
Конфронтация
конгрессменов с президентом привела к тому, что страна оказалась без бюджета.
Расколотый между двумя партиями американский конгресс так и не смог принять полномасштабный бюджет до 1 октября, когда в США начинается новый финансовый год. Суть конфликта, если ее сформулировать предельно кратко, выглядит так: палата представителей конгресса, где большинство принадлежит «партии слонов», отказалась утверждать бюджет и выставила президенту ультиматум. Согласно последним сообщениям, Барак Обама отказался от переговоров с представителями республиканской партии по вопросам приостановки работы правительства и лимита государственного долга.
Сегодня в западной печати несть числа как комментариям, так и саркастическим ремаркам по поводу пороков так называемой системы «сдержек и противовесов» в США. Попытка принять временный бюджет также провалилась. В итоге бюджетный офис Белого дома известил сотрудников федеральных ведомств о том, что все государственные учреждения в США переходят на чрезвычайный режим.
Вынужденный отпуск получили 90 процентов специалистов НАСА – Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, почти 70 процентов работников министерства энергетики и половина гражданских служащих Пентагона.
Туристические агентства по всему миру предупреждают желающих поехать в США, что многие достопримечательности закрыты для посещения, в том числе Мемориал Линкольна, Зал независимости, статуя Свободы, Национальный зоопарк Вашингтона, многие музеи и галереи, и даже национальные парки. Складывается полное впечатление, будто жизнь в стране остановилась. Собственно, американские журналисты и употребляют знакомый согражданам термин «приостановка».
Так что жители страны теперь ищут ответы на исконные вопросы: кто виноват, и что делать? Ответы зависят от политических предпочтений. Первый звучит так: республиканцы воспользовались «слабостью», продемонстрированной Бараком Обамой в решении сирийского конфликта, и сегодня готовы «похоронить» его рейтинг, требуя от него уступки в обмен на поддержку бюджета в палате представителей. Согласно второму варианту ответа, во всем виноват президент-демократ, пробивший в свое время через конгресс реформу здравоохранения – именно ее отмены требуют политические конкуренты.
Нынешний скандал, сводящийся к конфликту между исполнительной и законодательной ветвями власти – скорее, внутреннее дело Соединенных Штатов, нежели некое событие, которое способно повлиять на остальной мир. Сегодняшнее злорадство по поводу неспособности договориться по бюджету – не более чем буря в стакане воды. Так в американской истории случалось неоднократно, наверно, многие помнят, что подобная история произошла в 1995 году во времена президентства Билла Клинтона. Тогда страна жила без утвержденного бюджета три недели – и ничего страшного не случилось. Кроме, разве что, интенсивных политических баталий, которые закончились победой президента.
Аналогий с тем случаем «приостановки» хоть отбавляй: в том году палату представителей тоже контролировали республиканцы, и, как и сегодня, конгрессмены-«слоны» попытались сократить заложенные в бюджет расходы на здравоохранение. Так что действительно, все новое – хорошо забытое старое. В нынешнем году прошло всего два дня, как Соединенные Штаты живут без бюджета. Нет никаких особых причин кричать «Караул!», сама процедура дает сегодня возможность конгрессу и президенту полюбовно договориться до 17 октября. Значит, времени «поиграть в политический пинг-понг» у двух ветвей власти в США вполне достаточно.
Чем на Капитолийском холме и занимаются. Сенат заворачивает проект бюджета, из которого палата представителей исключила финансирование «обамовской» реформы здравоохранения: основные ее положения как раз и начнут работать с 2014 года. После этого конгрессмены изображают крайнее возмущение нежеланием считаться с их мнением и объявляют, что готовы стоять на своем до конца. Впрочем, могут и уступить – если реализация реформы здравоохранения будет отложена.
Эта самая реформа была одобрена на Капитолийском холме три года назад. И, когда сегодня республиканцы выступают против нее, то следует разобраться в причинах, которые ими движут. Прежде всего, это - продемонстрированное совсем недавно нежелание палаты представителей дать добро на предложенную Бараком Обамой военную операцию против Сирии. Президент внес резолюцию, но, увидев реакцию законодателей, попросил подождать с голосованием, которое так в итоге и не состоялось. В противном случае он бы одобрения своей инициативы не получил.
Реноме Барака Обамы спасла Россия. Активная дипломатическая деятельность Москвы позволила договориться о ликвидации сирийских арсеналов химического оружия.
Все это позволило если не полностью снять угрозу американской агрессии против Сирии, то сильно ее отсрочить.
Однако сотрудничество с Россией в этом вопросе многие в Вашингтоне расценили как откровенную слабость Барака Обамы и провал его внешней политики…
Судя по всему, теперь республиканцы решили «добить» президента, заставить его отменить инициированную им реформу. Но здесь речь уже не о политике, а о банальном дележе денег. По сути дела, забота о здоровье сограждан, которой гордится Барак Обама, означает лишь перенаправление «финансовых потоков» от одних медицинских корпораций к другим. Вот против чего восстают республиканцы – ну а деловые связи конгрессменов и существующие на Капитолийском холме лоббистские структуры – тема отдельного разговора. Естественно, протестуя против реформы, законодатели «партии слонов» о деньгах не говорят. Их главный аргумент заключается в том, что, согласно плану Барака Обамы, каждый американец должен располагать обязательной медицинской страховкой. На сегодня примерно у 35 миллионов американцев нет страхового полиса, и они нечасто ходят к врачу: медицинские услуги в стране недешевы.
Республиканцы возмущены – точнее, делают вид, что возмущены – обязанностью каждого гражданина иметь этот самый полис. Как может в свободной стране правительство принуждать и обязывать человека что-то делать – вот их главный аргумент, тот самый фантик, в который завернуто нежелание допустить передел огромных денег на рынке здравоохранения. Вот и все. При этом к политическим доводам республиканцы добавляют и напоминание о том, что законопроект о реформе был вброшен в палату буквально за несколько часов до голосования. У конгрессменов-республиканцев не было возможности ни детально его изучить, ни внести поправки. «Слоны» проголосовали против, так что законопроект был принят с крайне небольшим перевесом голосов «за». В Америке же есть поверье: если судьбоносные законопроекты – а реформа Барака Обамы именно к этой категории и относится – проходят при незначительном перевесе, при этом одобряются голосами конгрессменов одной партии, то судьба их крайне незавидна.
Надо понимать, что от «приостановки» пострадали далеко не все ведомства. Армию не распускают и не сокращают, конгресс в последний день успел принять закон, гарантирующий бесперебойную выплату денежного довольствия военнослужащим, то же самое относится к правоохранительным и следственным органам, контртеррористическим службам и пенитенциарной системе. Пентагон вообще 30 сентября, в канун провала голосования по бюджету, заключил 94 контракта и потратил более 5 миллиардов долларов на «субмарины-роботы». По этому случаю американские журналисты напомнили: даже в условиях «приостановки» Пентагону дозволено тратить деньги. Естественно, при всех недостатках «системы сдержек и противовесов» обе ветви власти не доходят до такой степени маразма, чтобы пренебречь интересами национальной безопасности Соединенных Штатов. Кстати, когда сегодня уверяют, что американцев лишат медицинского обслуживания, то это преувеличение: конечно, может стать труднее попасть к врачу, но в экстренной помощи пациентам отказано не будет.
Дальнейшее развитие событий может выглядеть так: республиканцы продемонстрировали свою силу, теперь, очень скоро, конгрессу предстоит голосование по вопросу повышения уровня государственного долга. И «партия слонов» еще раз потребует от Барака Обамы отложить реформу здравоохранения.
Президент уверен, что одобрение лимита государственного долга – вопрос технический, теперь ему, видимо, растолкуют, что проблема эта политическая.
Государственный долг для США – удивительный феномен. Нет у правительства денег, образуется бюджетный дефицит – оно занимает их у Федеральной резервной системы, выдавая взамен долговые облигации, которые ФРС может продать, кому угодно. Надо только учитывать: ФРС – структура частная, то есть государство берет в долг у банкиров, обязуясь вернуть деньги с процентами. Ну а эта частная лавочка включит печатный станок и выпустит еще много долларов, ведь дефицит бюджета США – величина практически постоянная. В мае конгресс уже повысил потолок государственного долга до 16,7 триллиона долларов, теперь планку требуется поднять еще выше, иначе государству придется объявлять себя банкротом. Действительно, для Америки лишь дело техники - включить печатный станок. Куда больше эта проблема должна заботить держателей купленных у ФРС облигаций, далеко не в последнюю очередь – Россию…
Все нынешнее выяснение отношений между двумя партиями происходит за год до выборов в конгресс. Уже есть мнения о том, что республиканцы на них провалятся: их сограждане припомнят, как агрессивно они противостояли президенту в бюджетной битве и проголосуют против. Все так, сегодня Барак Обама исходит из того, что через неделю-другую американцы примутся винить в бюджетном ступоре республиканцев. Сейчас 46 процентов граждан считают, что именно они повинны в создании кризиса, на Барака Обаму возлагают ответственность 36 процентов. Один из самых известных законодателей от республиканской партии, сенатор Джон Маккейн уже сегодня признает будущее поражение. С его точки зрения, рано или поздно «слонам» придется отступить, и Барак Обама победит в этой политической драке. Тем более что президент постоянно повторяет: сдаваться он не намерен.
Хотя и республиканцы, и демократы считают Барака Обаму слабым лидером. Именно слабые люди часто не желают идти на компромисс, что и демонстрировал нынешний президент США за все годы своего пребывания в должности. Сегодня все чаще можно слышать: «Палата представителей так сильно давит на Барака Обаму потому, что он «черный». Но принимать всерьез эти сентенции не следует, конгрессмены занимаются прессингом по той причине, что президент – «человек из ниоткуда», он чересчур быстро прошел все ступеньки политической карьеры, и, не получив должного опыта, стал главой государства. Когда его избрали президентом в 2008 году, многим стало понятно: Барак Обама – фигура не самостоятельная, лишь пешка в руках сил, которые и привели его в Белый дом.
Это – еще одна из причин, которая симпатий к позиции президента США в его конфликте с республиканцами не вызывает . Как бы благородно ни выглядело декларируемое им желание вылечить всех поголовно своих сограждан.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров