На заре украинской (не)зависимости Киев горделиво отмахнулся от творчества русских классиков, в т.ч. и малороссов по происхождению (Гоголь, Короленко, Паустовский), и принялся за сооружение нового литературного пантеона. Лермонтова и Достоевского, Толстого и Пришвина надо было кем-то замещать, ибо не тот у них был идеологический облик. И соорудили для украинских студентов и школьников новое литературное здание, где было мало места для таланта, но достаточно – для предательства.
Из пыльных архивов отцы новой украинской нации быстренько извлекли на свет божий призабытый термин литературоведа-перебежчика Владимира Державина «пражская школа», которым он одарил окопавшихся в Чехословакии украинских литераторов-националистов. Так эти фашиствующие писаки были введены в школьные и студенческие учебники.
Что же это за явление такое – «пражская школа»? В современной украинской литературе что ни «школа», то предательство. Представители, например, т.н. «польско-украинской школы» XIX в., которым тоже сегодня уделяется преувеличенное внимание (Юзеф Залесский, Северин Гощинский, Фома Падура), в своих литературных произведениях пропагандировали миф о гармоничном сосуществовании Речи Посполитой и Запорожской Сечи, о духовно-расовой близости поляков и украинцев, в отличие от чужих им во всех отношениях «азиатов-москалей». Для убедительности Фома Падура даже переодевался в рваньё и бродил с бандурой по сёлам, изображая кобзаря и притворно горюя о доле Украины в московских руках.
Идеологически «пражская школа» ХХ в. не ушла далеко от «польско-украинской». В Праге осели любители поэтического слова, попавшие под влияние основоположника интегрального украинского национализма Дмитрия Донцова (помните его тезисы: «Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями... Общечеловеческая правда не существует… Не является пороком предводителя, если порою он будет вынужден спустить гнилую кровь... чтобы заставить разбушевавшуюся стихию смиренно склонить голову...»?), которые не чурались профашистских настроений.
Взгляните на них. Олекса Стефанович предпочёл покинуть Прагу вместе с отступающими гитлеровцами. Юрий Липа бредил расовыми теориями, скрупулёзно подсчитывал яйцеклетки и эякуляции каждого украинца и прикидывал, сколько расово чистых украинцев из этого биоматериала может получиться (1). Юрий Клен (этнический немец, настоящая фамилия Бургардт) пописывал стишки и одновременно служил переводчиком в 17-й армии вермахта (его украиноязычные биографии об этом факте умалчивают). Олег Ольжич был членом ОУН, водил дружбу с Евгением Коновальцем. Одна лишь Олена Телига стоит несколько особняком: в оккупированном фашистами Киеве разносила националистические газетёнки, отказалась признавать необходимость согласования деятельности ОУН с германским командованием, за что и поплатилась.
Часть критиков причисляют упомянутых деятелей к «українським неокласикам», другие полагают, что строгий «неоклассицизм» присущ лишь «творчеству» Ю. Клена, но все сходятся во мнении, что «неоклассические» мотивы были близки каждому из представителей «пражской школы».
Современное украинское официозное литературоведение старательно лепит из полуфашистов-«неоклассиков» создателей нового типа украинца, которому-де свойственен аристократизм духа и особая украинская ментальность. В чём эта ментальность заключается, никто вам внятно не объяснит. Будут ссылаться на мотивы произведений «неоклассиков», поднимать словесную пыль о чём-то таком неуловимом, только их творчеству присущем, сыпать терминами типа «историософизм», «культурологическое мышление», «метаисторическая поэтика». Будут доказывать, что «українські неокласики» - продолжатели традиций Гегеля и других мыслителей. Но, поверьте, после прочтения «неколассических» произведений вы не ощутите ни их уникальности, ни их метаисторичности, но зато поймёте, что обложки большинства их книг дороже содержания, а своим интеллектом Гегель превосходит всех, вместе взятых, украинских «неоклассиков», как наездник своего верблюда.
Примазаться к громкому имени – излюбленный трюк всяких посредственностей. Не избежали этого соблазна и пропагандисты «неоклассического» творчества. Только вот незадача: Гегеля и через 200 лет после смерти продолжают переиздавать на разных языках, а «українські неокласики» так и остаются на его фоне серым пятном.
Но «націонал-свідому» публику это не смущает. Куда большим достоинством, чем интеллект и гениальность, они считают принадлежность к украинской националистической идее, а если эта принадлежность тянется через поколения, почитанию не будет конца.
Почти у всех наших «пражан» с этим всё в порядке. От своих родителей они впитали то, чем потом и сами других потчевали - русофобией вперемешку с «метаисторической поэтикой». Отец О. Ольжича, махровый националист, адресовал порцию яда Павлу Тычине за «неправильную» идеологическую позицию («І ти продався їм, Тичино, і ти пішов до москаля? О, бідна мати, Україно, в журбі головонька твоя»). Отец Ю. Липы рьяно выступал за украинизацию Одессы в годы УНР. Отец О. Телиги ошивался вокруг украинских националистических ячеек в Чехословакии. Словом, сюжет, как у арабского поэта Джарира: «Твоим обманам нет конца, твоим порокам нет числа, отец твой – грязный водоем, в котором жаль купать осла».
Агрессию, которую несла в себе часть творчества «неоклассиков», современные национал-критики дипломатично именуют «милитарной лирикой» (Ю. Липа: «Непримиримість — Бог наш, ми ж є Божим валом», «До нового підбою все далі, все далі, все далі, завойовники в творчому шалі, — вперед, Українці!», а О. Ольжича восхищали строки неизвестного автора «Рвіть усі хрести з землі! Поробіть із них шаблі!»). Как здесь ни вспомнить псевдонаучную характеристику «творчества» их учителя Д. Донцова – «украинский милитарный философ». Сходство впечатляющее.
Представим себе политический контекст того времени, когда «творила» «пражская школа». Отгремела Гражданская война, отряды польских, австрийских, венгерских, немецких, чехословацких интервентов были вышвырнуты вон. Вслед за ними побежали те, кто им прислуживал непосредственно на Украине – сторонники политического украинства. И среди них – наши любезные господа «неоклассики». Засев сначала в Варшаве, потом в Праге, а оттуда разбежавшись в Германию и США, эти господа провозглашали идею разъединения Украины и России, т.е. продолжали работать над тем, к чему до них безуспешно стремилась Речь Посполитая Юзефа Пилсудского, империя Габсбургов и Германия кайзера Вильгельма. Организовывали литературные объединения и кружки (группа «Танк», группа «Мы»), печатали «опусы» Натальи Левицкой-Холодной («Здригнеться Київська земля і понесе сто тисяч війська під стіни білого Кремля»), Святослава Гординского (пытался доказать, что «Слово о полку Игореве» - украинское произведение, в 1944 сбежал с Украины вместе с гитлеровцами) и прочие национал-популистские «шедевры».
Иногда, чтобы спасти звание «неоклассиков» от обвинений в коллаборационизме, их поклонники указывают, что, мол, один из них, Евгений Маланюк, порвал все отношения с Д. Донцовым и даже подверг критике его работы. Дескать, о каком неонацизме может тут быть речь! Но Е. Маланюк расходился с Д. Донцовым во взглядах лишь в мелочах, главный донцовский «милитарный» посыл Е. Маланюку был не чужд, и он тоже проповедовал «железные когорты» и «священный нож». К тому же на протяжении многих лет Е. Маланюк сотрудничал с донцовскими журналами, а его лучшим другом был оуновец-расист Юрий Липа. Да, Е. Маланюк участвовал в обороне Варшавы в 1939 г. от немецких войск, но это не помешало ему сбежать в 1940-х в Германию и водить дружбу со всякими сомнительными личностями типа разнузданного националиста Юрия Лободовского, лауреата т.н. Украинской Могилянско-Мазепинской академии наук (была за границей и такая, насчитывала 24 кафедры, и все – по украиноведению!) или петлюровца Станислава Стемпковского.
Но «неоклассики» нынче в почёте, несмотря на их червивое прошлое. Им посвящают диссертации, статьи, книги, в их честь переименовывают улицы (я имею сомнительную честь проживать возле ул. Е. Маланюка). Сайт «Украинцев в России «Кобза» посвятил одному из них, Юрию Клену (переводчику 17-й армии вермахта), отдельную, пронизанную пиететом статью (2).
Но когда слышишь о маланюках да кленах, ольжичах да телигах, хочется отмахнуться от их лживой «метапоэтики» и привести строки Василия Симоненко: «Тоді вас люди називали псами, бо ви лизали німцям постоли, кричали «Хайль!» охриплими басами, і «Ще не вмерла…» голосно ревли… Ви пропили б уже її, небогу, розпродали і нас по всій землі, коли б тоді Вкраїні на підмогу зі сходу не вернулись «москалі». Тепер ви знов, позв’язувавши кості, торгуєте і оптом, і в роздріб, нових катів запрошуєте в гості на українське сало і на хліб».
В этих строках – сжатая моральная характеристика «українських неокласиків».
1) Юрій Липа «Українська раса»
2) «Один из «пятірного грона» украинских неоклассиков» («Українці Росії «Кобза»)
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров