
8 февраля 1920 года Григорий Котовский вошел в город без боя.
Между тем, пока в центре города белые вели бой с красными частями и местными партизанами, капитаны пароходов, в том числе английских и мобилизованных, в спешном порядке начали выходить на рейд. Вышел на рейд и «Антатолий Молчанов», на борту которого находились Главноначальствующий генерал Шиллинг и прочие начальники. Одним из последних уходил транспорт «Далланд», уходил совершенно самостоятельно, без помощи буксира, и застрял на выходе из порта во льду. Воспользовавшись этим, к пароходу по льду побежали люди, перепрыгивая с льдины на льдину. «Далланд» был отбуксирован на внешний рейд английским миноносцем только на следующий день.
Английский крейсер «Церес» уходил уже под ружейными и
пулемётными пулями красных, которые щёлкали по его надстройке.
Как и было обещано, все юнкера Сергиевского училища и полурота 1-й роты
(кадеты-старшеклассники), Одесского кадетского корпуса, общим числом около 350
бойцов, охранявшие порядок в порту во время эвакуации, были приняты на борт
«Цереса». Более того, буквально в последнюю минуту, уже под пулями большевиков,
в порт по Ланжероновсому спуску пронеслись кадеты-киевляне, числом около 130, в
основном младших классов, которые были брошены своими воспитателями в стенах
Одесского корпуса и решились на поход в порт по инициативе нескольких
кадет-киевлян старших классов. В порт они прибыли без потерь и были приняты тут
же на английский угольщик «Вотан», который был ошвартован о борт «Цереса».
Когда в порт для эвакуации прибыли офицеры из отрядов защитников города
полковника Стесселя, то выяснилось, что, вопреки обещаниям командования, судна
для их эвакуации нету.
Неисправный транспорт «Дон», прибывший в Одессу на буксире из Николаева с грузом английских танков 3-го танкового отряда Вооруженные силы Ю́га России (ВСЮР) и разнообразного армейского снаряжения, оказался брошен на произвол судьбы, несмотря на заверения военных властей, что транспорт с танками обязательно будет выведен из порта.
На борту, кроме команды транспорта, находились военнослужащие — танкисты и отдельные чины ВСЮР различных технических частей, а также многочисленные гражданские беженцы. Все они ожидали неминуемой расправы. Установив пулемёты как на борту самого «Дона», так и на причале, танкисты огнём пулемётов не давали красным приблизиться к судну. Между тем две партии танкистов были отправлены на поиски буксира или любого другого мореходного судна. Одной из партий повезло — на соседнем причале была с боем захвачена паровая шаланда «Сурож», экипаж которой ожидал прихода большевиков и не собирался выходить в море. Эта шаланда взяла «Дон» на буксир и с наступлением ночи вывела транспорт с танками и сотнями беженцев на рейд.
К ночи основная масса беженцев, оставшихся в порту после ухода судов, потеряв надежду на эвакуацию, покинула территорию порта. В порту в одном из строений оставалось две сотни больных и раненых, а также какое-то количество военных и гражданских беженцев. Почти всем из них удалось сесть в течение ночи на мелкие суда и буксиры, которые под покровом темноты отваживались вернуться впортс рейда, чтобы подобрать желающих эвакуироваться.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров