3 июля министр обороны Египта генерал Абдель Фаттах аль-Сиси (Abdel Fattah al-Sisi) объявил об отставке первого демократически избранного президента страны Мохаммеда Мурси и о приостановке действия египетской конституции. Для Египта наступили смутные времена, и ситуация по-прежнему развивается. На встрече с журналистами представители канцелярии Мурси назвали его отставку «чистой воды военным переворотом», с чем не согласен египетский посол в США Мохаммед Тауфик (Mohamed Tawfik). Когда появились новости о действиях военных, я взял у него интервью в посольстве, где было удивительно спокойно, несмотря на нынешнюю неразбериху в Египте.
Во время интервью Тауфик отрицал, что египетские военные захватили власть в результате переворота. Он заявил, что это египетский «народ сделал очень ясный выбор». Приводимое ниже интервью для ясности отредактировано и сжато.
Мохаммед Тауфик: Это не был переворот, потому что военные не взяли власть. Не военные стали инициаторами данных событий, это было народное восстание. А военные вмешались, дабы предотвратить насилие. Военные больше никогда не будут править Египтом. Этого не происходит, и этого не произойдет. Мы должны помнить, что сразу после отставки [бывшего президента Египта Хосни] Мубарака все политические силы Египта просили военных взять страну под свое управление на время переходного периода, и военные добровольно отказались от власти, что ясно указывает на отсутствие у них заинтересованности в политическом участии.
- Признает ли аппарат посольства власть военных?
- Мы представляем народ Египта, а народ свой выбор сделал однозначно. Выборы это важно, урны для голосования это важно, но выборы не дают полную свободу действий. Мы будем по-прежнему представлять интересы народа. Египетский народ выбрал переходный период, за которым должны последовать досрочные выборы.
- Когда выборы?
- Дата пока не назначена.
- Будет ли временный президент и бывший глава конституционного суда Адли Мансур (Adly Mansour) реально руководить страной, или власть будет в руках у военных?
- Я не сомневаюсь, что у него будет вся полнота власти. Военные не устраивали переворот, произошло то, что решил египетский народ – ведь на улицы вышло более 10 миллионов человек, причем не только в Каире, но буквально во всех крупных египетских городах. Это очень четко выраженная позиция народа Египта. «Братья-мусульмане» вместо того, чтобы действовать в соответствии с пожеланиями египетского народа, решили мобилизовать часть своих сторонников, решили накалить ситуацию. У армии не оставалось иного выбора, и она вмешалась, дабы спасти страну от очень серьезных потрясений. Армия не будет править – она очень четко заявила с самого начала, что у нее нет намерений управлять страной.
- Где сейчас Мурси?
- Я понятия не имею.
- Вы опасаетесь гражданской войны?
- Нет. Периодически могут возникать беспорядочные акты насилия, но подавляющее большинство египтян свое решение приняли.
- Американские военные были в сговоре с генералами?
- Соединенные Штаты не имеют абсолютно никакого отношения к решениям египетского народа.
- Какова позиция американского правительства в свете последних событий?
- Мы пока еще не контактировали с правительством США. Не было вообще никаких контактов – речь идет о решении, которое принято только что.
- Какого рода поддержка нужна вам в данный момент от США?
- Я бы хотел, чтобы Соединенные Штаты поддержали переход Египта к демократии. Мы ведем речь о всеохватывающей демократии – мы хотим, чтобы каждый египтянин ощущал, что правительство реагирует на запросы народа, что оно соблюдает права человека и с уважением относится к человеческому достоинству.
- Что надо знать американцам о Сиси?
- О египетской армии в целом вы должны знать то, что это общенациональная армия, профессиональная армия, имеющая прочную основу. В ней представлены все слои общества, и она пользуется большим уважением.
- А Сиси?
- Аль-Сиси проявил себя как очень разумный и энергичный военачальник, и он также пользуется большим уважением.
- Чего нам ждать в следующие 24 часа?
- Я думаю, начнется осуществление плана действий, который был выдвинут сегодня.
- Когда будет восстановлено действие конституции?
- Насколько я понимаю, будет создана представительная комиссия, которая займется подготовкой поправок к конституции. Когда по этому вопросу будет достигнуто всеобщее согласие, действие конституции будет восстановлено. Вся идея заключается в том, что для действия конституции нужно всеобщее согласие.
- Но когда? Недели, месяцы, годы?
- Я не знаю. Важно, чтобы все было сделано правильно, чтобы каждый египтянин ощущал свою сопричастность.
- Должен ли Израиль беспокоиться по поводу происходящих в Египте перемен?
- Я не вижу причин, по которым это может хоть как-то отразиться на Израиле.
- А как насчет Сирии?
- Мы хотели бы увидеть мир в Сирии, переход к демократии, и нам хотелось бы, чтобы Сирия осталась единой. Мы также хотим, чтобы сирийский народ воспользовался той волной демократии, которая катится сегодня по региону.
- Есть опасения, что дестабилизация в Египте может повлиять на нефтяные цены.
- Я не вижу вообще никаких последствий для цен на нефть. В прошлом были опасения по поводу направления движения Египта, сегодня таких опасений нет.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров