Практически во всех наших городах есть микрорайоны, называемые в народе «Черемушки». Происходит такое наименование от окраины Москвы, которая в начале 1960-х годов начала застраиваться типовыми пятиэтажками и где действительно во множестве росла черемуха. Правда, московские «Черемушки» имеют более древнюю историю, чего не скажешь о «Черемушках» Одесских. Общее – только название, юго-западный район да застройка т.н. хрущевками.
Сегодня эти дома презрительно именуют иногда «трущобами» за непрезентабельный вид и якобы ущербную планировку квартир. Но в конце 50-начале 60-х годов ХХ века получение такой квартиры считалось настоящим счастьем. Ведь бывшие обитатели коммунальных квартир, подвальных и полуподвальных помещений, молодые семьи, вынужденные были делить убогие метры жилой площади с часто многочисленной родней, получили отдельные квартиры. Да и замысел у проектировщиков был, можно сказать, фантастический – это практически без преувеличения. Ведь в то время предполагалось, что жители, в том числе и данных микрорайонов, будут жить при коммунизме. Следовательно, питаться они будут в общепите, свободное время проводить в клубах, книги читать в библиотеках, а для того, чтобы переночевать, просто посидеть на выходных дома или пригласить друзей на чашечку кофе, малогабаритных квартир вполне достаточно.
Также для того времени – начало 60-х годов – особое значение имело наименование одних из центральных улиц одесских «Черемушек»: Космонавтов и Валентины Терешковой. Тогда космонавтов провожали с песней в исполнении Ольги Воронец: «Я – Земля, я своих провожаю питомцев: сыновей, дочерей… Долетайте до самого Солнца, и домой возвращайтесь скорей».
Вот так устремленное ввысь поколение «шестидесятников» было практически уверено, что раз в космос полетели, то и до коммунизма, что называется, рукой подать. Но, увы. Мечты так и остались на уровне подсознания, и теперь об этом уже мало кто думает, как о реальной истории.
В «Черемушках» выросло уже не одно поколение. Дома-«хрущевки», несмотря на пренебрежительное к ним отношение, оказались крепче многих современных строений. В Одессе, наверное, как и в других городах, это очень «зеленый» район. Дома буквально окружены деревьями и кустарниками настолько, что иногда кажется, что стоят в парке или саду, где поселились симпатичные и ненавязчивые белки. Да и застройка планировалась так, чтобы в каждую квартиру обязательно попадали солнечные лучи. Конечно, здесь существует определенная путаница в нумерации домов. Как говорят одесситы с присущим им чувством юмора, здания строили так, чтобы все вместе они образовывали слова «Слава КПСС», которые можно увидеть из космоса.
Наверное, многие помнят «крылатый» тезис 60-х годов о том, что космонавты в космос летали и никакого Бога там не увидели. Правда, сами космонавты, многие из которых искренне верующие люди, говорят, что Бог не там, не в космосе. Вот с таким «околоземным» отношением, наверное, связан тот факт, что в отличие от других районов Одессы на Черемушках практически нет храмов. Да и сам Никита Сергеевич Хрущев в присущей ему манере всем обещал «показать последнего попа».
Ситуация начала меняться с распадом СССР и прибытием на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела в 1992 году. Непростым было то время. Для страны и для конкретного города, в данном случае – для Одессы. Духовная жизнь была полна нестроений. Пробравшиеся и сюда украинские националисты всеми правдами, а чаще неправдами старались отколоть епархию от Русской Православной Церкви, навязать «автокефалию». Их появление и их деятельность вполне можно сравнить с американским космическим блок-бастером «Чужие». Ведь Одесса – это такой «лакомый кусок»! Особенно для беспощадных «пришельцев».
Чудом сохранившиеся здания храмов в исторической части города представляли из себя весьма унылое зрелище, т.к. не все были возвращены Церкви, а оставшиеся давно требовали ремонта. В 1992 году во всей Одесской области было всего лишь 85 приходов, а в Одессе – восемь. За прошедшие двадцать лет зарегистрировано 346 православных общин, построено и возрождено 275 храмов, открыто 9 монастырей. В епархии за это же время стало больше на 520 иереев и 165 диаконов. Таким образом, сегодня в Одессе 566 приходов, 476 храмов и 12 монастырей. Конечно, данные факты свидетельствуют не столько о возрождении, сколько о настоящем торжестве Православия. Однако храмов все равно не достаточно. Ведь в основном они расположены в исторических местах, а из «спальных» районов, одним из которых являются и «Черемушки», людям, для того чтобы посетить храм, приходилось ехать далеко, причем часто с пересадками. Наверное, в этом микрорайоне мечтателей о всеобщем благоденствии с «космическими» названиями улиц будут открыты новые храмы.
Но жители микрорайона – постаревшие бывшие строители коммунизма, как и их дети и внуки, – люди в основном не то что не богатые, их и состоятельными можно назвать весьма условно. Как известно, храмы строят на пожертвования, но что могут дать жители «хрущевок», если сами имеют часто лишь необходимое? Вот и становятся приходскими храмами бывшие молельные комнаты при вузах и учреждениях.
Так появилась и относительно небольшая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение Курская Коренная», открытой при Одесском институте финансов на ул. 25-й Чапаевской дивизии. Строили ее, что называется, всем миром, да и то не один год.
И только в 2010 году состоялось освящение, которое возглавил митрополит Агафангел. Невысокое небесно-голубое здание с маленькой золотой луковицей купола не сразу заметишь среди окружающих его пятиэтажек и стены тополей вдоль дороги . Такой цвет фасада выбран не случайно: голубой – это цвет Пресвятой Богородицы.
Конечно, основной святыней храма является список с той самой чудотворной иконы «Знамение Курская Коренная» – святыни Русского Зарубежья. Исполнен был образ в Нью-Йорке и освящен на оригинале специально для этого одесского храма, единственного в епархии с таким посвящением – Пресвятой Богородице в чудотворном образе Ее «Курская Коренная Знамение».
Как известно, икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – одна из древнейших и самых почитаемых в Русском Православии, относится к т.н. типу Оранта, т.е. молящаяся: Царица Неба и земли изображена в молитве за весь мир и все падшее человечество, которое Она усыновила на Голгофе у креста с распятым Ее Сыном и нашим Господом и Спасителем. Особо трогательно, что Богомладенец на ней изображается как бы в недрах Материнского сердца, и оттуда благословляет нас как священник, сложив персты. Датируется появление этого образа на Руси XIII веком.
К этому же времени относится и первое упоминание о, если так можно сказать, разновидности иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» – Курская Коренная. В то время Отечество наше переживало один из самых сложных периодов своей истории. На фоне не прекращающейся межусобицы Русь раздирало еще и татаро-монгольское иго. Город Курск был практически разорен полчищами хана Батыя. Неподалеку от него в лесу при реке Тускоре один из благочестивых охотников нашел икону, лежавшую изображением вниз на корнях дерева. Тут же была устроена небольшая часовня-сруб, в которой и установили новоявленный образ и стали совершать перед ним богослужения. Спустя почти столетие татары вновь опустошали Курскую землю. Хотели они сжечь и часовню с чудотворным образом Пречистой Приснодевы Марии, однако все их усилия были напрасны – Сама Царица Небесная охраняла Свою икону от огня, разъяснил иноверцам местный священник. В бешенстве татары разрубили икону напополам, разбросав обломки в разные стороны, часовню после этого все-таки сожгли, а священника угнали в плен. Будучи выкуплен послами Московского князя он вернулся на то самое место, где со слезами и молитвой и с явным знамением Божиим, наконец, обрел святыню. Обе половинки разрубленной иконы чудесным образом воссоединились.
Это событие вполне можно считать прообразом воссоединения в Русском Православии Патриаршей и Зарубежной Церкви, которое совершилось уже в наши дни. Многие считают этот акт окончанием гражданской войны – новой русской смуты. Быть может, Пресвятая Богородица по данной Ей Богом благодати соединит и обломки некогда великой Русской державы, нашей единой Родины. Пусть не смущает нас некоторая фантастичность или, лучше сказать, кажущаяся невозможность этого – ведь и объединение Патриаршей и Зарубежной Церквей также некогда считалось нереальным. «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки, Волею Божией и Силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным… Это и будет явное всем чудо», - говорил преподобный Анатолий Оптинский.
Пусть же одесский храм, появившийся в районе, выстроенном в самый расцвет советской эпохи, населенный людьми, ставшими православными в период политического полураспада, станет небольшим, но шагом в направлении воссоединения.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров