Почти месяц живут под дулами автоматов 19 украинских граждан, ставших заложниками бизнес-разборок между ливийскими и украинскими предпринимателями.
Как ранее сообщали, теплоход «Этель» с украинским экипажем был захвачен вооруженными людьми в порту ливийского города Бенгази почти месяц назад — 17 июля. По заявлению ливийской стороны, 19 украинских моряков получат возможность вернуться на родину только в случае возврата почти 600 автомобилей. Машины, оплаченные некими обманутыми инвесторами или бизнесменами (во всяком случае, именно так их называют в ливийской прессе), якобы были украдены одной из украинских компаний. Дата освобождения экипажа постоянно отодвигается. На днях измученные неизвестностью жены моряков из различных городов (Херсон, Измаил, Рени, Ильичевск, Балта) приехали в Одессу и обратились к журналистам.
«Почему, несмотря на решение суда, автомобили, из-за которых в плену держат наших родных, до сих пор находятся в Украине?»
— Мужья, оберегая нас, уверяют, что у них все в порядке, но мы-то понимаем, что это не так, — рассказала «ФАКТАМ» жена третьего механика судна Наталия Жорина. — Уже почти месяц моряков держат в замкнутом пространстве. А в украинском МИД нас успокаивают: дескать, заминка с освобождением связана с какими-то документами на автомобили.
— Муж почти девять месяцев находился в рейсе, а сейчас он в плену, иначе это не назовешь, — говорит супруга старшего моториста Елена Байбокас.
Как выяснилось, у пленников всего один мобильный телефон, на котором почти исчерпался ресурс. Теперь моряки изредка общаются с семьями только при помощи sms. Тем не менее удалось дозвониться в Бенгази, на борт теплохода «Этель».
— Нас удерживают в помещениях металлической надстройки, которая раскаляется на солнце, — сообщили моряки. — Запасов еды и воды хватит максимум до 20-х чисел августа... Захватчики хорошо вооружены: у них автоматы Калашникова, помповые ружья, гранаты. Мы видели, как они перекладывали оружие из одной автомашины в другую. Число охранников меняется в зависимости от времени суток.
Также моряки рассказали, что на судно приезжал представитель ливийских властей, который принес извинения за сложившуюся ситуацию. Представители украинского МИД, по словам экипажа, с моряками связи не поддерживают: «Всю информацию мы получаем через интернет или от своих семей. Возможно, МИД держит связь с капитаном, но он нам ничего не сообщает».
Жена системного механика теплохода «Этель» Евгения Губич говорит, что, по словам ее мужа Федора, капитан на днях объявил экипажу: после освобождения нужно будет вновь отправляться в рейс за каким-то грузом. Однако никто из моряков никуда идти не собирается. Все достаточно натерпелись и хотят домой, к тому же у некоторых уже давно закончились контракты.
— Экипаж ни в чем не виноват, пусть между собой разбираются те, кто в этом замешан, — волнуется Евгения. — Мы хотим видеть мужей дома!
— Будем писать официальное письмо в МИД Украины и требовать, чтобы нам предоставили правдивую информацию, — говорит Елена Байбокас. — Почему, несмотря на решение суда, автомобили, из-за которых захватили наших родных, до сих пор находятся в Украине?
По имеющейся информации, «Этель» принадлежит той же украинской компании, которая весной транспортировала автомобили в Ливию из иорданской Акабы. (Как утверждает британское интернет-издание The Loadstar, специализирующееся на вопросах грузоперевозок, «оператором обоих судов является украинская компания Tomex Team, хотя суда имеют разных зарегистрированных владельцев».)
После захвата судна «Этель» в СМИ появились сообщения о том, что с помощью такой акции ливийские бизнесмены стремятся вернуть автомобили, которые должно было доставить в Ливию другое судно — «Фаина». (Та самая, которую в сентябре 2008 года захватили сомалийские пираты. История была громкая: в трюмах «Фаины», помимо прочего, находились танки, другая военная техника. Судно с 17 украинскими моряками пираты освободили в феврале 2009 года после получения выкупа в размере 3,2 миллиона долларов.)
Выступающий сейчас от имени потерпевших ливийских бизнесменов Муфтах Барааси сообщил изданию «Qurуna», что судно «Этель» не покинет порт Бенгази, пока предприниматели не получат свои автомобили. Барааси заявил, что еще в марте «Фаину» наняли для транспортировки в Ливию партии из 597 купленных в иорданской зоне свободной торговли автомобилей. Оплатив все требуемые расходы, ливийцы стали дожидаться груза. Однако «Фаина» почему-то направилась не в Ливию, а в... Украину. В Ильичевске были выгружены машины марки Hyundai, KIA, Тoyota, пикапы Great WallDeer и трейлер для перевозки автомобилей. Ливийская сторона обратилась через адвокатов в украинские правоохранительные органы. К тому времени 30 из доставленных в Ильичевск автомобилей уже были растаможены на одну из одесских компаний. Ливийцы обращались во многие инстанции, включая Печерский районный суд Киева, с ходатайством о возврате автомобилей, но получили отказ. Вот и решились на кардинальные меры, захватив «Этель». После этого, 29 июля, Печерский суд принял решение в пользу истцов.
Автомобили до сих пор стоят в Ильичевском морском порту. Когда их отправят в Ливию, чтобы обменять на украинских заложников, не известно. Задержка якобы связана с процедурой оформления груза.
Генпрокуратура Украины объявила в розыск двух подозреваемых в махинациях с иномарками
По неофициальной информации, на рейде в Ильичевске уже находится турецкое судно, готовое транспортировать машины в Бенгази.
— В любом случае есть лишь два варианта развития событий, — считает эксперт в области судоходства и морского права, главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. — Оба зависят от того, насколько оперативно отправят автомобили из Ильичевска. Первый вариант: моряков отпускают сразу, как только загрузят иномарки на судно. Второй: экипаж обретет свободу только по прибытии груза в порт назначения в Ливии.
Эту точку зрения разделяют и другие специалисты в области права, подчеркивая, что после доставки машин в Бенгази экипаж судна «Этель» получит возможность вернуться на родину. Однако сам теплоход, скорее всего, останется под арестом, поскольку ливийская и иорданская стороны решили воспользоваться случаем для взыскания долгов с его владельца. Как утверждают адвокаты ливийских бизнесменов, их поручители потеряли 300 тысяч долларов фрахта за перевозку. Теперь необходимо заново оплатить транспортировку машин в Ливию. Помимо того, Ильичевскому порту причитается около миллиона гривен за хранение автомобилей, и сейчас он будет искать, кто компенсирует эту сумму. Истцы понесли траты на судебные издержки и дорожные расходы, связанные с поездками в Украину. Также иорданская фирма-отправитель намерена предъявить иск об ущербе деловой репутации на сумму около 400 тысяч долларов. Потому не исключено обращение в Лондонский арбитражный суд. В таком случае весьма вероятен арест — в обеспечение долга — и других теплоходов ответчика.
— Мы получили заверения ливийского правительства в том, что жизни и здоровью наших соотечественников ничего не угрожает, — заявила журналистам заместитель директора департамента информационной политики МИДУкраины Елена Ващенко. — Позиция украинской стороны состоит в том, что экипаж непричастен к ситуации с транспортировкой автомобилей и должен быть освобожден. Мы ставим вопрос о скорейшем возвращении моряков на родину. И это остается главным во время переговоров украинской стороны с представителями официальных властей Ливии.
В Генеральной прокуратуре Украины сообщили: личности двух подозреваемых в махинациях с автомобилями установлены и сейчас эти люди объявлены в розыск.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров