Заместитель главного редактора «Библии» всех киноманов мира журнала «Кайе дю Синема» французский кинокритик Жан-Филипп Тессе рассказал об особенностях своей работы в рамках мастер-класса Летней киношколы.
Французский киновед поведал студентам образовательной секции ОМКФ всю историю становления кинематографа и кинокритики начиная с 20х годов, рассказав о предпосылках каждого периода развития и знаковых личностях, повлиявших на ход событий. Жан-Филипп Тессе также говорил о значении кино во время Второй мировой войны и изменениях, которые претерпевала кинематографическая сфера перед тем как стать искусством.
Первым шагом стало создание синематек в 30-х годах, именно тогда его начали признавать не просто как развлечение, и перестали сжигать пленки, найдя в них художественную ценность. В то же время начало активно развиваться движение дискуссионных киноклубов, что вызвало огромную шумиху вокруг интеллектуалов того поколения. Позже, в 1951 году, благодаря Андре Базену был основан французский киноведческий журнал «Кайе дю Синема», основной целью которого стало представление режиссера как художника, а не просто технического сотрудника, как принято было считать до этого. «Это своеобразная коперниканская революция в кино», - говорит Жан-Филипп Тессе.
Журнал был совершенно независимым и аполитичным и быстро обрел популярность среди синефилов. Редакция в то время придерживалась образа мысли, называемым «базелизмом»: речь идет об оппозиции онтологической «реалистичности» и экзистенциальной «эстетичности», так как данная концепция представляется одной из ключевых в этой теории.
Статьи, опубликованные такими мировыми классиками как Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, представителями французской «новой волны» приравнивали авангардистов к американским кинематографистам. Они открыли миру таких культовых режиссеров как Хичкок, Джон Форд, Говард Хоукс, произведя настоящую эстетическую революцию в мире кино. Тессе считает, что сегодня это уже стало аксиомой и кино передает эстетические ценности. «Больше не существует одной аналитической школы, критерии размыты. Сейчас определяющим фактором является эмоциональность. Мне нравится фильмы, которые преодолевают все догмы и стереотипы традиционного кино, где критик больше не доминирует над режиссером» - резюмирует он.
Жан-Филипп Тессе так выступает в роли члена Жюри международной конкурсной программы ОМКФ и будет вместе с коллегами определять победителей в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая актерская работа».