Авторизация
Всемирный клуб одесситов
16.12.2016   16:00

Квоты или грабли?

  С 8 ноября нынешнего года каждая четвертая песня в эфире украинских радиостанций должна быть отечественного исполнителя и звучать исключительно на украинском языке. За месяц с небольшим мнения слушателей по этому поводу успели несколько раз поменяться. Сначала новацию прозвали законом «Океана Эльзы», потом в эфире начала появляться и другая украиноязычная музыка. Когда же послушали эту нашу другую музыку, в соцсетях стали появляться воззвания с просьбой о том, что лучше вернуть четвертину Вакарчука.

 

 

  Лиха беда начало. Закон предполагает поэтапное вступление в силу: сейчас украинского продукта в украинском эфире на украинском языке должно быть не менее, чем на 25%,  через год— 30%, через два — 35%.

 

 

  Еще во время обсуждения соответствующего законопроекта десятки музыкантов, среди которых Джамала, Тина Кароль, Виктор Павлик, Злата Огневич, Светлана Лобода, Андрей Хлывнюк подписались под обращением к тогдашнему министру культуры Вячеславу Кириленко с просьбой не вводить на радио квоту для украиноязычных песен, так как, если они написаны яркими авторами  и исполнены талантливыми певцами, то займут достойное место в эфире и безо всяких квот. А пытаться путем ограничений протаскивать бездарную музыку — дело неблагодарное. Кстати, закон написан таким образом, что если, скажем, Хосе Каррерас споет: «Ніч яка місячна, зоряна, ясная», то этот трек не будет засчитан в объем квот.

 

 

   Руслана, принесшая Украине победу на «Евровидении» в 2004 году, тоже высказалась за квоты, однако за их «мягкий вариант».

 

 

 

«Я за «м’які» квоти. Тобто за квоти, які не руйнуватимуть нішеві «незахищені» формати, як, наприклад класика, джаз, специфічні клубні та лаунжеві, класичний рок та поп типу «gold, oldies», «world music» і тому подібні. Для станцій, які намагались орієнтуватись саме на таку музику – «жорсткі» квоти, тобто стільки-то відсотків і ні на йоту менше – це смертний вирок. Найближчим часом вони україномовного матеріалу в потрібній кількості не знайдуть, і будуть плавно дрейфувати туди, де є в необхідній кількості україномовна музика. Від цього музична палітра, звичайно, збідніє».

 

 

  Лидер «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук сам был вынужден обратиться к руководителям радиостанций с просьбой не так часто ставить песни его коллектива, потому что создается впечатление, что другой музыки в Украине попросту нет.

 

 

  Ведущий песенных радиопередач на «Люкс ФМ» Евгений Фешак назвал введение квот огромным авансом музыкальной индустрии, но при этом обратил внимание на одно не очень хорошее явление:

 

 

«Не совсем понимаю реакцию украинских артистов, украиноязычных исполнителей. Я, честно, ждал, что появится массив новой украинской музыки. Но те артисты, которые ходили и плакали, что им не дают шанса, теперь не очень-то им и пользуются».

 

  На другую грань этого процесса обратила внимание Ирина Билык, которая еще в 90-х безо всяких квот стала один за другим выпускать украиноязычные хиты.

 

 

 

«Сейчас многие композиторы кинулись писать песни на украинском языке, чтобы они попали в радиоэфиры. Я долго думала об этом. Люди и пережитые чувства — вот главный критерий! Плохие треки никогда не попадут в топ. Только гениальные синглы станут любимыми. Поэтому как бы артисты ни пытались подогнать свое творчество под политические волнения, у них не выйдет заполучить любовь и преданность слушателя».

 

  Впрочем, ничего удивительного в происходящем нет. Появлению яркого исполнителя предшествует немалая работа большой группы людей, ориентированных на поиск и воспитание таланта. Судя по всему, современному украинскому законодателю это сложно понять. Закон — типичный пример попытки привить любовь по принуждению...

 

 

«На мой взгляд, введение квот – это более простой, не требующий дополнительных затрат, путь поддержки украиноязычных исполнителей, и он больше политический, нежели конструктивный. Ведь государство вполне могло ввести систему преференций для радиостанций, предлагающих слушателям качественную украинскую музыку. Могло поддержать идеи поиска молодых талантов и продвижения их на музыкальном рынке. В перспективе такой подход помог бы открыть много ярких исполнителей. Но ничего этого сделано не было и не планируется.Что касается квот, то они действуют в Беларуси, во Франции. Но французам легче найти качественные песни на своем языке, так как на французском поют не только во Франции», — говорит программный директор «Народного радио» Денис Цыкановский.

 

  К сказанному им стоит добавить, что введение квот в Беларуси привело к тому, что FM-радиостанции стали слушать меньше. А Франции после переговоров с представителями Еврокомиссии даже пришлось снижать квоту с 50 до 40%, так как в большинстве стран Европы квотирования нет, а развитие собственной музыки там стимулируется государством исключительно при помощи введения не ограничительных, а протекционистских мер.

 

  А как обстоят дела в США, на музыкальный рынок которых равняется едва ли не весь мир? Ситуация там совершенно иная: «В Америке нет обязательных ротаций по квотам. В США все решают бизнес, рейтинги, тут много национальных станций: испано-, русско-, польско-, украиноязычных, - комментирует Сергей Шахов, радиоведущий, основатель американского радиовещательного холдинга Shakhov Enterprises Holdings. - Слушатели чаще всего включают радио в машине, и американские радиостанции могут весь день крутить 20 главных хитов. То есть ты едешь в авто и слушаешь любимые песни, отлучаешься по делам, а когда снова отправляешься в дорогу, — опять слушаешь свои любимые композиции. При этом станции не забывают об авторском праве, и этот закон очень силен. Отчетность жесткая, но в итоге все авторы и исполнители получают свои роялти, что тоже стимулирует создание качественного продукта, который слушатели захотят услышать не один раз».

 

 

«После введения квот популярные исполнители – Потап и Настя, Ани Лорак, Вера Брежнева — работают так, как работали и раньше, - продолжает Денис Цыкановский. – Знаю случай, когда  русскоязычная группа готовила новую версию известной украинской песни, но отказалась от ее исполнения, дабы не быть обвиненной в конъюнктуре. Правильно ли они поступили? Не знаю. Возможно, их кавер-версия получилась бы настолько яркой и запоминающейся, что никому бы уже и в голову не пришло вспоминать о квотах. В заключение хочу сказать, что введение квот – это серьезный экзамен для украинской популярной музыки. И нам всем хочется, чтобы сдала она его успешно, и мы с удовольствием представляли в радиоэфире хиты новых авторов и исполнителей», — продолжает Денис Цыкановский.

 

  Дипломатичность Дениса Цыкановского, обращение Джамалы и Кароль, ратование за «мягкий вариант» Русланы и даже просьбы Вакарчука уже не повлияют на радиоэфир, который изменился до неузнаваемости. Увы, но снижение качества отмечают все.

 

Может, и не стоило бы об этом писать. В конце концов, музыка в эфире  — развлечение. Но дело куда серьезней. Квоты на песни — прецедент, в недрах Верховной Рады уже зарегистрирован подобный законопроект в отношении языковых квот в новостном контенте. Если тенденция сохранится, то нас ждет снижение качества новостей. И это уж никак не назовешь развлечением.

 

 

  Ольга ЖУКОВА.      

 

Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa