
Существенное развитие произошло там, где в экономике наблюдалось присутствие государства.
Комментирует эксперт Игорь Леонидов:
– Впереди оказались страны Юга СНГ, где государство продолжает стимулировать внутренний спрос, создавать новые рабочие места и способствует банковскому финансированию социально-экономических проектов.
В других же странах Содружества экономика, образно говоря, лишь оставалась на плаву. В том числе, замедлила свой экономический рост, ввиду негативных финансовых факторов, и Белоруссия.
Таковы оценки исследования Евразийского банка развития «Макромонитор СНГ», завершенного к концу декабря прошлого года.
Если максимальные темпы экономического роста в СНГ в 2013-м наблюдались в странах Средней Азии, то минимальные - в России, Армении и Белоруссии. А в Украине экономика, что называется, и вовсе «упала».
Что касается России, то, судя по исследованию, у нас по-прежнему сохраняется сырьевая направленность экономики и экспорта. Как и в предыдущие годы, положительные темпы роста заметны лишь в добывающих отраслях. В обрабатывающих же - налицо снижение производства. Вдобавок, сократились инвестиции в основной капитал - то есть, капиталовложения (российские и иностранные) в основные производственные фонды. Поэтому результаты года по росту валового внутреннего продукта (ВВП) «будут скромными, несмотря на то, что в 4-м квартале экономический рост, вероятно, испытает ускорение». Впрочем, конкретная оценка роста ВВП в России в 2013-м в этом исследовании не приводится.
В Азербайджане увеличение ВВП оценивается примерно в 5%, в Армении - не больше 2%. Но, как предполагают эксперты, экономическая ситуация в Армении может улучшиться после ее вступления в Таможенный союз.
Что же касается Украины, то ее ВВП сократился примерно на 1,5%, а дефицит бюджета к концу года составил не меньше 3% ВВП. При этом государство вынуждено увеличивать бюджетные расходы, особенно на социальные нужды: если в 2011-м эти расходы, в целом, достигали 25% ВВП, то в 2013-м - превысили 27%. Это связано, прежде всего, с тем, что властям во избежание социального взрыва приходится поддерживать на плаву многие убыточные или обанкротившиеся предприятия, которых становится всё больше.
Сложная ситуация характерна для Белоруссии, хотя экономическая политика государства по-прежнему национально ориентирована. Что же произошло?
С одной стороны, по итогам 3-го квартала, белорусский ВВП возрос почти на 1% к тому же периоду 2012 г. Причем, по оценкам специалистов, благодаря «сильной динамике в розничной торговле и строительстве». Но, с другой, - «упала активность в промышленности». Вдобавок, значительно сократились международные валютные резервы Белоруссии, а также «прервалось наблюдавшееся в первом полугодии снижение темпов инфляции».
Дело в том, что, по имеющимся данным, с 2013 г. выросли платежи по внешним долгам Белоруссии (государственным и отраслевым). Вдобавок, снизился зарубежный спрос на белорусскую промышленную продукцию – основу экспорта Белоруссии, ввиду кризиса в еврозоне и снижения платежеспособности многих развивающихся стран. Да, промышленный (как и сельскохозяйственный) экспорт на российский - основной для Белоруссии рынок, по данным Международной организации кредиторов, увеличился и в прошлом году. Но рост поставок в РФ не в полной мере покрывает ущерб Минска от сокращения экспорта в другие страны. В том числе потому, что цены поставок из Белоруссии в Россию намного ниже, в сравнении с расценками на белорусский промышленный экспорт в дальнее зарубежье и во многие постсоветские страны.
Очевидно, что государство в такой ситуации вынуждено тратить инвалюту не только на растущие выплаты по внешним долгам, но также на поддержку экономики и социальной сферы. То есть, за счет «собственных» инвалютных резервов, и без того некрупных, одновременно повышать зарплаты и соцпособия наряду с долговыми выплатами. В результате растет инфляция и сокращаются госрезервы инвалюты.
Финансовые сложности в Белоруссии обусловлены и тем, что она, в отличие от России, Азербайджана и стран Средней Азии, не является экспортером нефти или газа. Потому Минск не может, при удорожании этого сырья на мировом рынке, пополнять свои доходы ростом нефте- или газового экспорта.
Зато в странах Средней Азии темпы роста ВВП оказались намного выше, чем в других странах СНГ. Скажем, в Казахстане этот показатель составил 5,7%, а в Туркменистане и Узбекистане – превысил, соответственно, 10 и 8%. Согласно исследованию, столь высокие темпы экономического роста в этих странах «связаны с крепким внутренним спросом, стимулируемым государством, с выгодными условиями банковского кредитования экономики», как и с реализацией государственных экономических программ. И, опять же, - сказывается нефтегазовый фактор: по данным исследования ЕАБР, расширение экспортных маршрутов газа (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, - крупные экспортеры газа и нефти) придало дополнительный импульс экономической динамике в тех же странах.
Между тем по темпам создания новых рабочих мест в промышленных отраслях, энергетике и сельском хозяйстве Казахстан и Туркменистан по-прежнему занимают лидирующие места в СНГ. При этом в большинстве стран Юга бывшего СССР и налоговая нагрузка на предприятия, и процентные ставки по банковским кредитам для производственных отраслей по-прежнему меньше, чем в других странах Содружества. А всё это связано, опять-таки, с государственной экономической политикой в постсоветских странах - лидерах по росту ВВП.
Словом, упомянутое исследование вновь подтвердило, что стратегическими, решающими факторами в экономике стран СНГ остаются характер экономической политики государства и его обеспеченность сырьевыми, особенно нефте- и газовыми ресурсами.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров