Один из основных вопросов современной украинской политики – поиск и осознание того места, которое занимает наша страна в мировой системе координат. Независимой Украине только 22 года, до 1991-го мы никогда не были самостоятельными в тех границах, в которых расположены сегодня. Все земли Украины в разные времена были в составе не только разных государств, но даже цивилизаций. Разная религия, разная культура, разный язык – это характерные черты для запада и востока, севера и юга нашего государства. Советский генсек Юрий Андропов в свое время точно заметил: «Мы не знаем страны, в которой живем».
И это после почти 65 лет советской власти! Что мы знаем об Украине, независимости которой только 22 года, а историческая память достигает многих веков? Про исторический опыт, а также современные политические и культурологические проблемы мы говорим с народным депутатом Украины Вадимом Колесниченко.
– Вадим Васильевич, Вы в Верховной Раде уже немало лет. Ваши ощущения – Украина все же однородна или превалирует какой-либо из векторов (запад – юг, север – восток)?
– Я не считаю, что мы «серое» государство с единым лицом и общими взглядами. Символ единства и перспектива развития как раз и кроется в нашем разнообразии. Разные территории имеют совершенно разную историю, разную ментальность, религиозный и социальный уклад. В том, что мы кардинально отличаемся друг от друга, кроется большое преимущество. Но есть один нюанс: наши политики мешают стране объединиться и иметь большое будущее.
– Леонид Кучма в свое время издал книгу, которую назвал «Украина – не Россия!». Вы с этим согласны?
– Мы, безусловно, не Россия. Но Кучма вносил совершенно другой подтекст в название книги. Напомню, что опыт государственного строительства у Украины всего лишь 20 лет. Наша страна – подросток, который постоянно набивает шишки. Это проблемы роста. Мы это переживем. Те ошибки, которые мы сегодня совершаем, – объективны и исторически обусловлены. Молодежь, которая приходит нам на смену, будет с большим пиететом и пониманием относиться к тому, что их ждет. Другое дело, что мы должны вкладывать в умы нашего населения самое главное: «Закон – один для всех!». В этом случае мы сможем действительно построить демократическое процветающее государство.
– Ряд украинских политиков утверждают, что мы – Европа, и наш путь только туда. Ваше видение нашего пути?
– Украина образовалась как осколок Советского Союза, большого и мощного государства. И корней, по сути, нет. А если взять с точки зрения географии, то Европа простирается вплоть до Урала. Я полагаю, что нам для начала надо было бы разобраться, кто мы есть такие на самом деле, что мы строим и чего хотим. Красивые фразы про Евросоюз или Таможенный союз не всегда подкреплены экономическим эффектом. Мне кажется, что любые действия власти должны, в первую очередь, определяться интересами населения, общества и государства. Мы – украинское государство, которое находится на территории Европы. Я готов сотрудничать с Евросоюзом в части защиты прав человека, обеспечения социального пакета и уровня жизни. Но при этом совершенно не обязательно терять свой суверенитет. Повышение эффективности работы наших предприятий, уничтожение коррупции и приоритет прав человека – это то, что мы самостоятельно можем сделать. Но готово ли население к такому пути?
– Известный философ и публицист Чаадаев утверждал, что мы – уникальная нация, лишенная исторической памяти. Нам что, так и суждено измерять свою историю урывками?
– Украинское государство с той территорией и с тем международным признанием, которое мы сейчас имеем, состоялось впервые в 1991 году после всесоюзного референдума. Это я говорю как юрист. А рассказывать, что Украина была родиной слонов, или что Адам и Ева были украинцами, – пусть говорят, лишь бы не мешали строить государство. Нужен ли нам опыт? Конечно, нужен! Ну, хотя бы для того, чтобы понимать, что мы имеем какие-то корни. Но как понимать людей, которые пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны под тем соусом, что Красная Армия была бандитской, а Советский Союз был инициатором Второй мировой войны? Люди даже не понимают, что рубят сук, на котором сидят. Они пытаются лишить украинский народ героического прошлого. Для любого государства нужны символы, нужны победы и герои для того, чтобы формировать патриотизм и духовные ценности. Это объединяющие символы. А из-за того, что маленькая кучка агрессивно настроенных людей пытается силой навязать свою точку зрения большинству, то в этом как раз и кроется национал-фашистская сущность. «Україна понад усе!», «Я арієць», «Титульна нація» – это все очень опасные тенденции. И Вы и я, и те, кто родился в 80-х годах – это люди из Советского Союза. Нужно бережно относиться к советской истории. В противном случае мы обвалимся в пустоту, и строить будущее будет не на чем. Мы с уважением должны относиться ко всему тому, что было в нашей истории.
– Украина должна быть унитарным государством или нам необходимо строить будущее на федеральных основах?
– По Конституции Украина – конечно, унитарное государство, но в нашем составе есть Автономная Республика Крым. У нас грядет территориально-административная реформа. Для такой территории 25 областей – многовато. Хотелось бы, чтобы таких центров управления было максимум семь. Это очень сильно сократит административно-управленческий аппарат. Как минимум вдвое уменьшится число чиновников. Уменьшится нагрузка на бюджет. Повысится ценность территории. Прообраз федерализма, по крайней мере, в бюджетных отношениях – Украину, безусловно, ждет. Это однозначно.
– Ряд областных советов приняли русский язык, следуя тому Закону, одним из авторов которого Вы являетесь. Как Вы сами оцениваете этот Закон о реализации прав русскоязычного населения? В течение нескольких месяцев после его принятия в какой мере он реализован?
– Я считаю этот Закон изысканным. Нам, авторам, удалось пройти между Конституцией, действующими законами и требованиями Евросоюза, ОБСЕ и Совета Европы. Мы все это смогли упаковать в один очень стройный документ. Самый главный вывод уже есть: рассказы о том, что новый Закон приведет к гражданской войне, оказались чепухой. Язык рекламы однозначно – на усмотрение рекламодателя. Вопрос местного самоуправления: местные органы власти имеют право определять тот перечень полномочий, которые они готовы профинансировать из своих средств и реализовать. Много это или мало? Я за четыре месяца уже раз тридцать обращался в Кабинет Министров, который не выполняет нормы Закона и не приводит в соответствие более полутора тысяч своих нормативных актов. Я трижды обращался в Генпрокуратуру с тем, что Кабмин не выполняет то, что должен. Я принимаю участие в нескольких судебных процессах, где пытаюсь заставить отдельные министерства и ведомства менять свои нормативные акты. Например, Минздрав так и не изменил форму бланка, которую выдают в родильном доме для того, чтобы потом получить свидетельство о рождении. Получается, что по закону я имею право получить свидетельство о рождении своего ребенка на русском языке, а чиновник не может мне его выдать, потому что бланк справки на украинском языке. Подобного абсурда достаточно. Что касается образования. Родители обязаны писать заявление в школе о том, на каком языке они хотят, чтобы обучался их ребенок. Точно так и студенты перед поступлением в вуз обязаны писать заявление, на каком языке они хотят обучаться. Обращаюсь к Дмитрию Табачнику – он не в курсе. У нас даже нет сегодня социального запроса на количество учителей по разным языкам, по наглядным пособиям и по учебникам. Кто виноват? Власть или люди? Люди не знают этих норм закона. Когда будут знать и выполнять, тогда мы сможем сформировать классы с региональными языками обучения. Сегодня таких языков у нас восемнадцать. Можно предъявлять претензии власти, но, прежде всего, люди сами должны, обязаны соблюдать законы и добиваться их реализации. Я в данном случае могу только помочь.
– Возможно ли подписание одновременно Ассоциации с Евросоюзом и вступление в Таможенный союз для Украины?
– В полном объеме сомнительно, но, учитывая перспективу, с Таможенным союзом это наверняка произойдет быстрее.
– Подпишет ли Украина что-либо с Россией или с ЕС до выборов 2015 года?
– Я этого не исключаю, потому что отдельный вопрос – это интеграционные отношения с Россией, а другой вопрос – это взаимоотношения со странами СНГ. С Европарламентом ассоциированное членство на сегодня по сути ничего не дает, но существенно ограничивает наш суверенитет. Поэтому документы по таможенному направлению у нас будут, скорее всего, по отдельным моментам. Целиком мы физически не успеваем сделать.
– Будет ли создан газотранспортный консорциум?
– Без этого шансов у украинской трубы нет никаких. Поэтому Украина прикладывает к этому колоссальные усилия.
– Будет он двухсторонним или трехсторонним? Что для Украины выгодно?
– Чем больше будет участников консорциума, тем больше будет страховка в стабильности работы этого газопровода.
– Как Вы относитесь к возможному введению в Украине ювенального права?
– Это очень сложная проблема, и мы здесь должны быть очень аккуратны. В полном объеме, как нам это предлагает Европа, я против категорически! У нас есть своя ментальность, у нас православные корни духовности и основа нашего государства – это семья. В том пакете, который нам предлагают, ювенальная юстиция разрушает и семью и основы духовности.
– Вы много общаетесь с украинскими СМИ. Насколько сегодня они свободны в своих действиях и высказываниях?
– Это оголтелая свобода, особенно на центральных СМИ. Цензурно выразить то, что они вытворяют, невозможно. Действует ли там самоцензура или это цензура государственная? – вопрос остается открытым…
С кем отождествляет себя Украина – с цивилизованной Европой, православной Россией или шагает своим, только ей известным путем – вопрос совсем не философский. Он носит конкретный прикладной характер. Потому что нам, гражданам государства, нашим детям и внукам тут и жить, и учиться, и строить свое будущее. Но каким оно будет, зависит только от воли и мудрости каждого из нас. И в завершение – поэтический образ Украины, который создал в свое время Тарас Шевченко – сказано, будто о нас современных:
І день іде, і ніч іде.
І голову схопивши в руки,
Дивуєшся, чому не йде
Апостол правди і науки!
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров