появилась информация, что Сергей может перейти из «Актобе» в «Тобол». Чем все закончилось?
- Пока ничем. Все может решиться за один день. У брата есть еще несколько вариантов в России - в том числе и от клубов премьер-лиги.
- Вы во многом повторяли путь Сергея, подписав свой первый контракт не в Одессе, а в… Днепропетровске.
- На первых порах я все время ездил вслед за братом: Сережа был в «Карпатах», а я тренировался в «Карпатах-3». Он оказывал мне всестороннюю поддержку: мы вместе ходили в тренажерный зал, он давал мне кучу полезных советов. Затем меня пригласил Евгений Кучеревский, и я приехал на просмотр во вторую команду «Днепра», где прошел очень хорошую школу рядом с Шаховым, Коноплянкой, Лепой, Сердюком, братьями Пашаевыми…
- Верно ли, что ваша судьба могла сложиться совершенно по-иному, если бы не… преждевременный уход из жизни Кучеревского?
- Евгений Мефодьич относился ко мне хорошо и в какой-то момент даже подпускал к тренировкам с первой командой. Не могу ручаться за то, что пробился бы в основу «Днепра», но шанс сделать это у меня бы при Кучеревском, наверное, был бы.
ОБМЕН С РОБЕРТО КАРЛОСОМ
- А так вы отправились в «Зимбру», где выигрывали Кубок Молдавии и признавались лучшим игроком сезона, по мнению болельщиков. И все это время рядом была Одесса, где вас по-прежнему не замечали?
- Самый реальный вариант оказаться в «Черноморце» у меня был при Виталии Шевченко. Однако специфика молдавского футбола такова, что уйти из местного клуба легко не бывает: уж слишком высокие цены заламывают руководители за игроков. А так как мне тогда было едва за двадцать, рисковать приличными деньгами в «Черноморце» не стали. То же самое случилось и в «Таврии», чьи серьезные намерения сошли на нет, когда была озвучена сумма трансфера. В Симферополе я играл в аренде, а спустя полгода уехал в Россию - ту самую кругленькую сумму осилила «Томь». При этом платить за кота в мешке никто не хотел: ведь можно быть лучшим в Молдавии и потеряться в российском элитном дивизионе. Так что для начала я прошел в сибирском клубе просмотр.
- В «Томи» вы работали с Валерием Непомнящим, и как писали журналисты, он и сам долгое время не мог понять, как вас лучше использовать…
- С Кузьмичем у нас сложились очень хорошие отношения: он - очень положительный и приятный человек, постоянно меня поддерживал, я очень рад, что мы поработали с ним. Да, бывали моменты, когда я не играл, а если выходил на поле, то пробовался на всех позициях: и в нападении, и на фланге полузащиты - лишь бы играть.
- Пушкин писал: «Но Север вреден для меня…» Вам, коренному южанину, было тяжело в Сибири?
- Конечно. Но микроклимат в городе и в команде был такой, что какие-то климатические сложности не ощущались. У нас был хороший коллектив, в какой-то период мы даже играли вместе с братом, и, наконец, рядом была жена Даша, с которой мы познакомились еще в Днепропетровске.
- Видел в интернете ваше фото с футболкой Роберто Карлоса… Как вам достался этот трофей?
- Банально. Мы играли с «Анжи», где выступал чемпион мира. Бразилец провел ту встречу очень здорово - безо всякой скидки на возраст. А уже после матча я подошел к Роберто Карлосу и попросил поменяться майками. Он согласился, мы пожелали друг другу удачи и обнялись. Он, кстати, в той встрече действовал на позиции опорника, а я играл под нападающими.
НОСТАЛЬГИЯ ПО ФОНТАНЕЛЬО
- В Молдавии, как и в России, вы забивали пусть и немного, но достаточно регулярно - в среднем, почти по три мяча за сезон. А вот в Одессе результативность упала почти до нуля. Изменилась специфика игры?
- Конечно. В Кишиневе, и в Томске я выступал на позиции атакующего хавбека, работая исключительно на нападение, руки были совершенно развязаны. А сейчас все куда строже, основной акцент в моей игре - оборона. Конечно, хочется забивать больше, да и моменты периодически возникают - и на «стандартах», и с игры, но пока, как правило, не везет.
- Однажды вы сказали, что опорника из вас слепил именно Григорчук. Как проходила переквалификация?
- Роман Иосифович - очень умный специалист, но его главное достоинство - целеустремленность. Людей, которые так отдаются футболу, я знаю немного. И если внимательно слушать нашего главного тренера на теоретических занятиях, можно овладеть понятиями об игре центрального защитника, и даже вратаря.
- Этой весной вас вполне могли переквалифицировать в центрбеки?
- В этом амплуа меня пробовали только на тренировках. В официальных матчах до крайностей дело не дошло. «Черноморец» вовремя подписал Тейку, который закрыл проблемную позицию. И чтобы не говорили, Адольф неплохо справлялся со своими обязанностями этой весной. А когда говорят о его провалах в двух первых матчах, необходимо понимать, что проваливался не один Тейку, а вся наша команда.
- Назовите самого сильного игрока, с которым вы играли в связке в центре поля?
- Наверное, Алексей Гай. Очень хороший футболист, который выполняя огромный объем работы, успевает продуктивно работать и на атаку.
- Еще в прошлом сезоне я заметил, что вы часто опускаетесь на позицию третьего центрального защитника, чтобы беспрепятственно получить мяч и начать новую атаку. Такова установка тренера?
- Не сказал бы. Более того, тренер просит нас, по возможности, не играть возле своих ворот. Само собой, что иногда ситуация требует подстраховать кого-то из защитников, если он покидает свою зону или оттянуться назад, чтобы получить мяч. Но раньше, когда в команде был Фонтанельо, помогать ему начинать атаки, было нецелесообразно. Пабло обладал замечательным первым пасом - практически на любую дистанцию.
- За все это время от Григорчука в ваш адрес вылетела только одна критическая стрела, касающаяся вашего удара. Мол, если бы в детстве и в юности его поставили лучше, то вы забивали бы значительно чаще, так как регулярно выигрываете подборы.
- Я до сих пор усердно работаю над этим аспектом своей игры. Потому что, пусть иногда и бью по воротам, все время психологически больше нацелен на передачу партнеру. Возможно, пока не хватает уверенности в своем ударе, но она придет, потому что на тренировках мы проводим немало ударных серий. Чаще всего атакую ворота с рабочей правой ноги, но если нужно, могу приложиться и с левой.
- Полгода назад в прессе ходили активные разговоры о вашем потенциальном отъезде в «Металлист»…
- Что ж, если не срослось, значит, все было не настолько серьезно. Нет, заинтересованность со стороны харьковчан была, но в итоге клубы не договорились, и я об этом не жалею. «Черноморец» - это команда, которая сделала из меня серьезного футболиста, а Одесса, по сути, родной город.
- Вам не обидно, что в какой-то степени Григорчуку каждый год приходится начинать все сначала?
- Очень обидно, что все происходит именно так. И если нам игрокам, остающимся в команде, переживать все кадровые перемены еще не так сложно, то для главного тренера - это сплошная головная боль. Если бы в Одессе сохранился тот же состав, что и прошлой осенью и этой зимой, мы были бы очень сильны. Но, увы…
- Представим себе, что у вас есть возможность вернуть в Одессу трех игроков, которые покинули команду за последний год. Кто бы это был?
- Однозначно Пабло Фонтанельо. Франк Джа Джедже и, наверное, Алексей Антонов.
ЛЕДЯНОЙ ВОДОЙ ОБЛИВАЛ ВРАЧ КОМАНДЫ
- Одно время вы жили на съемной квартире в знаменитом пляжном районе Аркадия, но потом переехали в частный дом - за город. Там спокойнее?
- Да. Это замечательное место в коттеджном районе на окраине Одессы, за поселком Котовского. Может быть, единственное в Одессе, где можно найти и лес, и море. Жене и дочери здесь очень спокойно.
- Ваша дочь Милаша уже узнает папу в телевизоре?
- Да, у нее сейчас интересный возраст - 1 год и 7 месяцев, так что многие вещи она просто схватывает на лету. Хотя не обходится и без казусов: иногда, когда я включаю футбол, она указывает на кого-то из игроков других клубов и даже чемпионатов. А вот если меня показывают крупным планом, тогда, конечно, не ошибается.
- Ваше сравнение с Томом Крузом уже избито. Но любопытно: кто и когда впервые обратил внимание на сходство голливудского актера и украинского футболиста?
- Первым на эту тему очень давно начал шутить еще брат. А затем комментирующий это Валерий Непомнящий сказал журналистам что-то вроде: «Наш Том Круз не только моложе, но и симпатичнее настоящего». Вот с тех пор и приклеилось.
- Какой фильм с вашим голливудским двойником нравится вам больше остальных?
- С ролями Крузу повезло. В его активе много хороших фильмов. Чего стоит хотя бы «Ванильное небо»…
- Многие футболисты украинской премьер-лиги оказались вовлечены в благотворительную акцию ALS Ice Bucket Challenge. В «Черноморце» обливание ледяной водой популярно?
- Конечно. Мне бросил вызов Виталий Балашов, а я, в свою очередь, вызвал Дениса Васина, Антона Шиндера и Андрея Слинкина. Что примечательно, меня в помещении около бассейна обливал доктор команды Александр Медведев. Он тщательно проверил воду, и вынес вердикт: такие обливания полезны для организма. (Смеется).
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров