Христиане в Турции по-прежнему подвергаются преследованиям и дискриминации.
29 мая исполнилось 560 лет с тех пор, как величайший христианский город Константинополь, столица Восточной Римской – или Византийской - империи, был осажден и захвачен армией Османского султана Мехмеда (Магомеда) II. В честь покорения самого величественного города средневековой Европы и в знак победы османского джихада над христианством Мехмед взял имя «Завоеватель».Почти полтысячелетия спустя власти Турецкой республики продолжают праздновать падение Константинополя – сегодняшнего Стамбула – посвящая этому событию религиозные, спортивные и массовые мероприятия. При власти кемалистов падение Константинополя долгое время считалось ключевым моментом в истории становления турецкого национализма. Каждое 29 мая гости Стамбула видели это торжество: город был увешан турецкими флагами.
Сегодняшнее правительство во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом добавило к светскому национализму религиозный оттенок: падение Константинополя как символ победы ислама над христианством.
Год назад Эрдоган выдвинул идею о том, чтобы сделать 29 мая государственным праздником Турции. До этого он предлагал провести референдум о превращении исторического памятника Византии, христианского храма Святой Софии, захваченного Мехмедом, который верхом на коне проскакал от громадных входных ворот к самому сердцу святыни, - из музея, каковым он является сегодня, в действующую мечеть.
Анкара последовательно критикует Европейский Союз, называя его закрытым клубом христиан и упрекая в том, что тот держит Турцию на расстоянии из-за религиозных предрассудков против ислама. Однако именно падение Константинополя 29 мая 1453 года положило начало безжалостному, веками длящемуся преследованию и дискриминации христианского населения города. Эти религиозные чистки показывают ложность утверждений о мирном характере и мультикультурализме Османской империи, а также позволяют увидеть, что нарушения прав человека и религиозных свобод по отношению к христианскому меньшинству всегда были характерной чертой Турции. Годовщина падения Константинополя - повод вспомнить о том, что осада турецких христиан продолжается и по сей день. Вопиющий тому пример – положение Константинопольской церкви и крошечной Греческой православной общины (насчитывающей менее 2000 членов), а также сравнительно небольших Армянской и Сирийской общин (в совокупности насчитывающих около 80 000 членов). Все эти христиане - чудом уцелевшие хранители наследия Константинополя, павшего в борьбе с османскими турками.
Уничтожение христиан в Константинополе (построенном на месте древнего города Византий, на южном мысе европейской части пролива Босфор) – одна из величайших трагедий в истории.
Когда османы начали 54-дневную осаду Константинополя, город еще славился на всю Европу своими размерами, роскошью, утонченностью и духом космополитизма. Даже после того, как западная часть распавшейся Римской империи была воссоздана Карлом Великим в Священной Римской империи, столица Восточной Римской империи насчитывала около миллиона жителей и была кладезем сокровищ средневекового европейского искусства, античной литературы. Именно здесь зарождались первые госпитали и университеты. Долгие годы после падения Антиохии, Александрии и Иерусалима под натиском армий арабов-мусульман, продвигавшихся с востока, сквозь Левант и Святую Землю, где зародилось христианство, на запад, Константинополь оставался единственным напоминанием о том, что именно восточная часть Римской империи была центром христианского учения и практики - в западной части находился только римский престол. После того, как Великий раскол разделил Христианскую церковь на восточную православную и западную католическую ветви, христиане Константинополя остались фактически без поддержки, когда Османские турки начали осаду города.
Завоевание Константинополя османами нанесло решающий удар по Римской империи, государству, которое существовало дольше других в мировой истории. На территории бывшей Византии христиане вдруг оказались зажаты в тиски исламской теократии, для османского султана они стали гражданами второго сорта, дхимми. Официально они получили статус «людей писания», а их религиозная община, христианский миллет, была в подчинении Патриарха Константинопольского. Но в действительности в Османской империи с христианам вели себя, как с крепостным, всячески преследовали и эксплуатировали. Самый печально известный пример тому – девширме, система принудительного набора в невольники христианских детей, как форма налога в Османской империи.
Жизнеописание Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя современной Турции, традиционно не обходится без придуманной политиками сказки о том, что основание секулярной Турецкой Республики было сознательным уходом от исламской теократии Османской империи.
Реальность доказывает обратное. На самом деле, создание современной Турции включало в себя геноцид 2,5 млн армянских, ассирийских и греческих христиан в Османской Анатолии и на всей азиатской части Турции - то есть большей части христиан, оставшихся со времен Византии.
Политика Анкары по отношению к гражданам Турции, исповедующим христианство, добавила современный штрих, изощренную жестокость, к нормам и практикам времен Османской империи. Погромы, преследования и дискриминация – вот, с чем приходится сталкиваться турецким христианам. Несколько недель назад в турецкой прессе появились сообщения о планировавшемся заговоре с целью убийства Патриарха Константинопольского Варфоломея (это уже второе покушение на его жизнь за последние 4 года), а также о том, что постоянные угрозы и вмешательства в дела Константинопольской церкви и греческой православной общины стали причиной практически полного исчезновения этого древнего сообщества христиан. По словам одного турецкого церковного иерарха, отказавшегося назвать себя из страха за безопасность своей паствы, христиане в Турции – исчезающий вид. Осада Константинополя продолжается по сей день, 560 лет спустя после его падения 29 мая 1453 г.
Доктор Элизабет Х. Продрому – директор по международным делам Греко-Американского Совета, сотрудник Центра европейских исследований Гарвардского Университета, бывший вице-председатель Комиссии США по проблемам международной свободы вероисповедания
Доктор Александрос К. Киру – профессор истории Салемского государственного университета, преподаватель истории Византии, Балкан и Османской империи.
Перевела Дарья Карпухина
На фото: гравюра Г. Доре «Осада Константинополя»
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров