Отечественная война 1812 года... Мало кто знает, что война между двумя мощными империями того времени началась задолго до того, как французские войска вторглись в пределы России. Речь идет о тайной войне – поединке разведок и идеологического аппарата.
Начнем с того, что французская разведка в тот период считалась одной из лучших в мире и сумела развить немалую активность, так сказать, на русском направлении. Только за два года, предшествовавших началу войны, на территории Российской империи было задержано более 60 французских лазутчиков и шпионов. Так что, уже за несколько лет до начала военных действий Наполеон, несмотря на подписанный в Тильзите мирный договор, активно готовился к войне с Россией.
Русская контрразведка, разумеется, не дремала. Известно, к примеру, о блестящей операции по дезинформации наполеоновских спецслужб, которую провела военная разведка под руководством Барклая де Толли. Перед самым началом войны французам были подброшены «липовые» документы о планах русского командования по ведению боевых действий. Судя по ним, русская армия должна была встретить неприятеля у самых границ и дать ему генеральное сражение. Французы так и рассчитывали. К их немалому удивлению, первое серьезное столкновение с русскими произошло лишь под Смоленском, то есть в глубине русской территории.
Однако и французы сумели многого добиться. Например, задолго до вторжения их агенты, в том числе и работающие под легальным, дипломатическим, прикрытием, составили весьма подробное описание территории, по которой в дальнейшем пришлось наступать «Великой армии» Наполеона. Особенно постарался в этом смысле французский консул в России Дорфлан. Его сведения оказались настолько точными, что, несмотря на огромные расстояния и непривычный климат, французы чувствовали себя в России вполне уверенно и двигались вперед, будто шли на военные маневры где-нибудь у себя под Парижем.
А вот о планах нападения Наполеона на Россию нашим спецслужбам стало известно задолго до начала войны. В тот период резидентом русской разведки в Париже был полковник Александр Иванович Чернышев. Именно он через своего агента по кличке «Мишель» достал планы нападения Наполеона на Россию. Как позже выяснилось, Чернышев сумел завербовать ответственного сотрудника Военного министерства Франции, имевшего доступ к докладу особой государственной важности. Доклад составлялся в одном экземпляре раз в две недели только для Наполеона. Французский император был уверен, что сведения такой важности и секретности не знает больше никто. Однако уже через 2 дня после прочтения этого суперсекретного доклада его копия ложилась на стол русскому царю.
Впрочем, дальновидным политикам того времени и без специальных докладов было понятно, что рано или поздно война между Россией и Францией станет реальностью. Понимал это и император Александр I. Неслучайно в царском указе от 13 января 1807 года, объявлявшем об учреждении нового органа государственной безопасности – Комитета общей безопасности, прямо указывалось на внешнюю угрозу - со стороны наполеоновской Франции. Разумеется, одним из направлений работы нового ведомства с первого же дня стало пресечение шпионской деятельности французских агентов на территории России.
А деятельность французских шпионов активизировалась день ото дня. 20 декабря 1811 года Наполеон пишет подробную инструкцию по вопросам разведки и посылает ее герцогу Боссано, отвечавшему в его армии за эти вопросы. Вот выдержка из этого письма:
«...Напишите шифром барону Биньону, что, если война возгорится, я предлагаю прикомандировать его к главной квартире и поставить во главе тайной полиции по части шпионства в неприятельской армии, перевода перехваченных писем и документов, показаний пленных и т. д.; поэтому необходимо, чтобы он немедленно организовал хорошую секретную полицию; чтобы сыскал двух поляков, хорошо говорящих по-русски, военных, и заслуживающих полного доверия. Кроме того, одного - знающего Литву, другого - Волынь, Подолию и Украину, наконец - третьего, - говорящего по-немецки, хорошо знающего Лифляндию и Курляндию.
Эти три офицера должны будут опрашивать пленных. Под их началом будет человек двенадцать тщательно выбранных агентов, оплачиваемых соответственно важности добытых ими сведений. Желательно, чтобы они могли давать некоторые разъяснения насчет мест, где пройдет армия (далее указываются маршруты и цели агентурного наблюдения на этих маршрутах)... В военное время размер вознаграждения лицам, доставляющим полезные сведения, не может быть ограничен...»
Особой заботой французов стали карты местности, где планировались военные действия. В главной ставке Наполеона всегда действовал специальный картографический кабинет. Дополнением и уточнением данных Генштаб занимался ежедневно. А помогала ему французская разведка, которая разрабатывала и осуществляла операции по захвату русских карт, а также медных досок, с которых эти карты отпечатывались. Особенно преуспел в этом, как выше уже говорилось, консул Дорфлан.
Впрочем, Комитету общей безопасности приходилось противодействовать не только французским шпионам, но и врагам куда более опасным и коварным - масонским тайным обществам иллюминатов и мартинистов. В принадлежности к иллюминатам, в частности, подозревали автора проекта крупномасштабных реформ М.М.Сперанского, бывшего одно время одним из наиболее близких советников Александра I. Руководители русской контрразведки А.Д.Балашов и Я.И. де Санглен напрямую обвинили Сперанского в государственной измене, тайных связях с Наполеоном и поляками и добились от царя согласия на его арест и ссылку. Правда, спустя некоторое время реформатор вернулся в столицу.
И еще одна любопытная деталь. Перед тем, как вторгнуться в пределы России, французы развязали настоящую финансово-экономическую войну. Доподлинно известно, что примерно за год до вторжения Наполеон распорядился напечатать фальшивые русские деньги и ввести их в обращение на территории России. Тем самым французы намеревались подорвать внутреннюю экономическую стабильность Российской империи и облегчить ее завоевание.
В короткие сроки в обстановке повышенной секретности в предместье Парижа было налажено изготовление фальшивок, причем в огромных масштабах. В общей сложности было напечатано несколько миллионов русских рублей, что по тем временам считалось суммой почти астрономической. Часть этих денег французы через свою агентуру нелегально провозили в Россию и запускали в оборот. Помогали им в этом еврейские банкиры и ростовщики, проживавшие в Гродненской и Виленской губерниях. Одновременно с распространением фальшивых банкнот на территории Российской империи, представители богоизбранного народа активно переправляли за кордон – преимущественно в Германию – настоящие золотые рубли. В короткие сроки через границу контрабандно ушли несколько десятков тысяч полновесных российских рублей, что, разумеется, усилило и без того колоссальную военно-экономическую мощь наполеоновской Франции, подмявшей под себя к тому времени почти всю континентальную Европу.
Но и этого Наполеону показалось мало. В обозе наступающей наполеоновской армии ехали экипажи, груженные под завязку фальшивыми российскими купюрами. По некоторым сведениям, таких «спецэкипажей» насчитывалось более тридцати, а общая сумма ввозимых в Россию поддельных денег достигала пяти миллионов рублей. Всю эту денежную массу французы намеревались пустить в обращение на территории России.
Правда, этот трюк с фальшивками у Наполеона не прошел. При всей своей гениальной интуиции французский император не предусмотрел главного: когда дело доходит до защиты своего Отечества, такие мелочи как деньги для русских становятся абсолютно не важными. А потому никакой роли в развале России тонны фальшивых банкнот, заботливо напечатанных французами накануне войны, не сыграли. Не помогла и «пятая колонна» - масоны и иллюминаты, действовавшие в России в интересах наполеоновской Франции. Русские в течение четырех месяцев разгромили «непобедимую» наполеоновскую армию, а еще через год с триумфом вошли в Париж. Очередной крестовый поход Запада против России закончился полным провалом.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров