В первой половине XVI века Запорожская Сечь укрепилась настолько, что в неё начинают бежать русские (малороссийские) крестьяне с юго-западных русских земель, спасаясь от крепостного и национально-религиозного гнета Польши. Они селятся вместе с казаками, активно участвуя в совместных походах. Во время переговоров с Ногайской ордой московские воеводы отметили, что «на Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаков, а и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». «Ныне, государь, казаков на поле много; и черкасцев, и кыян, и твоих государевых, вышли, государь, на Поле изо всех украин», - доносил в Москву Ивану Грозному путивльский воевода (1).
Днепровские казаки, несмотря на свою православную веру, постоянно совершали набеги и на единоверных Русского государства. Дашкевич Евстафий – литовский воевода, православный уроженец города Овруч, несколько лет пробывший на службе у великих московских князей, затем возглавил черкасских и каневских казаков в набеге крымского хана Мухаммед-Гирея на Москву (1521). В конце XVI века казаки активно мешали строительству воронежской крепости, которая перекрывала важнейшие пути от татарских набегов. В Смутные времена начала XVII века днепровские казаки были одними из организаторов авантюры по захвату московского престола Лжедмитриями. В 1618 году под атаманством безжалостного шляхтича Петра Сагайдачного казаки приняли участие в беспрецедентно кровавом походе под Москву польского королевича Владислава, в результате которого Русское государство почти на полвека потеряло исконно русские города Чернигов, Новгород Северский и другие.
Но идиллия любви с Речью Посполитой у казаков длилась недолго. С 1589 года начались распри. Что же послужило причиной?
После Люблинской унии (1569) Украйна из подчинения Литвы перешла к Польше, и на земли, которыми при литовцах фактически владели казаки-черкасы, началась польская экспансия. Польские магнаты заявили себя полноправными хозяевами края. Всюду размещались польские старосты, которые ни малейшим образом не считались ни с правами, ни с обычаями казаков.
Права казаков постоянно урезались. В 1590 году канцлер Замойский добился принятия в Сейме постановления о подчинении казаков коронному гетману, которое порушило их старинное право обращаться к королю напрямую, без посредников. Но особо острое недовольство вызвало уменьшение поляками количества реестровых казаков, т.е. тех, которые пользовались не только значительными владельческими привилегиями, но и ежеквартальным жалованием из государственной казны.
В 1622-1625 годах реестровые казаки, объединившись с низовыми запорожцами, попробовали уйти от власти поляков. Но после поражения в ноябре 1625 г. им пришлось присягнуть панам и гетману, которого назначил король Польши. Количество реестровых казаков польское государство сократило до 6 тысяч. Одна часть казаков, не попавших в реестровые, ушла в Запорожье, а другая, из тех, кто остался, начала растворяться в массе русских (малороссийских) крестьян.
С этого времени пути реестровых казаков и запорожцев стали расходиться. Городовые реестровцы и сечевые низовцы в скором времени оказались по разные стороны баррикад: одни были на стороне поляков, другие выступали против.
Новый разрыв между реестровыми казаками и запорожцами случился уже при гетмане Черном. Запорожцы захватили этого ставленника польского короля и казнили. Затем запорожцы кошевого атамана Тараса Трясило на реке Альте разгромили польский отряд. К этому восстанию запорожцев в 1630 году присоединилась и часть реестровых казаков. Большие потери вынудили поляков пойти на попятную и согласиться расширить численность реестровых казаков до 8 тысяч, пообещав не привлекать к ответственности участников восстания.
В 1637 году запорожцы во главе с атаманами Павлюком, Скиданом и Дмитрием Гунею опять пришли на Украйну. Их активно поддержали казаки из Канева, Стеблиева и Корсуня как состоявшие, так и не состоявшие в реестре. И хотя количество восставших увеличилось до десяти тысяч человек, они, потерпев поражения под Кумейками и Мошнами, опять вернулись в Сечь. Подавили поляки и казачье восстание на Левобережье под руководством Острянина и Гуни в 1638 году.
Поляки набрали на Украйне новых реестровых казаков, вместо ушедших в Запорожье после поражений 1638 года. Было сформировано только шесть полков (Переяславский, Каневский, Черкасский, Чигиринский, Белоцерковский, Корсунский), каждый из которых насчитывал лишь по одной тысяче человек. При этом командиры полков назначались из родовитых шляхтичей, а остальные чины – полковые есаулы, сотники и ниже их по должности – избирались казаками. Казаки, не попавшие в реестр, отдавались под власть местных панов.
Главной причиной поражений запорожских казаков в борьбе с поляками было то, что их поддерживала в лучшем случае лишь часть реестровых казаков, но на выручку им практически не шел никто из русских (малороссийских) крестьян.
В первые десятилетия XVII века продолжилось переселение русских крепостных крестьян поляками с запада на Украйну, а после захвата в 1618 году ряда русских земель – и на Левобережье Днепра. К 1638 году по обе стороны Днепра выросло до тысячи новых поселений, распланированных французским инженером Бопланом. Программа тотальной колонизации поляками этой части Юго-Западной Руси с помощью русских (малороссийских) крестьян до сих пор надлежащим образом не оценена ни историками, ни этнографами.
Казаки, мягко говоря, не питали особой любви к русским (малороссийским) крестьянам, которых массово привозили на Украйну с собой польские паны в основном с Волыни и Подолья. Изначально казаки от них держались обособленно. Ведь крестьяне, в отличие от свободных казаков, были холопами своих панов, крайне зависимыми и практически бесправными. К тому же крестьяне этнически отличались от казаков-черкасов, хотя последние уже достаточно и обрусели.
Крестьяне платили казакам тем же. Фактически до середины XVII века во всех казачьих восстаниях они были на стороне поляков.
При таких условиях вряд ли убедительными выглядят утверждения украинских историков, что накануне воссоединения Малой и Великой Руси запорожские казаки были отдельным украинским этнонациональным образованием, не говоря уже об украинской этнической территории земель запорожского (днепровского) анклава.
Славяне не преобладали в днепровском казачестве. Постепенно запорожские казаки становились многонациональными, но все равно русские среди них составляли меньшинство. Если реестровых казаков называли ещё и украинскими, то это означало лишь привязку к окраинной местности – Украйне и не несло совершенно никакой этнической нагрузки. Их еще могли называть черкасскими, каневскими и т.п. казаками. Это только потом, 300 лет спустя, абсолютно искусственным образом по названию этого отдельного края назовут подобным образом (украинцами) и его жителей. Так у малороссийского этноса, сформировавшегося на основе русского населения всей Юго-Западной Руси в условиях тюркско-казацкого и польского воздействия, украли культурно-историческое имя, подменив украинским.
Теперь ещё об одной мифологеме, которую связывают с запорожским казачеством.
Как любое формирование, основным занятием которого был грабеж, Запорожская Сечь не терпела строгой системы управления. Здесь главарей выбирали сами участники этого «промышляющего разбоем» сообщества. Если вожак не нравился, его тут же сменяли, а могли и просто убить, что и бывало не раз. Естественно, что при организации набегов и грабежей происходило распределение функций и назначение ответственных и мелких командиров. Но после окончания похода это распределение должностей, как правило, уже не действовало. Но если реестровых казаков полякам удавалось подчинить и даже загнать в какую-никакую организацию, пусть и в виде военных полков, то у запорожцев процветала вольница.
Возникает вопрос? Можно ли такую организацию считать государственной формой правления, в частности республикой? Вряд ли. Но почему-то у русских историков изначально доминировал идеалистический подход к социальному устройству Запорожской Сечи, находя его в военно-административном и даже политическом отношении близким к республиканскому. А уже потом мысль о демократизме запорожских казаков будет доведена до абсурда украинофильскими историками.
Контролировали ли запорожские казаки какую-либо территорию? Да, за территорией, на которой часто менялись центры низового казачества, закрепилось название Запорожская Сечь. Но этот контроль был всегда временный. Зимой, например, большинство сечевиков разбредалось куда угодно, чтобы пережить холодное время года. Когда их выбивали с одного места, они перебирались в другое. Благо, что по Днепру было много порогов и островов. Поэтому говорить о какой-то территории запорожского казачьего государства тоже не приходится.
В целом никаких атрибутов, свойственных государству, не было, начиная с территории, народа, который бы воспроизводил себя, а не был в основном беглым, организации управления обществом и т.п.
В 1648 году, когда казаков поддержали широкие русские (малороссийские) крестьянские массы, а их восстание серьезным образом зашатало всю Речь Посполиту, они установили контроль за частью малороссийских территорий. Но и тогда, как и никогда ранее, казаки не претендовали на создание отдельного государственного образования. Нет никаких документов, подтверждающих это. Они претендовали только на привилегии, которые полагались реестровым казакам в рамках Речи Посполитой или на худой конец под властью турок. Даже крестьянские массы были для них попутчиками в решении этой задачи.
Более того, не получив поддержки крымских татар и турок, начав проигрывать полякам сражение за сражением, запорожцы оказались у разбитого корыта. Но даже в этих крайне тяжелых для себя обстоятельствах они до самого конца надеялись, что, в конце концов, сумеют договориться с поляками. Хотя весь опыт предыдущих казацких восстаний первой половины XVII века наглядно показывал обратное, что все, как и прежде, для них закончится плачевно. Но тут на выручку пришло Русское государство.
Правда, казаки опять засомневались. И только под давлением русских народных православных масс и настойчивости гетмана Богдана Хмельницкого казацкая старшина со всем народом присягнула на верность русскому царю. В последующем Русскому государству пришлось вести длительную войну с поляками, чтоб отвоевать хотя бы часть земель, где жило русское население.
Не все сегодня отдают должное последовательной позиции русского царя, благодаря которому на этих землях была создана автономная область – Гетьманщина, где казакам были сохранены не только их привилегии, но и легализована казацкая старшина как владельческо-управленческий слой русского государства. Более того, в условиях, когда русская шляхта фактически окатоличилась и воевала на стороне поляков, именно запорожские казаки стали привилегированным классом и правящей элитой формируемого малороссийского народа. Практически вся она в дальнейшем получили дворянство.
В целом, подводя итоги, нужно сказать, что, несмотря на сложные русско-польско-турецко-татарские исторические взаимоотношения, запорожские казаки, бесспорно, сыграли одну из важнейших ролей в деле воссоединения Малой и Великой Руси, Юго-Западной Руси с Россией.
(1) Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия. В 2 т. Т. 1 А-М. Авт.-сост. В.В. Богуславский. М. Олма-Пресс. 2003. 784 с. С. 372.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров