Мировая звезда оперной сцены, заслуженный артист Украины одессит Александр Цымбалюк поделился с ОДЕССИТОМ своим главным секретом о том, как стать успешным и знаменитым.
- Саша, вы сегодня поете в лучших театрах мира. Молодые певцы смотрят на вас и, наверное, думают: «Елы-палы! Как же это он туда пробился?» Вы можете это объяснить?
- Пробиваются
по-разному. На самом деле, это не просто. Мне повезло. Одиннадцать лет назад оперный
театр Гамбурга (Германия) искал певца - молодого баса. По рекомендации моего
замечательного педагога по камерному пению Ивановой Людмилы Ильиничны и её
ученика Пааты Бурчуладзе меня прослушали, и я получил приглашение на стажировку
в оперную студию, по окончании которой, стал солистом Гамбургского оперного
театра. А вообще-то, я думаю, что это все дело случая. Судьбу может изменить
какой-нибудь концерт или успешная премьера - в зале наверняка всегда сидят люди
знающие, понимающие, часто среди зрителей есть и импресарио. Одним словом, надо
быть всегда наготове. Более того, надо быть готовым до такой степени, чтобы
учить ту роль, которую ты сейчас и не поешь. А вдруг! За границей часто бывали
такие ситуации – заболел певец и в театре начинается паника! Завтра спектакль,
надо выходить на сцену, а некому. Приглашать кого-то из другой страны – это
всегда сложный механизм, а тут под боком Вася Пупкин. «Выручишь? Ну, давай!». А
в следующий раз Пупкина уже включают в репертуарный список. Так идет рост. И
такое, кстати, происходит довольно часто.
- Вы в своей жизни полагаетесь на судьбу или считаете, что только терпение и труд куда надо приведут? О! даже в рифму поучилось!
- Есть такая пословица:
«На бога надейся, а сам не плошай!». В ней все четко сказано: то есть, есть
высшие силы, которые нас вдохновляют, вдыхают в нас жизнь, направляют по дороге
и открывают перед нами двери. Но если мы не прикладываем усилий, и не пытаемся
сами что-то делать, ничего не получится. Знаковым в моей жизни стал
Международный конкурс имени Чайковского. Сейчас,
по прошествии лет, я говорю это уже совершенно осознано.
- Что он вам дал?
- Во-первых, своей
победой, я, первый украинец, коренной одессит, через тридцать лет вернул
вокальную славу Украине и родному городу. Во- вторых, для себя я понял одно,
что мудрое, справедливое жюри присудило мне первую премию не только за заслуги,
но и как бы авансом, поверив в то, что я буду и дальше совершенствоваться. Это
было для меня большой поддержкой. И я до сих пор считаю, что нужно ещё много и
упорно работать, чтобы оправдать доверие уважаемого жюри и зрителей.
- Так или иначе, но конкурс вас протолкнул.
-«Протолкнул» - куда? Моя
победа, к большому сожалению, осталась почти незамеченной ни в стране, ни в
родном городе. Из Киева, из Министерства культуры Украины, на мобильный телефон
моей мамы, Людмилы Петровны позвонили и поздравили ее с моей победой. А на
домашний адрес прислали краткую, самую обычную почтовую телеграмму
(оказывается, бланки правительственных телеграмм у них закончились). А с
Управлением культуры Одессы вообще вышел казус: когда моя мама пыталась донести
до руководства управления радостную весть о моей победе на таком престижном конкурсе,
секретарь изрекла, что ее начальник находится в отпуске, и что никакого
конкурса Чайковского Управление культуры проводить не будет. В мэрии также
сообщили, что мэр в отпуске и ограничились тем, что на пресс-конференции
вручили мне… грамоту. А в былые времена за такую победу ключи от квартиры
вручали. Заслуженного артиста Украины я получил только спустя год, но за
границей это звание не имеет никакого значения. Там
постоянно надо доказывать свою значимость и свое имя. Люди приходят в театр, и
им не интересно: заслуженный ты или нет. У тебя может быть тысяча дисков, но
они хотят в данный момент, в данный отрезок времени, на который они тратят свою
жизнь и свои деньги, увидеть, что все это не зря. И если ты вызываешь у них
какие-то эмоции, то они тебя принимают и в следующий раз опять приходят. Так
медленно-медленно нарабатывается оперная слава. Она отличается от славы в
шоу-бизнесе, работающего за счет рекламы и пиара. Я горд тем, что в оперном
мире все более-менее честно: ты выходишь на сцену, где нет подзвучки, в зале от
полутора до четырёх с лишним тысяч зрителей и ты показываешь им на что
способен. Тут соврать невозможно. Ты должен своим голосом, талантом,
артистизмом убедить людей.
- У нас в мире всего несколько оперных исполнителей, известных широкой публике. Каким образом становятся настолько узнаваемыми? Вы представляете себе этот механизм?
- Есть разные пути.
Первый путь долгий, кропотливый – ты развиваешься по спирали. Начинаешь с
маленького, потом амплитуда твоей деятельности растет: вначале ты выступаешь в
рамках одного города, потом одной страны, затем уезжаешь за границу и дальше,
дальше, дальше. А есть другой путь, который тоже делится на несколько путей:
для многих взлет начинается случайно – тебе предлагают кого-то заменить, и ты
своей заменой открываешь себя публике, зрителю. Назовем это случаем. А второй
вариант – то, о чем я уже говорил: если ты себя как-то зарекомендуешь для
публики, объявишь себя для всех супер-звездой: «Я – звезда очень
высокооплачиваемая и работаю со многими театрами». На западе мне поверят уже
потому, что я это скажу. И предоставят мне возможность это доказать.
- Даже так?
- Да! Не знаю, правда,
проходит такое у нас или нет.
- А как вам поверят? Получается, это своего рода блеф?
- В какой-то мере, да.
Это, обычно делает агент. Агент приходит в театр и говорит: «Вы что, не знаете,
это сейчас самая востребованная звезда, просто пока еще восходящая. Вы давайте,
берите его на эту роль и на эту, пока он не дорого стоит!». В театре
соглашаются: «Давайте попробуем!». Если это будет аншлаг, если публика примет
этого артиста, если будет хорошая критика, то тогда карьера такого певца резко
идет вертикально вверх.
- Как я понимаю, лично вы в своей карьере не отказываетесь ни от одного варианта: со своей стороны вы идете шаг за шагом, роль за ролью, ваш агент со своей стороны вас раскручивает, а судьба дарит шансы, которые вы не пропускаете… Так вот, о шансах. Мы говорили о том, что удачей, таким шансом была для вас победа на конкурсе Чайковского. Что еще? Приглашение в театр?
- Все – случай. Здесь и
госпожа удача и все совпало.
- Но выбор вы всегда делали сами! Я посмотрела в интернете ваши рисунки и осталась в замешательстве (они прекрасны!), и подумала вот о чем: может быть, мир потерял великого графика? Когда вы находите еще и на это время?
- Я рисую во время
беседы. Просто слушаю что-то и автоматически рисую. Это самовыражение. Я хотел
сказать еще вот о чем: не бывает такого, чтобы у человека талант проявлялся
только в чем-то одном. Человек многогранен и каждая его грань по-своему рефлектирует,
блеск каждой из них можно проследить, и они каким-то непонятным образом связаны
друг с другом. Например, я заметил, что лучше и продуктивнее распеваюсь, если
перед этим для себя музицирую (причем с душой). После этого голос быстрее
слушается. Я уверен, что это происходит не только со мной.
- Интересно… Но я хотела бы вернуться к теме рисования. Знаю, что после художественной школы ваши документы посылали в Киевскую академию художеств. Почему вы все-таки выбрали музыку?
- Музыка всегда шла
параллельно с рисованием. Пять лет я проучился в художественной школе имени Костанди.
Но это было больше баловство. Просто мне очень нравилось окружение, нравилось
общаться с ребятами, нравилась атмосфера – такая вальяжная, без всякого
регламента. В самом начале я рисовал как все, а потом перешел на свой стиль,
причем черно-белые изображение меня вдохновляли больше, чем цветные (я считаю,
что человек внутри имеет свою палитру красок, и даже глядя на черно-белую
картинку, в своем воображении по своему раскрашивает ее). И так какое-то время
я занимался одновременно музыкой и рисунком. А потом победил на одном
музыкальном конкурсе, на втором… и стало ясно, что моя дорога – именно музыка.
- Вот и еще одна составляющая универсальной формулы успеха: оказывается, нужно быть наблюдательным, обращая внимания на знаки, которые тебе любезно представляет жизнь…
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров