Вновь завоевать рынок производителям будет очень непросто.
Свершилось (ну, или почти): грузинское вино всего в шаге от российских прилавков. На отечественный рынок выходит «Винная компания Дугладзе». Производитель, возможно, станет первым грузинским виноделом, который будет продавать свою алкогольную продукцию в России.
Российские таможенники приняли заявку компании, сообщают «Известия» со ссылкой на грузинское правительство. И, вероятно, в течение ближайшего времени после получения акцизов в российские магазины вновь вернется грузинское вино. И начнем мы, как в старые добрые времена, наслаждаться «Хванчкарой», «Саперави», «Цинандали» и другими прекрасными винами. Правда, удовольствие это будет недешевым. «Винная компания Дугладзе» экспортирует свои напитки в Европу и США, продавая бутылку примерно за 5 долларов.
Возможно, для России сделают скидку: все-таки нужно завоевывать рынок, с которого грузинских винокуров изгнали (другого слова не подберешь) семь лет назад. Возвращение было непростым. И даже когда стало ясно, что грузинское вино к нам вернется, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в очередной раз «поцапался» с властями гордой республики. Впрочем, первым начал не он.
«Прибыла делегация, и наши чиновники на задних лапках, представители винных заводов с трясущимися руками наливали им вино, смотрели на реакцию – нравится ли им или нет... А ведь что нужно российским чиновникам, все знают» – цитируют «Известия» горестное заявление президента Грузии Михаила Саакашвили.
Это было во время визита российской инспекции, которая проверяла, годится ли грузинское вино для наших сограждан. Онищенко тогда не замедлил с ответом, таким же язвительным. «Все было бы ничего, если бы укладывалось только в рамки медицински объяснимых особенностей, усугубленных наступлением весны в Закавказье. Проблема находится гораздо глубже», – заявил главный санитарный врач и дал понять, что ничто не мешает вновь закрыть грузинским винам дорогу в Россию.
Но вот все проблемы решены – добро пожаловать! Однако эксперты предупреждают: на самом деле сложности только начинаются. Ввезти вино проще простого, продать – сложнее. Конечно, у грузинского вина есть свои потребители, которые родились и выросли в Советском Союзе, которые помнят вкус, к примеру, «Киндзмараули». Они бы рады вновь покупать грузинские вина, но не факт, что у них есть на это деньги. Ведь речь идет о людях среднего и старшего возраста, и не все будут готовы заплатить 300-500 рублей за бутылку. А, вероятно, столько и будет стоить грузинское вино после попадания на прилавок: розничная цена превысит закупочную примерно в три раза.
О том, какие трудности придется преодолеть грузинским производителям вина, KM.RU рассказал директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз:
– В 2005-2006 годах Грузия завозила в Россию 45-48 миллионов бутылок вина в год. Можно подсчитать, сколько это составляет от общего объема продаваемых в нашей стране бутылок вина – а это миллиард единиц. Сейчас в России вино того ценового сегмента, где будет представлена Грузия, – это 100 миллионов бутылок. Это вино со всей планеты – Франция, Италия, Аргентина. То есть Грузии придется конкурировать со всем миром. Придется платить за вхождение в сети, в каждый магазин придется что-то платить. То есть предстоит сложный, непростой путь. Нужно будет, чтобы их продукт был на всей товаропроводящей цепочке – на складе дистрибьютора, на складе магазина и так далее. Получить разрешение на ввоз, которого так долго добивалась Грузия, – это самое простое. А самое трудное – это найти своего потребителя, самое трудное – это продать свое вино. Поэтому если за несколько лет они смогут продавать в России хотя бы 10 миллионов бутылок, грузинам можно будет поставить памятник.
Еще одна проблема, с которой столкнутся грузинские бизнесмены, – реклама. Нужно же будет как-то донести до покупателей простую мысль: «Вах! Вино вкусное, сладкое, как поцелуй женщины!». В России рекламировать алкогольные напитки сейчас довольно затруднительно: летом прошлого года Госдума приняла поправки в статью 21 ФЗ «О рекламе». С 1 января 2013 года реклама любой алкогольной продукции, включая пиво, запрещена в печатной прессе и российском сегменте интернета. Ранее алкоголь убрали с рекламных щитов, ТВ и общественного транспорта.
Впрочем, производители спиртного время от времени находят лазейки. Так, в последнее время набирает популярность такой формат, как indoor, то есть реклама внутри помещений.
«По сути, масштабные рекламные кампании для алкогольных брендов можно проводить сегодня только на форматах indoor – через стационарные магазины, сети супермаркетов и гипермаркетов, бары, рестораны, кафе, клубы, спортбары, пабы и пивные», – говорит директор отдела продаж и маркетинга направления FMCG VITA media group Елена Радонежская.
Однако эксперты не уверены, что у грузинских виноделов есть средства на рекламные кампании. Россия всегда была для них ключевым рынком, и после эмбарго у отрасли наступили проблемы. Правда, сами грузины верят, что дела в нашей стране у них пойдут. Об этом можно судить по тому, что виноградники в Грузии после снятия запрета на ввоз резко подорожали.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров