Католики, подчиняющиеся Ватикану, но соблюдающие православный внешний вид, это и есть униаты, или греко-католики, как их именуют официально.
Рассказывать об истории униатства сегодня не будем, перед нами стоит другая задача – посмотреть на деятельность униатов в Одессе, т.е. в регионе, где исторически греко-католиков никогда не было, но зато сейчас здесь существует целый Одесско-Крымский экзархат УГКЦ во главе с Василием Ивасюком.
Создание сего территориального подразделения в 2003 году было воспринято православными как акт униатской экспансии на Восток Украины. Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, потребовал от властей не допустить расширения влияния униатов в регионах, где у них нет сторонников.
Причем в Одесской епархии УПЦ МП разъяснили позицию Церкви – действия православных направлены не против конкретных людей, а против агрессивной политики Ватикана.
Представители Одесского римско-католического епископата в ответ безапелляционно заявили, что никто не может противиться решению римского папы. Невольно вспоминаются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «У католиков глава Церкви собственно не Христос, а папа, и католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости».
Протесты православных во внимание приняты не были, и униатский экзархат все-таки открыли. Конечно же, власти сослались на то, что у нас-де «Церковь отделена от государства», а также на «Закон о свободе совести и религиозных организациях», согласно которому можно зарегистрировать даже «общину каннибалов»…
И вот прошло десять лет. Что же вышло из идеи экзархата и каково сегодняшнее положение дел у одесских униатов?
Первоначально униатов «приютили» у себя одесские римо-католики. Эта конфессия в данном регионе является традиционной, т.к. со времени основания города католики активно селились на наших землях и немало замечательных граждан, конфессионально принадлежащих к Римско-католической церкви, внесли большой вклад в развитие и процветание Одессы. Кроме того, здесь существует многочисленное этнически польское население. Католики располагают в Одессе как минимум двумя старинными храмами в центре города. Вот они и дали приют своим, так сказать, «младшим братьям» – униатам. Конечно, в надежде, что те обзаведутся своим храмовым строением. Заявление о строительстве ни много ни мало кафедрального собора действительно было сделано, даже получено официальное разрешение на него, конечно же, к неудовольствию православных. Однако дальше этого процесс не пошел.
В Одессе ими была открыта «экуменическая часовня» для неких моряков-униатов, которые гипотетически могут каким-то образом прибыть в город.
В принципе, это «приспособленное помещение», о существовании которого большинство одесситов не имеют ни малейшего понятия. Не говоря уже о тех моряках, для которых ее открывали. Вся официальная деятельность этой часовни держится на сообщениях информационного портала «РИСУ», как известно, являющегося униатским. Относительно недавно в Одессе, оказывается, прошел даже слет неких морских капелланов. Естественно, в униатской часовне. В слете участвовало 32 капеллана.
Православной Церковью сегодня возрождается система духовного окормления военнослужащих. Для чего возрождается и существовавший институт военных священников. Они даже проходят военную подготовку, а многие являются и военнослужащими, которые «бывшими», как известно, не бывают.
Слово «капеллан» какое-то не наше, как-то оно не совсем приятно отзывается в православной душе. А тут еще мало того что капелланы, так еще и морские! Но «ларчик просто открывался».
Капелланами, когда нужно, себя называют как униаты, так и члены других направлений, считающие себя священниками: раскольники-филаретовцы и самосвяты-автокефалисты. Их, к слову, также немного в Одессе, так что эти «религиозные меньшинства» стараются друг друга поддерживать – ходят на службы, праздники и т.п. мероприятия.
Не забудем также и римо-католиков. Для них такая форма служения более привычна, чем для нас. Кроме того, капелланы – это еще и протестанты. А их различных направлений и сект не перечесть. Да и любят они захаживать как к униатам, так и к раскольникам и самосвятам.
Для них данный термин является определяющим, т.к. капеллан – это священник, совмещающий сан с какой-либо дополнительной (как правило, светской) должностью.
К тому же все вышеперечисленные лица являются адептами украинской независимости с ее идеологией, базирующейся на героизации «национальных героев»: «сечевые стрельцы», «Украинская Галицкая Армия» и, конечно же, УПА. А в их подразделениях должность капеллана была обязательной и непременной. Вот весь этот религиозный «интернационал», скорее всего, и составил тот самый «слет морских капелланов».
Почему морских? Так Одесса же – город у моря.
А вот для строительства собора, как говорят в одесской униатской общине, просто нет средств. Но ведь в последние годы многократно возросла миграция рабочих из западных регионов Украины в Одессу, где проще найти заработок. Да и считается, что практически все т.н. западэнцы – это униаты. По всей видимости, далеко не все, раз за столько лет даже храм нормальный не смогли себе построить.
Известно, что в Одессе в последние годы возросла популярность «Свободы», большинство членов которой - униаты. По всей видимости, проблемы партийного строительства и привлечения сторонников требуют всех выделяемых и собираемых средств, так что для «душепопечительства» денег не остается.
Сам собой напрашивается вывод о том, что униатство как церковь не так уж и важны для переселенцев с западных областей Украины, каковыми являются и трудовые мигранты, и местная ячейка «Свободы». Об одесситах речь вообще не идет, т.к. большинство из них – православные. Спрашивается: зачем же тогда «огород городили»?
Но «огород» им нужен. Ведь униатство – это больше идеология, чем церковь. Здесь главное «застолбить территорию», продвинуться дальше, туда, куда еще «не ступала нога униата». Безусловно, это территория восточных и южных областей Украины. Особенно, учитывая стремление УГКЦ к статусу патриархата и буквально одержимость этой идеей бывшего ее главы кардинала Любомира Гузара. В эту систему укладывается и строительство униатской антилавры в Киеве, и открытие приходов в тех регионах, где, повторимся, никогда не было и, как оказалось, практически нет и сегодня униатов.
Нынешний руководитель УГКЦ Святослав Шевчук, несмотря на молодость и отсутствие официального статуса, уже величает себя «патриархом». В конце концов, в Ватикане и общинах украинского зарубежья не так уж и важно знание о реальном положении униатских дел в восточных и южных областях Украины. Важно, что официально «парафии» (приходы) и даже экзархаты – существуют, формально униатская церковь распространена по всей территории Украины. Значит, формируется представление о том, что она перестала быть только западно-украинской, ограниченной территориально, и может в перспективе стать патриархатом. Да и руководство УГКЦ – это не раскольники и не самосвяты, а подчиняющаяся Ватикану самая что ни на есть законная и даже европейская церковь. И в то же время – «суто украинская», потому что другой такой нет нигде.
Вот только униатские понятия, такие, например, как «экуменизм», для большинства православного населения синонимичны чуть ли не ругательствам. Именно в таком «экуменизме» может существовать «Православная Католическая Церковь Одессы».
«Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению святых Апостолов, Вселенских и поместных соборов и святых отцов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу» (Лк. 22,31). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Ефес. 4,5)», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Прислушаемся к его словам.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров