Устоит ли Болгария перед наплывом беженцев из Сирии?
Основной поток беженцев из охваченной войной Сирии хлынул в Турцию и дальше через Босфор в Европу, но прежде - в Болгарию. И Турция, и Евросоюз оказались не готовы к такому развитию событий. Страны ЕС стали заложниками собственной толерантности. Но всему есть предел, и вот-вот европейское терпение опустится ниже критического уровня. Остается только гадать, чем все это закончится...
Независимо от того, что произойдет, уже сегодня «закрыть брешь» призвана Болгария. Причина ясна. С августа 2005 года, когда было подписано соглашение о вступлении в Европейский союз, Болгария добивается права вступить и в Шенгенскую зону. Однако, несмотря на то, что с 2007 года она является полноправным членом Евросоюза, во вхождении в Шенгенское соглашение ей отказывают.
Да, Евросоюз вкладывает в Болгарию большие деньги, на которые строят дороги, обустраивают села, помогают решать проблемы в отношении цыган. В ответ руководство Болгарии в международной политике реагирует, как говорится, на каждый чих из Европарламента. Такие действия далеко не всегда встречают поддержку внутри страны. Люди недовольны тем, что Евросоюз финансирует, прежде всего, общеевропейские программы, например строительство трансевропейских автомагистралей. Или - выделяет субсидии на поддержание болгарского села, но лишь в такой мере, чтобы местные сельхозпроизводители не создавали конкуренцию коллегам из других стран своей дешевой и качественной продукцией. А также дает деньги на сохранение именно в границах Болгарии цыганского населения во избежание его миграции в другие европейские страны и возможного там социально-этнического взрыва из-за рабочих мест.
Сами болгары за время евроинтеграции жить лучше не стали. Болгария продолжает оставаться одной из самых бедных стран Евросоюза, если не беднейшей.
В поисках лучшей доли трудоспособное население устремляется на Запад, но внутренние границы ЕС часто препятствуют желанию заработать на достойную жизнь. Потому Болгария стремится в «шенген» всеми правдами и неправдами. Европа же считает, что страна не готова стать полноправным членом этого сообщества. Причин называется много. Одна из них – слабость внешних границ. Для Болгарии наступил час Х: справится с наплывом беженцев – получит неоспоримый козырь в диалоге за право жить в «безграничной» Европе. А нет – прозябать ей на вторых или даже третьих ролях, где она, собственно, и находится.
Первые шаги на пути утверждения своей состоятельности Болгария уже сделала. Правительство Болгарии провело чрезвычайное заседание по проблеме сирийских беженцев. Министр внутренних дел Цветлин Йовчев подтвердил, что наблюдается увеличение миграционного потока, однако правительство сделает все необходимое, чтобы минимизировать риски. Он также назвал приоритеты в деле нормализации ситуации со стихийными мигрантами: ограничение числа нелегалов и создание интеграционных программ для тех, кто хочет в другие страны Европы или пожелает остаться в Болгарии. Глава МВД заявил, что в страну уже прибыли более 4,5 тыс. беженцев из Сирии. Министр отметил, что в четырех южных областях Болгарии есть вероятность возникновения гуманитарного кризиса.
Не исключил он и выход из-под контроля криминогенной обстановки в местах контакта беженцев с местным населением. Указал и на возросший риск проникновения на территорию страны лиц, связанных с террористическими организациями.
«Нет стран, которые бы выиграли от нашествия беженцев. Мы столкнулись с серьезными проблемами, негативно влияющими на общественные процессы», – подчеркнул министр.
К исходу октября Болгария приняла уже более восьми тыс. вынужденных мигрантов. И они продолжают прибывать. По прогнозам специалистов, до конца года количество лиц, ищущих убежища в Болгарии, превысит 11 тыс. Вернуть беженцев обратно в Сирию не представляется возможным. Так же, как и дать им возможность свободно передвигаться по Болгарии или в поисках лучшей доли проследовать дальше в Европу. Руководство государства понимает, что многим сирийцам придется остаться здесь до изменения ситуации на их родине, а, возможно, - и навсегда.
По данным пограничной службы, на территорию страны ежедневно нелегально пытаются проникнуть до 100 человек. По предложению министра обороны Болгарии Ангела Найденова было принято решение возвести на самом легкодоступном участке болгаро-турецкой границы, восточнее КПП Лесово, 30-километровую заградительную стену. Между населенными пунктами Лесово и Крайново спешно начали восстанавливать рокадную дорогу, по которой для строительства сложного инженерно-технического сооружения вдоль границы сможет идти тяжелая техника. Проект уже оценили в 2,5 млн евро.
Для организации размещения на своей территории сирийских беженцев Болгария запросила у Европейского союза шесть млн евро. Правительство, руководствуясь директивами ЕС, планирует создать лагеря закрытого типа.
Для беженцев уже оборудовано две тыс. мест, а требуется, как минимум, восемь тыс. Решения о выделении средств для защиты внешней границы объединенной Европы пока нет, но Болгария уже получила определенную помощь от агентства по охране внешних границ Евросоюза: оно придало болгарским пограничникам 29 своих специалистов.
Не остались в стороне и соседи по Евросоюзу. Словакия передала Болгарии 260 раскладушек, постельное белье, одеяла, а также предметы домашнего быта на общую сумму в 30 тыс. евро. Помощь на сумму в 40 тыс. евро оказали также Австрия и Венгрия. Это делается по линии Европейского механизма гражданской защиты. Безусловно, и Евросоюз выделит деньги на обустройство переселенцев из Сирии. Понятно, что в данной ситуации тоже не из альтруистских побуждений.
Под другим углом зрения посмотрели на помощь мигрантам правозащитники из Болгарской Хельсинской группы. Они обвинили министерство внутренних дел страны в нарушении прав сирийских беженцев, так как их дактилоскопические и биометрические данные были предоставлены посольству Сирии в Софии. А министерству обороны досталось от борцов за права человека за признание необходимости строить для беженцев центры временного содержания закрытого типа. Упор в обвинениях делается на том, что, дескать, большинство беженцев соблюдает закон и находится в трудоспособном возрасте. Болгария же на пути к демократии уже потеряла два млн своего населения, т.е. лишилась значительной части трудовых ресурсов.
То, что официально безработица в стране составляет 14%, а по неофициальным данным, достигает 25% от общего числа трудоспособного болгарского населения, во внимание не принимается.
Фактически правозащитники пытаются содействовать исламизации страны. Их мнение не осталось только внутри Болгарии, а было изложено в письме и направлено представителю Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Сирию, по некоторым данным, за время конфликта покинуло примерно два млн человек. Большинство из них направляется в Центральную Европу, не теряя при этом надежды задержаться в Болгарии. Таким образом, создается опасность замещения титульной нации - болгар. Нынешняя ситуация станет хорошей проверкой на устойчивость и всего европейского содружества, защиту которого обеспечивает нынче, в первую очередь, маленькая Болгария. Грамотные действия руководства, считает премьер-министр Пламен Орешарски, могут приблизить Болгарию к Шенгенскому пространству. Правда, скептики утверждают, что даже при благоприятном исходе найдутся другие причины, чтобы иметь Болгарию в качестве европейского буфера, используя для этого вожделенный для болгар «шенген» как морковку, которую держат перед носом...
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров