Молдавский министр обороны с чего-то вообразил, что ПМР может совершить агрессию.
Граница между Приднестровьем и Молдавией стала государственной. Так гласит закон, подписанный 10 июня лидером непризнанной республики Евгением Шевчуком. Акт носит односторонний характер и вызвал в молдавском руководстве напряженность, вылившуюся в поток хорошо завуалированных угроз от некоторых должностных лиц.
По этому же закону территорией ПМР было объявлено несколько населенных пунктов, находящихся под юрисдикцией Кишинева, – село Варница (пригород Бендер) и еще ряд населенных пунктов на правом берегу Днестра. Все они находятся в Зоне безопасности и не раз становились поводом для территориальных споров.
Сегодня парламент Молдавии намерен обсудить ситуацию на границе с Приднестровьем. Министр обороны республики Виталие Маринуца назвал ее «взрывоопасной». Раньше граница считалась административной, теперь же Тирасполь привел форму в соответствие с содержанием, чем еще больше отдалился от Кишинева.
Министр Маринуца без обиняков заявил «Независимой газете»: «Приднестровье пошло на откровенную провокацию, а Россия взяла его сторону, в том числе и относительно миротворческих сил».
Приднестровский закон осудили как власти Молдавии, так и действующий председатель ОБСЕ. По мнению молдавских властей, действия Тирасполя ведут к эскалации напряженности и могут иметь негативное воздействие на переговорный процесс.
Характерно, что вопрос приднестровско-молдавской границы обсуждался даже на встрече секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева с президентом Румынии Траяном Бэсеску в Бухаресте.
Общеизвестно, что если за Приднестровьем стоит Россия, то за Молдавией – Румыния. А последняя, в свою очередь, жаждет поглотить Молдавию, что совсем «не айс» для преимущественно русско-украинского населения Приднестровья. Да и кто бы на их месте захотел после очень долгих лет жизни в СССР, а затем в ПМР однажды утром проснуться и обнаружить себя в чуждой по всем параметрам Румынии с ее непонятной речью? Тем более что она вовсе не является образцом процветания, а эмигранты из Румынии колесят по Европе в поисках пропитания, не гнушаясь никакими занятиями, включая организацию криминальной игры в наперстки в богатых европейских столицах.
Но вернемся к переговорам. Бэсеску после них заявил: «Конечно же, мы не могли не обсудить проблему Приднестровья как вопрос, который считаем важным для безопасности Румынии и необходимости иметь всю Республику Молдова с полной автономией правительства Кишинева над всей (своей. – Прим. KM.RU) территорией».
Президент Румынии известен как златоуст, не раз радовавший СМИ экзотическими изречениями. Вот и в этот раз таковое проскочило. Как, спрашивается, отношения Приднестровья и Молдавии могут отразиться на безопасности Румынии? Большее значение для нее, пожалуй, имеет движение Луны вокруг Земли, поскольку от него образуются приливы и отливы, а Румыния как раз имеет выход к Черному морю.
Да и молдавские СМИ тут же обиделись на него, отметив, что президент Румынии «понизил молдавский суверенитет до автономии над территорией». Но оговорка, возможно, неслучайна: в мечтах румынские власти давно уже видят Молдавию под своим протекторатом. А какой в таком случае может быть суверенитет? Автономия – она и есть автономия. Ведь именно Бэсеску принадлежит идея об «объединении двух Румыний», одна из которых – Молдавия.
Правящая в Молдавии проевропейская коалиция не возражает против такого будущего, стремясь в ЕС, хотя эта перспектива не поддерживается большинством населения. Его воля видна в опросах общественного мнения, но молдавскими властями не учитывается.
Впрочем, было бы неверно сказать, что Патрушев встречался с Бэсеску из-за пограничных проблем двух частей Молдавии, которые никак не срастаются и неизвестно, срастутся ли когда-нибудь вообще.
Главной целью беседы были переговоры по глобальной системе ПРО США в Европе. Румыния, как известно, в 2015 году планирует гостеприимно разместить у себя ее элементы. Бэсеску сказал Патрушеву то, что обычно говорят Москве западные лидеры, когда речь заходит об этом: ПРО не направлена против России.
Но Москву на мякине не проведешь: она обещает принять ответные шаги, если к ней не прислушаются. Пока об этом не говорится, но ясно, что она может установить что-нибудь очень быстро летающее в Приднестровье, где уже и так находятся ее войска, и заявить, что оно не направлено против Европы. Так что в свете грядущих событий закон о границе выглядит вполне логично.
Но министр обороны Молдавии Виталие Маринуца так далеко не смотрит или делает вид, что не смотрит. Он заверил газету, что пограничный конфуз – это провокационный шаг, направленный на срыв соглашений ЕС и Молдавии, которые планируется подписать в ноябре в Вильнюсе на саммите Евросоюза. «Цель – помешать сближению Молдовы с ЕС», – считает он. И продолжает: «Россия при этом занимает далеко не нейтральную позицию, ведет себя не как страна – гарант урегулирования приднестровского конфликта. Россия встала на сторону Приднестровья. И это относится также и к миротворческим силам. Это может привести к конфликту. Но мы примем все меры к тому, чтобы военные действия на Днестре не велись».
Другой газете, румынской Romanian Global News, он заявил, что предпосылок для военного нападения Приднестровья на Молдавию нет, однако его ведомство на всякий случай анализирует подобный сценарий и готово отразить возможную агрессию.
И кто же, интересно, способен начать этот конфликт? В 1992 году, помнится, его затеяла Молдавия, бросившая свои силы на усмирение мятежной территории. Не получилось тогда, по горячим следам развала СССР, – неужели сейчас может получиться? А что, опыт Грузии в 2009-м никого ничему не учит? Но слово сказано: Приднестровье, мол, может напасть на «мирную» Молдавию, а Россия ее к этому чуть ли не подталкивает.
Министру подыгрывают представители гражданского общества Молдавии, НПО, Института общественных политик, Ассоциации внешней политики, обратившиеся к послам стран ОБСЕ с просьбой не допустить начала военных действий на Днестре. На пресс-конференции в Кишиневе они также заявили, что действия приднестровских властей продиктованы из России, и тем самым указали направление действий: нужно надавить на Москву, чтобы она надавила на Приднестровье, чтобы непризнанная республика сняла границу.
Ситуация обсуждалась и в ЕС. Известный «друг» России, бывший президент Литвы, а ныне депутат Европарламента Витаутас Ландсбергис в интервью радиостанции «Свободная Европа» заявил: «Пока ситуация на берегах Днестра полностью зависит от Кремля, нет никаких шансов для решения приднестровского конфликта. Россия будет использовать Приднестровье в качестве инструмента для того, чтобы удержать Молдову за пределами ЕС. В такой ситуации этот конфликт останется неразрешенным». Но выход есть, считает Ландсбергис, хотя и неоднозначный. «Если в Кишиневе политические силы будут едины, они смогут запросить вхождение в ЕС по примеру Кипра. Но есть также возможность провозглашения Приднестровья независимой территорией под контролем России в любой момент. Это еще один вариант, если Кремль захочет разделить Молдову», – отметил Ландсбергис.
Посольство США в Кишиневе призвало вчера стороны затяжного конфликта к ненасильственному решению вопроса. А Украина встала на сторону США. Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара выразил озабоченность в связи с отрицательными последствиями закона о границе для урегулирования приднестровского конфликта.
Одновременно замглавы МИД РФ Григорий Карасин отметил, что российская сторона считает абсолютно неприемлемыми любые попытки бросить тень на миротворческие усилия России. «Российская сторона подчеркивает, что любые попытки сторон конфликта снять с себя ответственность за соблюдение положений «соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта» в нынешней напряженной ситуации весьма опасны. Если речь пойдет об односторонних шагах, ситуация может стать тупиковой», – предупредил он.
В молдавском парламенте накануне слушаний единого мнения депутатов по данному вопросу не было. Парламентарий от Партии коммунистов Александр Петков считает, что напряженную ситуацию на Днестре создают в ЕС: «На заседании Комитета по сотрудничеству Молдова – ЕС в Европарламенте директор Европейской службы по внешним связям Гюннар Вигант заявил, что ЕС будет настаивать на установлении шести пунктов миграционного контроля вдоль Днестра. Ни у кого больше не должно быть сомнений: Молдову делят по Днестру по указанию из Брюсселя».
Наиболее жестко высказался лидер молдавской партии социалистов Игорь Додон, назвавший заявления главы министерства обороны Маринуце о готовности дать отпор мифическому нападению Приднестровья «бестолковыми и преступными». «Мы должны бы уяснить себе как можно яснее: насколько нынешнее руководство Республики Молдова готово подписаться под подобными заявлениями? Готовы ли парламент, президентура, правительство дать вооруженный отпор Приднестровью? Готовы ли депутаты и министры послать своих сыновей и внуков для участия в возможном вооруженном столкновении на Днестре?» – заявил он в ходе закрытого заседания парламента. По его мнению, либо Молдавия станет федерацией, либо прекратит свое существование как государство.
Что ж, и среди молдавских политиков встречаются здравомыслящие.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров