27 сентября в 18.00 в Одесском национальном академическом театре оперы и балета состоится торжественное празднование 100-летнего юбилея Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой.
В 1913 года на территории Российской империи Одесская консерватория стала четвертым высшим учебным музыкальным заведением – после Санкт-Петербургской, Московской и Саратовской консерваторий. Привлечение выдающихся педагогов-музыкантов из Италии, Польши, Чехии, Германии, Австрии, Санкт-Петербурга и Москвы обеспечило быстрое развитие Одесской консерватории.
Весной 1916 года состоялся первый выпуск: Одесскую консерваторию окончили 16 пианистов и 12 вокалистов. В следующем году дипломы получили уже 46 выпускников. С начала существования консерватории заявили о себе многочисленные фортепианные, вокальный и молодой оперный классы
В тяжелые послереволюционные годы Одесская консерватория не прекращала своей работы, хотя испытывала трудности, связанные с реорганизацией, экспериментами в области музыкальной педагогики, с классовым подходом к приему студентов. В результате, структура учебного заведения неоднократно изменялась. Так, в 1923 году консерватория разделилась на институт и техникум, а в 1925 году стала Музыкально-драматическим институтом (Муздрамин) с двумя факультетами – музыкальным и театральным; при институте остался функционировать техникум. В 1927 году институту было присвоено имя Людвига ван Бетховена. Позже при Муздрамине открылась музтрудшкола-семилетка имени А. К. Глазунова, а с 1930 года – рабфак. В 1934 году театральный факультет отделился от института, и вузу был возвращен статус консерватории.
Однако никакие реорганизации и структурные изменения не смогли загасить дух творчества, который царил в Одесской консерватории и связанных с ней учебных заведениях. Период 1920 - 30-х годов – время бурного развития Одесской консерватории. В эти годы продолжают свою педагогическую деятельность профессора, которые заложили фундамент педагогического мастерства еще в дореволюционный период – Клара Левенштейн, Надежда Чегодаева, Гермина Бибер, Петр Столярский, Юлия Рейдер.
Успехи Одесской консерватории в 1920-30-е годы связаны с талантливыми студентами, которые становились победителями престижных конкурсов. Так, в 1930 году I премию на Всеукраинском конкурсе скрипачей в Харькове завоевал Д. Ойстрах. В 1931 году юный Э. Гилельс играл перед жюри Второго украинского конкурса пианистов вне конкурса, т.к. не достиг «конкурсного возраста». Его игра произвела впечатление, и он получил стипендию для одаренных детей. В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Э. Гилельс с триумфом завоевал I премию.
В годы Второй мировой войны многие преподаватели и студенты Одесской консерватории ушли на фронт в составе советских войск, выступали с концертами в составе фронтовых бригад. Немало талантливых музыкантов погибло в оккупированном городе. Педагоги, которые не успели эвакуироваться, сумели сберечь часть имущества вуза и организовать учебные занятия. Среди преподавателей, которые самоотверженно работали в эти годы, помимо ректора консерватории Н. Н. Чернятинского, были теоретик Сергей Дмитриевич Кондратьев, пианистки М. Рыбицкая и М. Базилевич и другие. К сожалению, педагогов и студентов консерватории не минули репрессии конца 1930-40-х годов.
Через полгода после освобождения Одессы, с осени 1944 года, в Одесской консерватории начала возрождаться творческая жизнь. Большую роль в восстановлении учебного процесса и самого здания (во время оккупации в помещении консерватории была немецкая комендатура, а занятия проводились в полуразрушенном доме школы имени П. С. Столярского) сыграл талантливый музыкант и организатор К. Ф. Данькевич. В годы его работы на должности ректора Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1950 года согласно номеру 2721 Одесской консерватории было присвоено имя славной певицы, Народной артистки СССР, Героя труда, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Антонины Васильевны Неждановой.
За время деятельности Одесской музыкальной академии (консерватории) на основе развития музыкальных традиций здесь сложились и получили отечественное и мировое признание известные в стране и за ее пределами музыкально-педагогические школы Петра Столярского, Александра Станко (скрипка), Ольги Благовидовой, Галины Поливановой, Николая Огренича, Евгения Иванова, Александры Фоменко, Наталии Войцеховской, Василия Навротского, Алисы Джамагорцян, Таисии Мороз (вокал), Константина Пигрова, Дмитрия Загрецкого, Григория Лиознова, Веры Луговенко, Аллы (Алисии) Серебри (хоровое дирижирование), Людмилы Гинзбург, Александра Бугаевского, Игоря Сухомлинова, Анатолия Кардашева, Галины Поповой (фортепиано), Василия Евдокимова, Виктора Власова, Дины Орловой, Владимира Мурзы (народные инструменты), Василия Повзуна, Калио Мюльберга (духовые инструменты), Елены Марковой, Александры Самойленко, Александра Сокола (музыковедение), Витольда Малишевского, Порфирия Молчанова, Серафима Орфеева, Александра Красотова, Кармеллы Цепколенко (композиция) и другие.
Среди выпускников Одесской музыкальной академии – имена таких всемирно известных музыкантов-исполнителей прошлого и настоящего времени, как Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак, Бэла Руденко, Татьяна Гольдфарб, Раиса Сергиенко, Роза Файн, Дмитрий Загрецкий, Галина Олейниченко, Елизавета Чавдар, Михаил Гришко, Николай Огренич, Иван Пономаренко, Ольга Каверзнева, Семен Снитковский, руководители хоровых коллективов – Анатолий Авдиевский, Григорий Лиознов, Виталий Газинский, Евгений Кухарец, Анатолий Мархлевский, Евгений Дущенко, Петр Горохов, композиторы – Константин Данькевич, Климентий Корчмарев, Серафим Орфеев, Юрий Знатоков, Александр Красотов и другие.
В музыкальной академии осуществляется учеба по всем академическим музыкальным специальностям (включая бандуру, гитару): бакалавры, специалисты, магистры, ассистенты-стажеры, аспиранты; а также осуществляется подготовка кандидатов искусствоведения (с 2002 года защитились 115 кандидатов наук, в том числе, - 20 иностранных граждан) и докторов искусствоведения. В музыкальной академии получают высшее музыкальное образование сотни иностранных граждан из Китая, России, Эквадора, Германии, Швейцарии, Беларуси, Польши, Болгарии, Вьетнама, Латвии, Черногории и других стран.
Работает бесплатная детская школа педпрактики, подготовительное вокальное отделение. Систематически выдаются научные сборники статей: «Музыкальное искусство и культура» и газета-журнал «Музыкальный вестник».
Раз в три года проводятся Международные конкурсы: пианистов – памяти Э. Гилельса, вокалистов – памяти А. Неждановой. Ежегодно проводятся концерты Одесского филармонического абонемента – «Звезды, зажженные гением» (лауреаты конкурса Э. Гилельса), и «Шедевры мировой оперной классики» (лауреаты-вокалисты), фестивали народников, духовиков, хормейстеров, фестиваль-конкурс гитаристов.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров