Тот
факт, что в XIX веке электрификацией Южной Пальмиры занималось Бельгийское
общество, общеизвестен. Иностранные инвесторы вкладывали в свой бизнес солидные
деньги и строили добротно. Доказательство тому — возведенные ими объекты
существуют по сей день. И мало, кто знает, что одесские электрические сети
(нынешнее открытое акционерное общество «Одессаоблэнерго») в 90-х годах XX века
хотела купить одна из французских государственных компаний. Западные гости,
прибывшие в Южную Пальмиру, осматривали структурные объекты, в том числе —
распределительный пункт (РП) «Мельничный».
На смотрины к Ивановскому путепроводу иностранцев привез тогдашний заместитель
главного инженера одесского предприятия (сейчас — помощник председателя
правления ОАО «Одессаоблэнерго») Борис Трасован.
— Этот довольно большой РП содержит очень старое оборудование, оно буквально шокировало французов, — вспоминает Борис Семенович. — Прибыли с переводчиком, который постеснялся перевести вопрос гостей дословно. Они поинтересовались, мол, «что это за сарай?», а, увидев его содержимое, и вовсе растерялись. Там выключатели с такими экзотическими приводами, что французы решили: попали в музей. Ведь подобное оборудование они демонтировали у себя еще в 50-х годах минувшего века. Я вызвал оперативную бригаду, которая и продемонстрировала работу РП. Западные специалисты ахнули: «Мы покупаем! Если вы способны эксплуатировать такое оборудование, значит, компания заслуживает того, чтобы ее приобрели!».
В силу ряда обстоятельств местное облэнерго французским не стало, но порядка семидесяти старых объектов, включая «Мельничный», остались. Так и не расставшись с наследием бельгийского общества (обеспечившего еще в XIX веке электроснабжение Южной Пальмиры), энергетики решили пойти по другому пути — реконструкции. Стараясь максимально сохранить исторический облик, меняют сгнившие двери, стены, оборудование, расписывают фасады видами местных достопримечательностей.
Пример тому — трансформаторная подстанция (ТП) № 40, что на Пастера угол Преображенской. Вместо металлической, буквально изъеденной коррозией металлической, здесь установили бетонную ТП блочного типа. Приобретение от польских производителей четко вписалось в старые габариты. Наполнение — современные коммуникационные аппараты, малогабаритный, аналогичный по мощности (400 КВА) трансформатор.
Металлическую конструкцию подстанции №7, что на Малой Арнаутской, удалось сохранить. Придали эстетичный вид, внутри сделали ремонт, поменяли двери.
ТП №1 — на Греческой угол Пушкинской — особая гордость энергетиков.
Старое нерабочее оборудование, установленное в девятнадцатом веке, извлекли, взамен установили современное. Наземная трансформаторная тумба, сделанная из металла, отреставрирована. И благодаря сохраненному подвесному подшипнику она вращается, как и более ста лет назад.
— Честно скажу, сам не знал, что это — трансформаторная подстанция, — признался Борис Трасован. — Думал, что там — просто большая афишная тумба, но… По инициативе нашего технического директора Ярослава Процака, докопавшегося до сути, ее восстановили в первозданном виде. Она «висит» на подшипнике, в котором сохранилась даже смазка! Это — самая старая одесская подстанция. Единственная круглая, да еще с подземным трансформатором...
Данную ТП решили непременно сохранить. Пусть даже, как музейный экспонат. Хотя и она несет определенную нагрузку...
«Потянула» бы раритетная подстанция и больше, но для этого необходимы земельные работы — раскопки же производить в центре города никто не позволит. Однако, как отмечают специалисты, обошлось бы это гораздо дешевле, чем приведение подстанции в нынешний вид. Денег же и физических затрат на красоту и дееспособность действующего музейного экспоната ушло достаточно. Любопытно, что ТП №1, расписанная одесскими видами (как и другие объекты с аналогичным «макияжем»), любителями уличного граффити не обезображена. Даже объявления на ней не клеят. Во всяком случае, пока.
— Еще мы привели в порядок ТП №117 — Преображенская угол Троицкой, — продолжает Борис Трасован. — Установили малогабаритный силовой трансформатор, поменяли металлические двери, сделали четырехскатную крышу — своеобразную избушку, тем самым практически навсегда избавились от течи. (На плоских крышах снег, пригретый солнечным теплом, обязательно находит лазейку — влага попадает внутрь и оборудование выходит из строя).
Довели до ума и распределительный пункт (РП) «Лагерный» — возле колонии. Этот РП, питающий, в том числе, исправительное заведение, в давние времена он был построен по заказу руководства тюрьмы. Он же обеспечивает жизнедеятельность близлежащей АЗС, торговые точки, быт. В «Лагерном», нынче украшенном видом одесской Оперы, поменяли двери. Переоборудовали также и низкий порог, из-за которого внутрь постоянно затекала дождевая и талая вода, что часто приводило к масштабным отключениям.
Отметим, что реконструкция вышеперечисленных подстанций инвестиционной программой энергопоставляющей компании не предусмотрена. Сделано все за счет внутренних материальных резервов «Одессаоблэнерго». Таким же образом вдохнули новую жизнь в ТП у памятника Неизвестному матросу — единственную в Одессе овальную бетонную подстанцию. Последнюю поставили вместо старой металлической, изрядно подпорченной морской средой. Новенькая ТП обошлась в 360 тысяч гривен, плюс около 70 тысяч — трансформатор.
По словам Б. Трасована, за счет инвестпрограммы планируется в нынешнем году реставрация и полная замена оборудования трех подстанций на Малой Арнаутской и объекта, расположенного на пересечении Осипова и Еврейской. Не исключено, что преобразуется и РП «Мельничный», так поразивший когда-то французских предпринимателей.
Реконструкцию же отдельно стоящих бельгийских ТП сложно переоценить. Как поясняют специалисты, самая большая проблема этих подстанций — ограниченное пространство для установки более мощного силового трансформатора. Установить же другую, большую по размерам ТП невозможно. Вопрос упирается в отвод земли, а его решение может растянуться на годы. Потому, меняя локальные «точки», энергетикам приходится применять, можно сказать, приспосабливаться к реалиям: «вписываться» в крайне ограниченное пространство и укладываться в жесточайший временной график. Например, при замене металлической ТП на бетонную, по словам Бориса Трасована, в соответствующих городских инстанциях необходимо специальное разрешение на обесточивание потребителей примерно на сутки. Случается, без света остаются до сорока жилых домов. О неудобствах, ясное дело, предупреждают заранее. Поставщик привозит подстанцию уже с вмонтированным оборудованием. Устанавливают трансформатор, укладывают крышу… За пределы отводимых двадцати четырех часов энергетики обычно не выходят. Впрочем, когда люди видят, что на объекте работают, понимают, это — для них..
В современных жилых районах энергетики применяют мачтовые трансформаторы.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров