История Русско-японской войны 1904-1905 гг. довольно хорошо освещена, но мало кто из простых граждан России знает, что именно действия Англии (и США) в этой войне стали одним из главных факторов того, почему Россия потерпела формальное поражение. Военного поражения не было, Россия могла продолжать войну и одержать победу на сухопутном театре военных действий. Однако русское правительство поддалось на давление «миротворцев», главным образом США, и согласилось на мирные переговоры.
Союз Англии и Японии
Англия была в русско-японской войне формально нейтральна, но сделала буквально всё, чтобы Япония победила. 17 (30 января) 1902 года был подписан англо-японский договор, имевший антирусскую направленность. Договор давал Токио возможность начать войну с Российской империей при уверенности в том, что ни одна держава (к примеру, Франция, с которой Россия с 1891 года состояла в союзе) не окажет России вооружённой поддержки из опасения войны уже не с одной Японией, но и с Британской империей. Лондон обезопасил тыл Японии, она могла сосредоточить все силы для борьбы с Россией. Тыловую поддержку Японии обеспечивала мощная английская эскадра, дислоцированная в Вэйхайвэе. С 1900 года в её состав входило не менее 5 новейших броненосцев, а также крейсеры, миноносцы и другие суда. Интересен тот факт, что почти сразу после Цусимского поражения русского флота все пять британских броненосцев ушли с Дальнего Востока в метрополию. Эти корабли нужны были для сдерживания России.
Ещё до союза 1880-х годов британцы стали помогать строить японский флот. Япония должна была стать «тараном» Англии против Китая и России. В 1895 году японские правительство приняло первую обширную программу усиления своего военно-морского флота. Японцы собирались начать постройку боевых кораблей всех классов, в первую очередь основных кораблей тогдашнего флота — эскадренных броненосцев, броненосных крейсеров и эскадренных миноносцев, предназначенных для активных наступательных действий. Однако японская промышленность, и особенно судостроение, была ещё недостаточно развита, чтобы самостоятельно реализовать эту программу. Поэтому заказы на постройку кораблей разместили за границей. Англия стала главным помощником в создании ядра флота. За границей построили 4 эскадренных броненосца — все в Англии, 6 броненосных крейсеров 1-го ранга — в Англии и Франции, 5 крейсеров 2-го ранга — в Англии и США, 11 эсминцев — в Англии.
В 1896 году японские правительство, считая кораблестроительную программу 1895 года недостаточной, приняла дополнительную программу, рассчитанную на 10 лет. Она предусматривала главным образом строительство крейсеров и большого количества эскадренных миноносцев. Кроме того, запланировали сооружение и оборудование военно-морских баз и портов, которые должны были обеспечить боевую деятельность японского военно-морского флота в Желтом и Японском морях.
В июне 1903 года на специальном заседании японского парламента была утверждена третья кораблестроительная программа. 2 февраля 1904 года японские правительство заключило в Лондоне контракты с фирмами Виккерса и Армстронга на поставку двух эскадренных броненосцев «Касима» и «Катори» водоизмещением 16400 тонн каждый. За основу проекта были взяты английские броненосцы типа «Кинг Эдуард VII». Вооружение броненосцев было следующим: четыре 305-мм пушки, четыре — 254-мм, двенадцать пушек — 152-мм, ещё двенадцать — 80-мм. Эскадренные броненосцы заложили уже в феврале-апреле 1904 года, а в мае 1906 года они вступили в строй. Мощнейшие корабли были построены в очень короткие сроки.
Крейсеры
В предвоенный период Англия оказала Японии всестороннюю материально-техническую и военную помощь. Беспрецедентным в истории военного морского права стал провод английскими моряками под конвоем корабля королевского флота двух броненосных крейсеров из Италии в Японскую империю. В 1902 году итальянская фирма «Ансальдо» получила от Аргентины заказ на строительство двух броненосных крейсеров типа «Джузеппе Гарибальди». Головной крейсер типа «Джузеппе Гарибальди» был заложен 1894 году на верфи фирмы «Ансальдо» в Генуе для Аргентины. Для этой страны было построено 4 корабля. Один купила Испания, три вошли в состав итальянского флота. Первоначально аргентинские крейсера назывались «Митре» и «Рока», затем «Бернардино Ривадавия» и «Маонано Морено». Крейсеры имели водоизмещение в 7 628 т, максимальную скорость — 20 узлов и были хорошо вооружены. Они имели неплохие боевые качества при умеренной стоимости (порядка 700 тыс. фунтов) и быстрых темпах строительства, что делало их привлекательными для экспортных продаж, особенно если заказчик стоял на пороге войны.
За время постройки броненосных крейсеров произошли важные политические изменения: пограничный спор между Аргентиной и Чили разрешился мирным путем. Обе латиноамериканские страны обязались в 1902 году установить равновесие военно-морских сил. Ранее заказанные корабли подлежали перепродаже. Аргентина отказывалась от крейсеров, а Чили от двух заказанных в Англии эскадренных броненосцев типа «Суифтшюр» (они были сравнительно слабо вооружены, поэтому были приняты на вооружение английского флота как броненосцы II ранга).
К этому времени аргентинские корабли уже находились в высокой степени готовности, а в начале 1903 года были спущены на воду и чилийские броненосцы. Представители Чили и Аргентины, действуя через посредников, срочно стали искать покупателей. С учётом того, что русско-японские отношения к этому времени мало у кого вызывали сомнения о неизбежности скорой войны, Россия и Япония казались идеальными кандидатами на покупку боевых кораблей. Обе державы, особенно Япония, ускоренными темпами наращивали военно-морскую мощь. 28 ноября 1902 года вице-адмирал итальянского флота Кандиани направил личное письмо своему старому знакомому по службе в Средиземном море вице-адмиралу Николаю Скрыдлову (он с начала 1903 года возглавит Черноморский флот) с предложением фирмы «Орландо» продать заложенный для Аргентины броненосец водоизмещением в 12600 тонн. Скрыдлов доложил об этом начальнику Главного морского штаба вице-адмиралу Фёдору Авелану. Тот сообщил мнение управляющего морским министерством адмирала Павла Тыртова о том, что есть указание императора Николая II — строить корабли только на русских верфях.
В январе 1903 года Россия отказалась от приобретения уже спущенных на воду в Англии броненосцев. Они были предложены Петербургу чилийским правительством через торговый дом Ротшильдов. Чтобы в России не успели передумать, англичане приобрели корабли для собственного флота. В апреле 1903 года министр иностранных дел Владимир Ламсдорф направил управляющему Морским министерством Авелану донесение посольства в Риме: представители фирмы «Ансальдо» конфиденциально предложили русскому послу купить два чилийских броненосца. В начале августа фирма «Ансальдо» передала в Главный морской штаб предложение купить два броненосных крейсера. Однако начальник Главного морского штаба Зиновий Рожественский решил действовать на основании ранее принятых решений и сообщил, что Россия не намерена приобретать корабли. Рожественский был уверен, что достаточно обеспечить равенство сил русского флота с японским, полагая, что превосходство ни к чему и что достаточно плановых мероприятий (чрезвычайные меры не нужны). Русская кораблестроительная программа шла обычным порядком, войны в России особо не опасались. На Дальний Восток отправили только два очередных броненосца и два крейсера, из которых, несмотря на спешку, к началу войны в Порт-Артур успели прийти только эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян».
В ноябре Япония мобилизовала свой флот. В декабре 1903 года Главный морской штаб снова отклонил предложение уже аргентинского консула продать строившиеся в Италии крейсеры с полным боевым запасом. В результате практически уже готовые броненосные крейсера были куплены японцами. Япония не упустила своего шанса, в отличие от русского военно-морского ведомства. Оба корабля — в Японии их назвали «Касуга» и «Нисин» (броненосные крейсеры типа «Касуга») — стали наиболее современными броненосными крейсерами японского флота к началу Русско-японской войны и приняли в ней активное участие.
Что интересно, Россия могла перехватить новые японские крейсеры, но и здесь упустила свой шанс. К этому моменту на пути на Дальний Восток находился отряд русских кораблей под руководством контр-адмирала Андрея Вирениуса. В состав отряда входили: эскадренный броненосец «Ослябя», крейсера 1-го ранга «Дмитрий Донской» и «Аврора», крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Буйный», «Блестящий», «Быстрый», «Безупречный», «Бедовый», «Бодрый» и «Бравый», миноносцев №212, №213, №221, №222, три парохода Добровольного флота: «Орёл», «Саратов» и «Смоленск». Отряд отправился из Кронштадта на Дальний Восток. Броненосец «Ослябя» вышел из Кронштадта ещё вместе с крейсером «Баян». Крейсер благополучно добрался до Порт-Артура, а эскадренный броненосец из-за повреждений днища, полученных в Гибралтарском проливе, задержался и ремонтировался в Италии. В пути ряд кораблей не раз меняли направления, их гоняли по Средиземному морю. Только в конце декабря 1903 года отряд прибыл в Порт-Саид.
А между тем новые японские крейсера утром 27 января 1904 года покинули Геную и двинулись в Порт-Саид. Спешка была такая, что на «Ниссине» не завершили работы и не погрузили всё оборудование. Броненосные крейсеры шли под торговым флагом Англии, ими командовали английские офицеры резерва флота Пейнтер и Ли. Экипажи были в основном составлены из английских моряков и итальянских механиков, всего около 240 человек. Вирениус имел возможность перехватить японские крейсеры, которые не были боеспособны. Война как раз началась 27 января. Оба крейсера могли стать призом одной «Авроры» или «Дмитрия Донского». Россия имела возможность усилиться двумя крейсерами и ослабить военную мощь Японии. Конвоировавший японские крейсера английский броненосный крейсер «Кинг Альфред» (крейсер типа «Дрейк») был существенно слабее «Осляби». Английский крейсер водоизмещением 14 376 т, был вооружен 2 — 234-мм, 16 — 152-мм и 14 х 76-мм орудиями. А «Ослябя» имел на вооружении 4 — 254-мм, 11 — 152-мм, 20 х 75-мм орудий. Самое главное, Лондон ни под каким видом не собирался открыто воевать против России, а особенно за Японию, из-за каких-то крейсеров. Британские политики любили загребать жар чужими руками, а не вступать в открытый бой, который мог привести к плачевным результатам. Шансы на перехват японских крейсеров были, но их не использовали.
31 января 1904 года отряд Вирениуса наконец-то добрался до Джибути, где получил приказ из Петербурга возвращаться назад. Командующий Тихоокеанской эскадрой Степан Макаров решительно протестовал против этого решения, понимая, что Россия упускает отличную возможность усилить русский флот на Дальнем Востоке, но его мнение в расчёт не приняли. Задержка отряда и последующее возвращение на Балтийское море имели довольно серьёзные последствия для хода войны. Во-первых, была упущена возможность провести корабли во Владивосток. Японский флот весной 1904 года не мог уйти из Желтого моря и искать отряд Вирениуса по проливам — Сангарскому, Лаперуза, Татарскому и другим. К тому же по пути отряд мог вести крейсерскую войну, нарушая судоходство у Японских островов. Во-вторых, Тихоокеанская эскадра не получила необходимого ей усиления, и была упущена возможность начать крейсерскую войну. Япония — островная держава, и уже в то время она зависела от поставок ресурсов. Русские крейсеры могли нанести очень серьёзный удар по японской экономике.
В 1902 году из собственного сырья японцы выплавляли 240 тыс. тонн чугуна и добывали всего 10 млн. литров нефти. А потребность империи в этом же году составила 1850 тыс. тонн чугуна и 236 млн. литров нефти. Стоимость импорта черных металлов и металлоизделий в 1901 году составила 24,4 млн. иен, нефти и нефтепродуктов — 15 млн. иен, машин и оборудования для промышленности — 16,6 млн. иен, шерсти и шерстяных изделий — 12 млн. иен. Эти четыре группы товаров составляли более 54% всей стоимости японского импорта в 1901 году. Во время войны Япония получила почти всё тяжелые орудия из-за границы. В 1904-1905 гг. в Японию ввезли огромное количество различного вооружения, в том числе военно-морского, включая торпеды и даже подводные лодки. Крейсерская война могла серьёзно подорвать боеспособность Японии и даже вынудить её искать мира.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров