В условиях децентрализации особенно актуальным становится вопрос сохранения учреждений культуры в сельской местности, где могут функционировать творческие коллективы, проходить праздничные мероприятия для всех членов громады, а дети - обучаться музыке, рисованию, хореографии. Это очень важно, потому что культура – это основа философии бытия. Без нее жизнь человека становится примитивнее, а сам он дичает.
Конечно, недостаток финансирования создает немало проблем. Однако, несмотря на это, учреждениям культуры надо искать новые формы работы и способы привлечения людей.
По сути, клуб, Дом культуры или библиотека должны превратиться в центры развития граждан, имеющие свой образовательно-культурный функционал. Любой человек вправе прийти в Дом культуры и заниматься тем, что ему интересно – пением, танцами, шахматами, рисованием, а также встречаться со своими единомышленниками. Или почему в Доме культуры не могут работать компьютерные курсы?
- Ферма с животными?
- Да, с козами, утками, курами, кроликами, гусями. За ними ухаживают несколько штатных сотрудников. Родители могут купить детям абонемент на год. И приходя на ферму, дети видят, как доят коз, могут покормить кроликов. В зоне отдыха на деревянных лестницах разбросаны маты, на которых пришедшие могут отдохнуть или почитать книги. Что почитать, кстати, можно взять здесь же – в библиотеке. Рядом стоят столики для тех, кто решил выпить кофе или поговорить. За Домом культуры находится огород. На нем дети под присмотром родителей могут что-то посадить, затем приходят в выходные ухаживать за растениями, а позже – еще и забирают домой урожай. Тем самым Дом культуры становится местом качественного времяпрепровождения. И что особенно важно – не в виртуальном компьютерном пространстве, а в реальном мире. Дети получают полезные жизненные навыки, да еще и экологически чистую, самостоятельно выращенную продукцию домой приносят. Родители, конечно, тоже довольны. А Дом культуры при этом еще и неплохо зарабатывает.
- А что еще было в нем?
- Кинозал, кафе. Я видела, как за столиками сидели две молодые мамы. Пили кофе, разговаривали. Их дети были заняты: один рисовал (на столах есть листы бумаги, краски, кисти), другой играл на разложенных здесь же матах. В помещении тихо звучала классическая музыка. То есть с детства на подсознательном уровне детей приучают к ее гармонии.
В этом же Доме культуры есть компьютерный зал. В нем под руководством инструктора могут заниматься все желающие, в том числе пенсионеры. Люди оплачивают небольшие, доступные суммы, чтобы иметь возможность заниматься тем, что их интересует.
У нас в области есть огромное богатство – Дворцы и Дома культуры в районах. В той же Польше, в гминах и поветах, таких учреждений нет. Потому нам этот потенциал надо правильно использовать, наполнить учреждения культуры новым содержанием.
- В условиях децентрализации Дома культуры не стали первыми жертвами экономии средств?
- К счастью, нет. С 2015-го года массово начались ремонты в сельских Домах культуры. И надо сказать, что объединенные территориальные громады все-таки делают ставку на учреждения культуры. В Саврани, например, на базе Дома культуры на волонтерских началах работает молодежный клуб. Проводится много мероприятий. Из членов клуба выделился актив, и разделил между собой все функции по организации работы. Средств из бюджета не получают. Все делается исключительно за счет спонсоров или сбора добровольных пожертвований.
Например, ранней весной молодежный клуб принял решение привести в порядок все неизвестные захоронения на территории района. Там ведь действовали партизаны, шли ожесточенные бои, полегло немало людей. В воскресенье ребята с рюкзаками, лопатами, картошкой, чтобы потом запечь ее на костре и перекусить, пешком шли туда, где наметили в этот день работать. Они не за компьютером тупо сидят, как большинство их сверстников, а идут дорогами своего родного края, делают то, что должны делать цивилизованные люди, чтящие свою историю.
- Елена Владимировна, а чья же это была идея?
- Пришли новый креативный глава райгосадминистрации и новый начальник отдела культуры. Предложили, и их инициативу поддержали. Руководители районов понимают, что сегодня учреждения культуры должны развиваться как культурно-образовательные кластеры, ориентированные на подъем экономики территории.
- Это реально, если мы говорим о сильных громадах. А как быть со слабыми, с хуторами, на которых живет всего несколько человек? Их жизнь обустраиваться по остаточному принципу не должна…
- На мой взгляд, в этом плане нужны мобильные формы обеспечения людей. Их поиск должен стать одной из важнейших задач для руководителей объединенных территориальных громад.
- О чем идет речь?
- Стоит вспомнить об автолавках, чтобы доставить в населенный пункт не только продукты питания, но и книги. В отдаленные села обязаны выезжать юрист, семейный врач, библиотекарь, ветеринар, землеустроитель. Тогда люди не будут чувствовать себя выброшенными на обочину жизни. Аналогично и с массовыми мероприятиями. Вспомните прежний опыт агитбригад. В нынешних условиях он может трансформироваться в выездные мероприятия одесских театров, детских и студенческих творческих коллективов.
Одна из проблем здесь связана с тем, что театры у нас репертуарные, тяжелые на подъем. Однако, переведение всех на работу по контракту заставит шевелиться, искать новые, мобильные формы театральной деятельности. Посмотрите на нашу Филармонию – она очень мобильна. У ее коллектива есть разные предложения для зрителей и слушателей.
Стоит отметить, что одесские театры тоже начали развивать у себя лаборатории, малые сцены, искать новых авторов и постановщиков, привносящих иные взгляды на наши реалии, иные средства творческого выражения.
Очень необычный спектакль «Бумага» представил Театр кукол. Украинский пошел на немалый риск, отдав постановку «Теней забытых предков» молодому режиссеру. В прошлом году, в День независимости, этот спектакль шел на улице, у Оперного театра. Зрители смотрели, как завороженные. Это было чудо.
В Одессе много новых, интересных негосударственных театров. Есть фестиваль «Молоко», проводимый в Одесском культурном центре. Он как раз родился из новых реалий. Есть Театр на Чайной – со своим видением того, что интересно людям, со своим зрителем, Театр Алексея Коломийцева, Молодежный театр «Мой театр» и другие.
- Похоже, формируется идея проведения в Одессе фестиваля новых театров…
- Я жду, когда в мой кабинет войдет человек и предложит заняться организацией такого фестиваля. Я чувствую, что это скоро произойдет. Критическая масса уже накапливается. И я удовольствием помогла бы подобному начинанию воплотиться в жизнь.
- Елена Владимировна, недавно в Одессе проходила Туристическая неделя. Специалисты говорили о важности разработки местных туристических маршрутов, которые затем могут подняться на государственный и международный уровень. Поиск нехоженых троп в Европе ведется весьма активно, так как это одно из наиболее популярных направлений развития современного туризма. Если посмотреть на нашу область, то она - настоящий кладезь таких нехоженых пока троп. Надо только постараться разглядеть их и предложить это сделать другим…
- Первопроходцем в этом направлении можно считать экоэтнофестиваль «Кодыма-фест». В этом году он проходит уже во второй раз в потрясающей красоты селе Ивашково, расположенном в долине. В прошлом году по инициативе исторического факультета Одесского национального университета имени Мечникова там даже состоялась международная конференция с участием польских специалистов, посвященная этнографии и фольклору.
- Люди готовы ехать как угодно далеко, если их что-то действительно заинтересовало?
- Представьте себе, да. В прошлом году, добираясь на «Кодыма-фест», я подвозила попутчика из Киева. Он в Интернете увидел рекламу фестиваля, увидел картинку с разбросанными по полю тюками свежей соломы, на которых гостям предлагали переночевать, и ради этого отправился в Кодыму.
- То есть урбанистический кошмар больших городов уже так достал людей, что они готовы ехать куда угодно, лишь бы вдохнуть напоенный запахами трав степной воздух, послушать пенье птиц и, как в детстве, половить, например, кузнечиков…
- На одном из совещаний я сказала: «Коллеги, надо ловить момент! У нас есть столько всего прекрасного, неповторимого! Надо только правильно открыть это остальному миру!». Кстати, на «Кодыма-фест» в этом году поступило много коллективных заявок. Жители Ивашково смогут заработать, взяв гостей на ночлег, накормив их, предложив экскурсию по окрестностям.
В прошлом году там установили домики, символизирующие села района. В селе Пирижна, например, готовят удивительно вкусные голубцы, которые варят в молоке. Пользовалось все это невероятным спросом! Арциз провел фестиваль стрижки овец. Показали народные обряды, связанные с этим событием. Любашевка – фестиваль борща и фестиваль колбасы. Килия – фестиваль селедки. Весь юг может проводить фестивали баклажанов, клубники, помидоров. А еще есть вино и виноград, банош, брынза, сохраненный многонациональный колорит, этнические обряды, народные мастера, девственные места с необыкновенными видами. Надо только хорошо продумать все аспекты реализации проекта, заглянув в историю, поинтересовавшись традициями, и начинать действовать. Успешные примеры соседей должны помочь поверить в себя.
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров