15 мая в Киеве состоялось второе заседание «Диалога по торговым вопросам», учрежденного в соответствии с «Меморандумом о сотрудничестве по вопросам торговли между Евразийской экономической комиссией и Кабинетом министров Украины» от 10 сентября 2012 г.
Делегацию ЕЭК возглавлял член Коллегии (министр) по торговле Андрей Слепнев, делегацию Украины – министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов (1).
В ходе заседания были рассмотрены актуальные темы экономического сотрудничества между государствами-членами Таможенного союза и Украиной, в частности вопросы о режиме импорта в Украину отдельных товаров и об экспорте украинской продукции на единую территорию Таможенного союза.
А. Слепнёв дал такую оценку Диалогу: «Развитие партнерских отношений между Украиной и Таможенным союзом носит паритетный характер. Поэтому нам нужно анализировать глубинные процессы: как развиваются экономические связи по отраслям, как идет кооперация, как наши партнерские связи помогают нашим экономикам подниматься на новую ступень и содействовать переходу на новый уровень технологических требований и стандартов совместно в непростое время в мировой экономике, которое ставит вызовы перед нашими странами. Важно, чтобы преодолевая эти вызовы, мы полноценно использовали потенциал нашего сотрудничества».
Тогда же состоялось первое заседание Украинско-российской комиссии по вопросам инвестиционного сотрудничества и защиты прав инвесторов, по итогам которого И. Прасолов заметил: «Обсуждались вопросы, которые касаются ликвидации барьеров, препятствующих украинским инвесторам инвестировать в экономику России и российским в экономику Украины. Самое главное, что настрой был позитивный, мы реально хотим решать эти проблемы и надеемся, что их решение будет одним из факторов, который в дальнейшем повлияет на расширение торгово-экономических отношений с нашим главным на сегодня по товарообороту партнером Российской Федерацией» (2).
Данные мероприятия, очевидно, полностью идут в русле поиска украинской стороной оптимального формата сотрудничества с ТС и РФ за пределами членства в евразийском интеграционном объединении. Сверхзадача, которую пытается решить официальный Киев, состоит в том, чтобы сохранить при этом за украинскими предприятиями облегчённый доступ на приоритетный для экономики Украины рынок Таможенного союза. Аналогичная задача стоит и перед производителями из ТС в отношении украинского рынка, причём по мере углубления евразийской интеграции и окончательного оформления автономного таможенного пространства данная задача становится актуальной для обеих сторон.
Существенная разница здесь состоит в том, что Украина, страна с экономически меньшим потенциалом, объективно больше нуждается в поддержании тесных экономических связей с ТС, чем ТС с ней. И если для ТС обрыв таких связей сопряжён с серьёзными трудностями в производстве важной и технологичной продукции, включая и ВПК, то для Украины это обернётся крахом целых отраслей и не исключено - банкротством государства как такового.
Сдержанный оптимизм сторон, отразившийся в оценках этих мероприятий, не может заслонить главного: как украинская власть собирается совмещать зачастую взаимоисключающие между собой требования ЗСТ с ЕС и фактически таким же режимом торговли с ТС (по сути, украинская сторона в диалоге с ТС и РФ ведёт речь именно об этом)?
Суть в том, что ЗСТ с ЕС не может заменить полноценного членства Украины в ТС, а иной формат отношений с ТС не обеспечит принципиальные потребности украинской экономики. И из этого следует исходить в ситуации почти неизбежного выбора.
В принципе, пребывание одной страны в нескольких ЗСТ может быть, но только не в случае с Украиной – страной, которая ещё со времён пребывания в едином советском государстве включена в производственно-технологические цепочки с РФ и Белоруссией, участвует в многочисленных и сложных кооперационных связях с предприятиями и отраслями стран ТС. Торговля Украины с ЕС имеет абсолютно иной характер – это поставки готовой продукции с низкой добавленной стоимостью, которая не входит в технологические цепочки европейской экономики (не участвует в комплектовании сложной и высокотехнологичной продукции стран ЕС). Украина поставляет в ЕС горнорудное сырьё и полуфабрикаты, а также сельскохозяйственное сырьё первичного передела.
Асимметрия в экономических потребностях Украины, которые она обеспечивает в торговле с ЕС и с ТС, – очевидна. Именно это обстоятельство имеет определяющий характер для выбора украинской стороной приоритетного направления интеграции.
В силу этой асимметрии Украине для обеспечения хотя бы нормального функционирования украинской экономики, не говоря уже о развитии, необходимо членство в ТС, а не суррогатные формы, которые такое членство заменить в принципе не могут, наподобие статуса «наблюдателя», «ассоциированного членства» и пр. Такие статусы могли бы быть оправданными лишь как подготовительные этапы к полноценному членству в ТС на период приведения нормативной базы Украины к стандартам ТС. Но они не могут заменить или компенсировать отсутствие такого членства в целом. Поэтому введение льготного режима торговли с Украиной на каком-то этапе оформления внешних таможенных границ будущего ЕАС станет невозможным из-за невхождения Украины в эту организацию.
Вопросы, которые рассматривались во время заседания комиссии по инвестициям и правам инвесторов, напрямую касаются, например, сельхозмашиностроения. Кооперация этой отрасли с аналогичными отраслями стран ТС критически важна как для всей отрасли, так и для отдельных предприятий.
Так, с 2002 года на Украине действует совместное предприятие с «Ростсельмашем» под названием «Дон-Лан», выпускающее комбайны ростовских моделей. Далее, «БелоцерковМАЗ» совместно с «Гомсельмашем» (г. Гомель, Беларусь) собирает комбайны «Полесье», плюс с использованием гомельских комплектующих разработана модель «Скиф». Нынешней зимой активизировался диалог по давней задумке «большого» сельхозмашиностроительного СП с Минском, в котором участвовали бы белорусские лидеры этого сектора машиностроения – «Гомсельмаш», МТЗ, Минский автозавод, «Бобруйскагромаш». Возможный продуктовый ряд включает энергонасыщенные трактора, агрегатируемое с ними навесное оборудование, зерноуборочные комбайны, сеялки и др.
Есть наработки и с казахстанскими производителями. Гендиректор Харьковского тракторного завода (ХТЗ) С. Серебряков отмечает, что в январе 2013 года ТОО «Канди-Алматы» (Казахстан) начало сборку тракторов модели «ХТЗ KZ» при поддержке АО «КазАгроФинанс».
Кооперация с российской стороной обеспечивает украинскому сельхозмашиностроению успешный сбыт продукции на рынках третьих стран. Например, ХТЗ заключил контракт о поставке на Кубу тракторов на сумму 97 млн. грн. Техника фактически покупается на российские деньги: 82 млн. грн. из общей суммы – это кредит Москвы Гаване. Собираться машины также будут в России, куда украинское предприятие поставит машинокомплекты (3).
В то же время, пока идут поиски оптимальной модели интеграции Украины с ТС, реальные производства на Украине закрываются или находятся в глубоком кризисе именно по причине пребывания Украины вне ТС. Реальность показывает, что сохранять и тем более углублять экономическую интеграцию с ТС, находясь вне этого объединения, у властей Украины не получается. Последняя информация о критической ситуации на Сумском фарфоровом заводе и проблемах с реализацией украинской кондитерской продукции в Беларуси подтверждает это.
На сегодня Сумской фарфоровый завод – единственный завод в Украине, который производит столовую посуду. У завода есть все шансы стать флагманом этой отрасли отечественной экономики. Некогда довольно успешное предприятие выпускало различную фарфоровую продукцию, пользовавшуюся огромным спросом. Поставлялась эта продукция в Белоруссию, Россию, Казахстан и многие другие страны.
В этом году Таможенный союз, защищая собственных производителей, ввел пошлины на ввоз фарфора в свои страны, что резко ухудшило ситуацию на заводе. Двенадцатого апреля производство остановилось. Со слов директора завода Игоря Бондаренко, завод окончательно перестал функционировать после отключения электро- и газоснабжения из-за задолженности. Работникам же предприятия предложили писать заявления об увольнении по собственному желанию, а тех, кто не уволился, переведут на однодневную рабочую неделю (4).
А украинские производители кондитерских изделий могут не вернуться на рынок Беларуси, даже если таможня прекратит проверки, так как торговые сети и магазины не будут брать их товары. Как заявил глава ассоциации «Укркондпром» Александр Балдинюк, «теперь, даже если мы прорываем блокаду на границе, нас просто не забирают в торговые сети, магазины не берут, потому что им приказано не брать. Мы не можем попасть в торговлю». В Беларуси действует постановление местных властей, согласно которому торговые организации обязаны обеспечить во 2-м квартале 2013 года удельный вес продажи кондитерских изделий белорусского производства в общем объеме реализации не менее 85% (5).
Не исключено, что украинская сторона, перебрав в процессе поиска все варианты отношений с ТС за пределами членства, на фоне экономической деградации и финансового хаоса всё же придёт к выводу о неизбежности полноценного членства в ТС. Есть основания предполагать, что этому как раз и способствуют мероприятия, состоявшиеся в середине мая в Киеве.
Стороны ищут и согласовывают все возможные варианты экономической интеграции. В этом же ключе, очевидно, можно рассматривать и утверждение Кабинетом министров Украины 13 мая национального плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 гг.) Стратегии экономического развития Содружества независимых государств на период до 2020 г. (6)
1 http://kp.ua/daily/160513/393968/print/
2 http://www.ukrgazeta.com/44925/
3 http://minprom.ua/page2/news122663.html
4 http://www.sm.cominformua.com/index.php/razdeli/s-krasnoi-stroki/item/1081-sumskoy-farforoviy-zavod-perspektivi-razvitiya-ili-okonchatelnoe-zakritie
5 http://www.epravda.com.ua/rus/news/2013/05/15/374956/
6 http://odnarodyna.com.ua/content/kabmin-utverdil-nacionalnyy-plan-plan-meropriyatiy-po-realizacii-vtorogo-etapa-strategii
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров