Объявлена программа Юбилейного Пятого Фестиваля немого кино и современной музыки «Німі ночі». В этом году она посвящена толерантности.
Фестиваль традиционно пройдет на причале яхт-клуба (27, 28 июня) и в Концертно-выставочном зале одесского Морвокзала (29 июня).
Программа пятого фестиваля «Німі ночі» — наиболее пестрая и экзотическая за все время существования фестиваля, с ощутимым восточным акцентом.
Ярким событием первого дня фестиваля (27 июня) станет программа японского немого кино. Японские фильмы «Запах адониса: эпизод сказаний о цветах» (1927 г.) и ранняя анимация «Игрушечный паровоз Таро» (1929 г.) будут сопровождаться традиционным бэнши-перформансом в исполнении японского актера Ичиро Катаока, как и недавно найденная американская короткометражная комедия Бастера Китона «Кузнец» (1922 г.). Все три фильма будут озвучены джазовым виртуозом-импровизатором Юрием Кузнецовым.
Раннюю комедию Александра Довженко «Ягодка любви», снятую в Одессе в 1926 году (и сверхкассовую в те годы), сопровождает джаз от FKP trio (Одесса).
Звезда следующего дня (28 июня) — обворожительная Луиза Брукс в самой эротичной ленте 1920-х годов немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста «Ящик Пандоры» (1928 г.). «Ящик Пандоры» озвучит Юрий Кузнецов. Лирической нотой второго дня фестиваля станет демонстрация французской экспериментальной мелодрамы Дмитрия Кирсанова «Менильмонтан» (1926 г.) в сопровождении белорусского аккордеониста Егора Забелова.
Третий день фестиваля (29 июня), посвященный 70-летию депортации крымскотатарского народа, откроется показом первого крымскотатарского фильма «Алим». Фильм создан на Ялтинской кинофабрике ВУФКУ в 1926 году Георгием Тасиным. Его озвучит гитарист-виртуоз Энвер Измайлов.
Закроется фестиваль трогательной психологической драмой «Последний приказ» (1928 г.) американского режиссера Джозефа фон Стернберга, которую озвучит американское трио Alloy Orchestra, один из самых известных в мире музыкальных коллективов, работающих с немым кино.
Три дня фестиваля в этом году будут посвящены великим актерам немого кино: крымскотатарскому актеру, поэту Хайри Эмир-заде, американскому секс-идолу 20 века Луизе Брукс и выдающейся актрисе Джоан Кроуфорд, столетие со дня рождения которой мир отмечает в этом году. Именно ее портрет стал образом фестиваля «Німі ночі — 2014».
Юбилейный фестиваль, инициированный в 2010 году Благотворительным фондом им. Ивана и Юрия Лип, в этом году пройдет в рамках празднования Дня Конституции Украины при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино, Благотворительного фонда "Розвиток України", Национального центра Александра Довженко, Одесской областной администрации и Одесского городского совета. Партнерами фестиваля выступают Посольство США в Украине, Французский институт и Британский Совет в Киеве.
Начало сеансов – 21.00
Продажа билетов:
в кассах Филармонии — (048) 725-15-36
онлайн - на сайте фестиваля www.mutenightsfestival.com
www.ukrticket.com.ua , www.kassir24.com.ua
АННОТАЦИИ К ФИЛЬМАМ
«Алим» (Украина, 1926)
2-я кинофабрика ВУФКУ, Ялта.
Режиссер – Георгий Тасин.
Операторы – Владимир Лемке, Михаил Бельский, Андрей Майнс.
В ролях: Хайри Эмир-заде Ассие Эмир-заде, В. Колпашников, Александр Арбо, К. Умеров.
Крым. Середина XIX века. На кожаной фабрике Али-бая работает крестьянин Алим. Протестуя против нечеловеческих условий работы, Алим подстрекает работников к бунту. Для подавления восстания пребывает отряд казаков. Алим с товарищами скрывается в горах. Его имя наводит ужас на помещиков и чиновников. Против крымско-татарского Робина Гуда власти вновь отправляют войска.
Сюжет фильма основан на крымско-татарской легенде, превращенной в 1925 году драматургом Ипчи Умером в пьесу. Съемки фильма по сценарию украинского поэта–авангардиста Николая Бажана начались осенью 1925 года. Лента снималась на Чатыр-Даге и Ай-Петри до конца лета 1926 года. Съемки фильма координировал директор крымского национального музея. Премьера состоялась 16 августа. Ставший весьма популярным, фильм был экспортирован в Берлин и Париж.
В 1935 году фильм был перемонтирован и выпущен в прокат в новой редакции. Тайным распоряжением «Украинфильма» от 21 апреля 1937 года фильм был запрещен к показу, а копии – уничтожены.
«Ящик Пандоры» (Германия, 1929)
Режиссер – Георг Вильгельм Пабст
Оператор - Гюнтер Крампф
В ролях: Луиза Брукс, Фриц Кортнер, Карл Гетс, Францис Ледерер, Густав Дисль, Алис Робертс, Крафт Рашиг.
Против чар танцовщицы Лулу, любовницы газетного магната Людвига Шона, не могут устоять ни мужчины, ни женщины. Шон собирается жениться на дочери министра, и чтобы задобрить Лулу, предлагает ей ангажмент в постановке своего сына Альвы. Однако, во время премьеры Лулу отказывается выходить на сцену. Шон пытается переубедить Лулу, но, придя за кулисы, оказывается в ее объятьях. Помолвка расторгнута, и Шон соглашается жениться на Лулу. Во время свадьбы, из-за ревности между Шоном и Лулу разгорается скандал, который заканчивается случайным выстрелом в Шона. Лулу осуждена, однако ей удается сбежать из зала суда. Вместе с Альвой она сбегает на корабль, где расположено нелегальное казино. Один из посетителей узнает Лулу и начинает ее шатажировать. Графиня Августа Гештвиц, также влюбленная в Лулу, помогает ей избавиться от шантажиста. Герои оказываются в Лондоне, где орудует Джек-Потрошитель…
Зловещий и манящий, наполненный страстью и соблазном, фильм Пабста «Ящик Пандоры», рассказывает историю девушки, чья легкомысленная красота становится причиной бесконечной череды неудач. Целый год, пока не закончился контракт с Paramount Pictures, Пабст охотился за соблазнительницей Луизой Брукс, которая, как верил он, была единственной способной воплотить образ femme fatale Лулу на экране. Он получил согласие на участие Брукс в фильме в тот момент, когда в его офисе уже сидела Марлен Дитрих. Именно благодаря Брукс, фильм удалось наполнить особой атмосферой пьянящего эротизма и сексуальности, созданной Пабстом благодаря блестящим режиссерским решениям и операторской работе. Нагнетая сексуальную атмосферу на площадке, Пабст требовал, чтобы Брукс снималась без нижнего белья, а актеры-мужчины об этом знали. Подвергшийся цензуре и сокращенный, фильм не вызвал восторга у современников. Деконструкция морали в духе Фрейда была не понятна аудитории. Возвращение «Ящика Пандоры» состоялось в конце 1950-х, а Луиза Брукс стала секс-символом французских интеллектуалов и режиссеров «новой волны». «Нет никакой Гарбо! Нет никакой Дитрих! Есть только Луиза Брукс!» - Анри Ланглуа.
Запах адониса: Эпизод сказок про цветы / Otome shirizu sono ichi hanamonogatari fukujuso (Япония, 1935)
Режиссер Джиро Кавате / Jiro Kawate
Оператор Асакацу Канаи / Asakazu Kana
В ролях Наоми Егава / Naomi Egawa, Гинко Ганабуса / Ginko Hanabusa, Кими Гаяши / Kimie Hayashi, Кацуо Гиномото / Kazuo Hinomoto, Мицуе Гісамацу / Mitsue Hisamatsu, Рурико Гоши/ Ruriko Hoshi, Юнко Кимура / Junko Kimura
Мийоко приезжает в родительский дом своего мужа Мицуо. Там она знакомится с Каору, сестрой мужа. Между молодыми женщинами возникает нежная дружба, а со временем - и более сильные чувства. Однако, на пути их страсти стает Мицуо.
Полон несказанных слов, порочных и стыдливых взглядов, непроизвольных прикосновений, фильм Джиро Кавате пропитан гомоэротизмом, впечатляющим для своего времени. «Запах адониса…» основан на рассказе Нобуко Йошия ( 1896 – 1973), активистки феминистического движения, которое сформировалось вокруг журнала Seito (Bluestocking), японской лесбийской писательницы межвоенного периода, одной из первых коммерчески успешных среди авторов гомоэротической прозы «Класса S», запрещенной в Японии в 1936 году.
«Ягодки любви» («Ягодка любви», «Парикмахер Жан Ковбасюк», «Свадьба Капки», 1926)
2-я кинофабрика ВУФКУ, Ялта, 1926
Режиссер Александр Довженко
Операторы: Данило Демуцкий, Йосиф Рона
В ролях: Марьян Крушельницкий, Маргарита Барская – Чардинина, Дмитрий Капка, Иван Замичковский, Владимир Лисовской, Леонид Чембарский, Игорь Земгано, Николай Надемский.
Любовница цирюльника Жана Ковбасюка подкидывает ему младенца. Жан решает избавиться от «внебрачного» ребенка и подкидывает его в магазин игрушек. Испуганный приказчик магазина подсовывает ребенка одному из покупателей, тот в свою очередь – снова Жану Ковбасюку. Получив вызов к судовому следователю, Ковбасюк, бросается на поиски ребенка, при этом попадая в невероятные приключения.
Вторая комедия Александра Довженко наследовала популярные сногсшибательные комедии Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда. Насыщенная погонями, трюками и гэгами, она вышла на экраны в 1926 году и была признана одной из наиболее удачных комедийных робот своего времени.
Кузнец / The Blacksmith (США, 1922) 21’
Режиссер: Бастер Китон, Малкольм Клер / Buster Keaton, Malcolm St. Clair
Оператор: Елджин Лессли/ Elgin Lessley
В ролях: Бастер Китон, Вирджиния Фокс / Buster Keaton, VirginiaFox
Неуклюжий помощник кузнеца остается сам в мастерской, где ремонта ждет шикарный Роллс -Ройс. Внезапно в кузницу решает заехать молодая наездница, чтобы подковать своего коня. Озадаченный тем, чтобы поразить девушку своей безупречной работой, неуклюжий кузнец незаметно для себя портит инструмент мастерской и пачкает коня свои грязными ладонями. Но настоящий провал впереди: в кузницу возвращается хозяин, который решает проучить беднягу именно возле новенького ландо.
Настоящий успех к Китону-режиссеру пришел в 1920 году после проката фильма «Одна неделя» - с этого момента он начинает снимать серию короткометражных кинокомедий, усовершенствуя комедийную маску «человека с каменным лицом». 21 июля 1922 года на экраны выходит короткометражка «Кузнец», которую продюсеры и дистрибьюторы в традиционной для того времени манере перемонтируют на свой вкус. Известная в 21 – минутном варианте, лента получила вторую жизнь в 2013 году, когда аргентинский исследователь кино и историк Fernando Martín Peña (тот самый, который раньше выискал режиссерскую версию «Метрополиса» Фрица Ланга) находит альтернативную версию фильма, в которой вторая часть полностью отличается от до сих пор известных вариантов. Поразительно, но Пенья купил рол с фильмами на ресурсе e–bay. Фильм на фестивале будет показан именно в этой полной версии .
Последний приказ (США, 1928)
Режиссер - Джозеф фон Стернберг
Оператор – Берт Гленнон
В ролях: Эмиль Яннингс, Эвелин Брент, Уильям Пауелл, Джек Реймонд, Николай Сусанин, Михаил Виссаров
Сергей Долгорукий – бывший царский генерал, теперь эмигрант, работает статистом в Голливуде. Режиссер утверждает его на роль военачальника в новом фильме. На съемочной площадке, надев мундир, старик окунается в воспоминания… В прифронтовом городке генерала развлекают актеры, большинство из которых тайные большевики-диверсанты. Одну из них, Наталью Доброву, генерал помиловал и окутал вниманием. Наталья убеждается, что Сергей – человек чести, страстно любящий Россию. Когда большевики захватывают поезд, в котором едет штаб, Доброва пытается спасти Долгорукого, убеждая бунтарей казнить его в Петрограде. Ночью она помогает ему покинуть поезд, который через мгновение срывается в пропасть.
На съемочной площадке, войдя в роль и надев генеральскую форму, Сергей дает наставления солдатам. Потеряв связь с реальностью, он становиться участником настоящего боя…
В 1928 году Джозеф фон Стернберг еще не предполагал, что ему суждено вскоре «создать» ярчайшую кинозвезду 20 века – Марлен Дитрих. К работе над «Последним приказом» он привлекает выдающегося европейского актера Эмиля Яннингса, сыгравшего только что в своем первом американском фильме «Судьба всякой плоти» (1927). Мастер первоплощений, Яннингс играет Долгорукого с не меньшим талантом, чем старого портье в «Последнем человеке» Фридриха Вильгельма Мурнау (1924).
На первой церемонии вручения наград американской киноакадемии в 1929 году, Яннингс получает два первых Оскара за лучшие мужские роли в фильмах «Судьба всякой плоти» и «Последний приказ».
МУЗЫКАНТЫ ФЕСТИВАЛЯ
Егор Забелов – пожалуй, наиболее известный аккордеонист белорусского музыкального андеграунда, композитор, автор музыки для театра и кино. С 2003 года член белорусских музыкальных проектов «Нагуаль», «Серебряная свадьба». В 2005 году Егор Забелов совместно с Артемом Залесским создает группу «Gurzuf», в составе которой дает более трехсот концертов на различных этно- и джаз-фестивалях, фестивалях аккордеонной и альтернативной музыки по всей Европе: Le Grand Soufflet (Франция), «СКИФ» (Россия), Jazz Bez (Польша-Украина), B-Sides (Швейцария), Fusion (Германия), Airbag (Бельгия), международных фестивалях аккордеонной музыки в Вене (Австрия) и Торреш Ведраш (Португалия). С 2006 года Егор Забелов пишет музыку для спектаклей белорусского театрального режиссера, Аляксея Лелявского, которые были поставлены в Германии, Польше, Словении и Беларуси.
Егор Забелов – автор музыки к классическим немым лентам «Голем: как он пришел в мир» (1920) Пауля Вегенера и Карла Бёзье и «Менильмонтан» (1926) Димитрия Кирсаноффа. Обладатель премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «этно-механика».
Alloy Orchestra наиболее известная в мире музыкальная группа, создающая музыку к немому кино. Основанная в 1990 году в Кембридже, США, группа, в составе которой Терри Донагъю (перкуссия, аккордеон), Кен Винокур (перкуссия, кларнет) и клавишник Роджер Миллер (известный участием в пост-панк группе Mission of Burma), миксует традиционные перкуссии с электороникой. Сотрудничая с такими авторитетными киноархивами, как George Eastman House и British Film Institute, AlloyOrchestra выступает на крупнейших театральных сценах и наиболее авторитетных фестивалях немого кино: Telluride Film Festival, Giornate del cinema muto, San Francisco Silent Film Festival.
AlloyOrchestra создали музыкальное сопровождение к десяткам немых киношедевров, среди которых «Генерал» (1926), «Призрак оперы» (1925), «Носферату» (1922), «Ветер» (1927), «Метрополис» (1926), в том числе и украинских - «Человек с киноаппаратом» (1929) и «Земля» (1930).
По мнению критиков, эта группа - главный популяризатор классического немого кинонаследия. В 1999 году американский журнал Entertainment Weekly внес AlloyOrchestra в топ-100 самых креативных людей и групп в сфере развлечений.
Ичиро Катаока, закончив университетский колледж искусств в Нигони (Япония), с 2002 года приступил к изучению искусства бэнши под руководством перформера Мидори Савато / Midori Sawato. Выступает как театральный актер и чтец.
Бэнши-репертуар Катаока состоит из 250 немых фильмов. Практика актерского исполнения бэнши основывается на традициях театра Кабуки и Но. Традиция сопровождать немые фильмы репликами героев на японском языке сохранялась в Японии еще долго после появления звука в кино: благодаря этому немые фильмы в Японии были популярны до начала 1940-х годов. Перформер выступал на Фестивале Немого кино в Бонне, Международном Токийском кинофестивале (2011). Выступал с турами в Австралии, Германии, Хорватии. В США в 2012-13 гг. его принимали университеты Индианы, Канзаса, Чикаго, Бостона, Аризоны, Гарварда, Кливлендская Синематика, Детройтский институт искусств.
В 2013 году состоялось триумфальное выступление Катаока на самом крупном фестивале немого кино в Порденоне Giornate del cinema muto in Pordenone (Италия).
«Одесса. Каждое бэнши-сердце начинает ускоренно биться, когда слышит название этого города. Потому что Одесса является одним из наиболее известных мест для немого кино. Для меня великая честь выступать на фестивале. Надеюсь, этот перформанс станет мостом культуры и мира между нашими странами», - Ичиро Катаока.
Энвер Измайлов – всемирно известный гитарист-виртуоз, этно-джазовый композитор и исполнитель в технике «тэппинг». Играть начинал на электрогитаре, как рок-музыкант. В конце 1980-х играл в составе джаз-рок группы «Сато». С 1990-х увлекся коллекционированием крымско-татарского фольклора, на основе которого создал несколько этно-джазовых альбомов.
Лауреат первой премии Европейского международного конкурса гитаристов в Лозанне (Швейцария). Участник международных фестивалей в Польше, Латвии, России, Финлянидии, Германии, Норвегии, Франции, Австрии, Италии, Швейцарии, Швеции, Австрии, Голландии, Англии.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров