Ответ протоиерея Георгия Городенцева на критику статьи «Почему побеждает Россия?!».
21 марта с.г. на РНЛ была опубликована моя заметка «Почему побеждает Россия?!». В которой я лишь указал, что срок сугубого наказания Богом русского народа за его грехи - заканчивается. Отсюда и происходят те победы России, свидетелями коих мы ныне являемся. Причем, заметил, что по мере времени, т.е. по мере окончательного истечения срока сего наказания эти победы будут увеличиваться.
Эта моя краткая заметка вызвала ряд возражения, что и неудивительно. Ведь русский народ уже 100 лет терпит разные бедствия, в частности, по крайней мере дважды за это время был на грани полного уничтожения. Поэтому у русских людей, рассуждающих по аналогии, выработался устойчивый рефлекс, состоящий в ожидании новых, еще более страшных и тяжких бед. Особенно это характерно в среде некоторых верующих. Вы, наверное, и сами встречали в наших храмах таких православных, которым «попророчествовать» о «скорой страшной мировой войне», о «будущем разрушении и гибели в этой войне или еще как-то России», о «новых тотальных гонениях на православных», о «еще более страшных страданиях русского народа», - что сладкую конфетку съесть.
Что поделаешь, каждый хочет предсказывать будущее, ведь если по библейской пословице «и Саул был в пророках», то почему бы и нам не попытаться?! Так думают люди (зачастую простые верующие бабушки), всего лишь рассуждающие по аналогии с прошлым и пытающиеся экстраполировать прошлые беды нашего народа на его будущее. И, таким образом, пытающиеся, по другой пословице, «урвать себе с паршивой собаки (этих самых наших бед) шерсти клок», т.е. мнимую способность пророчествовать.
Интересно заметить, что западные политические деятели и аналитики внешне не похожи на этих простеньких верующих бабушек, но рассуждают совершенно аналогично им, т.е. также по аналогии. Они также считают, что поскольку ранее (уже 100 лет) Россия и русский народ «всегда и во всем были виноваты», и за все вынуждены были платить, то это будет продолжаться и дальше. Отсюда и проистекают их мнение, что дальнейшее благосостояние Запада, как образно выразился З.Бжезинский, будет строиться «против России, засчёт России и на обломках России».
А я вот позволил себе усомниться в этом, отсюда и критика в мой адрес наших православных, рассуждающих по аналогии с бабушками и западными «оракулами». Отвечу по ряду на эту критику.
Итак, некто под ником «просто автор», ссылаясь на истинное пророчестве преподобной Паши Саровской, считает, что срок мною указан неверно: надо не 100 лет, а 110 (п.5). Странное возражение (несколько подобное комедийному торгу в фильме «Операция Ы»), скорее подтверждающее мою точку зрения, чем ее опровергающее. Ведь и я не говорю, что срок наказания уже полностью исполнился, но лишь утверждаю, что он подходит к концу. По моим подсчетам до его исполнения осталось 3-4 года; по мнению «просто автора» 13-14 лет, - не очень большая разница, если учитывать, что почти 100 лет из этого страшного срока нашим народом уже пережито!
Как совершенно правильно возражает «просто автору» некто под ником «калужанин»: «Срок 100 или 110, или там, например, 95, думаю, не очень принципиально и линейно. Не всё должно быть совсем уж одним махом».
И действительно, мы ведь не говорим, что русская весна уже наступила в полной силе, но лишь указываем на некоторые признаки ее наступления. Да и сама по себе всякая весна – это лишь скорый провозвестник более приятной поры года, т.е. лета. Так и сама по себе русская весна – это лишь провозвестник «лета Господня благоприятного» для русского народа. Коим «летом благоприятным» вполне можно считать срок в 110 лет, прореченный преп.Пашей Саровской в том смысле, что в конце этого срока в России будет Царь. А пока мы, православные русские патриоты можем об этом (т.е. о будущем русском Царе) только молиться!
Несколько более обоснованным, на первый взгляд, выглядит возражение некоего «барашка» (п.14) который мнит следующее: «Не совсем понимаю, почему протоиерей Георгий не упоминает о главном условии прощения греха: человек должен придти к Богу, раскаяться и воцерковиться. Насколько известно из статистики МВД РФ, на главную пасхальную литургию в прошлом году в Москве явилось менее 2% москвичей. Как можно простить народ, если только 2% от него ходят в храм на Пасху? По-моему, тут иной библейский вариант применим: о праведном Лоте (2%) и Содоме».
На самом деле «барашек» не понимает не прот.Георгия, а не знает православного учения о покаянии, мня, что существует всего лишь один его способ или вид – чрез воцерковление и исповедь в церкви пред священником. Однако это отнюдь не так. Господь установил для людей много способов или видов оного, о чем учит святитель Иоанн Златоуст в своих «Беседах о покаянии». В которых он говорит: «Я представляю тебе многие (виды) покаяния, чтобы чрез разнообразие путей сделать для тебя удобнее спасение».
Первым видом покаяния Златоуст действительно называет исповедание своего греха пред Богом, которое наиболее полно и действенно для православных христиан при их исповеди в церкви пред священником. Но это лишь первый его вид или способ. Св.Иоанн Златоуст называет еще и другие: плачь и сокрушение о грехе; смирение и смиренномудрие; милостыня; молитва; пост. Так что видов или способов покаяния не один, как мнит «барашек», но их много. Поэтому не надо пытаться уложить в прокрустово ложе своего ограниченного мнения покаяние русского народа.
Ведь к тому, что сказал о способах оного св.Иоанн Златоуст, следует добавить еще один его вид или способ. Как говорят святые отцы, самый действенный вид покаяния – это терпеливое перенесение тех наказаний и бедствий, которые попущены нам Богом за наши грехи. И вот в этом русский народ, за последние 100 лет претерпевший и ныне терпящий многие беды, весьма преуспел. И думаю, что Господь именно за это и в виде этого принимает покаяние нашего народа, отчего и происходят нынешние победы России.
Что же касается отсутствия воцерковления русского народа, о котором скорбит «барашек», то это, конечно, его (народа) беда. Но, по моему мнению, еще большей бедой явилось бы полное и поспешное воцерковление нашего народа, поскольку в этом случае ему бы пришлось столкнуться с такими аскетическими трудностями, которые лишь немногие преодолели бы.
Здесь исполняются слова Господа нашего Иисуса Христа: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк.14,31-32).
Ныне силы тьмы аскетически не в два раза, а намного превосходят духовные силы нашего народа. Поэтому русский народ, согласно слову Спасителя и весьма мудро, не спешит вступать с этим самым главным и заклятым своим врагом в открытую духовную (невидимую) брань, которая необходимо следует за воцерковлением. Нет, наш народ, по видимости, заключил с этим своим врагом своеобразный «мир». Хотя, впрочем, и в рамках этого сомнительно «мира» ведет против врага не открытую, а, так сказать, «партизанскую» войну.
К примеру, «барашек» сетует, что на пасхальную литургию явилось менее двух процентов москвичей. Но спросим у него: а сколько москвичей пришли в этот день святить куличи?! По своему пастырскому опыту знаю, что не менее 85-90 процентов!
Так вот, молиться за пасхальным богослужением в православном храме – это обязательно значит вступить в открытую, аскетическую, невидимую брань с врагом-диаволом, который этому нашему молитвенному деланию обязательно будет мешать. И далеко не каждому ныне дано эту борьбу выдержать и, тем более, в ней победить. А вот прийти и посвятить в сей день куличи – это своего рода духовная «партизанщина» нашего народа, тех (а их подавляющее большинство), которые не могут выстоять пасхальное богослужение и, тем более, не могут выдержать всю аскетическую брань с врагом нашего спасения.
А чтобы русский народ все же захотел и смог бы без особого вреда, но с великой пользой для себя воцерковиться, над этим нынешним церковным людям надо работать. Это далеко не так просто, как мнится некоторым!
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров