С 8 ноября нынешнего года каждая четвертая песня в эфире украинских радиостанций должна быть отечественного исполнителя и звучать исключительно на украинском языке. За месяц с небольшим мнения слушателей по этому поводу успели несколько раз поменяться. Сначала новацию прозвали законом «Океана Эльзы», потом в эфире начала появляться и другая украиноязычная музыка. Когда же послушали эту нашу другую музыку, в соцсетях стали появляться воззвания с просьбой о том, что лучше вернуть четвертину Вакарчука.
Лиха беда начало. Закон предполагает поэтапное вступление в силу: сейчас украинского продукта в украинском эфире на украинском языке должно быть не менее, чем на 25%, через год— 30%, через два — 35%.
Еще во время обсуждения соответствующего законопроекта десятки музыкантов, среди которых Джамала, Тина Кароль, Виктор Павлик, Злата Огневич, Светлана Лобода, Андрей Хлывнюк подписались под обращением к тогдашнему министру культуры Вячеславу Кириленко с просьбой не вводить на радио квоту для украиноязычных песен, так как, если они написаны яркими авторами и исполнены талантливыми певцами, то займут достойное место в эфире и безо всяких квот. А пытаться путем ограничений протаскивать бездарную музыку — дело неблагодарное. Кстати, закон написан таким образом, что если, скажем, Хосе Каррерас споет: «Ніч яка місячна, зоряна, ясная», то этот трек не будет засчитан в объем квот.
Руслана, принесшая Украине победу на «Евровидении» в 2004 году, тоже высказалась за квоты, однако за их «мягкий вариант».
Лидер «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук сам был вынужден обратиться к руководителям радиостанций с просьбой не так часто ставить песни его коллектива, потому что создается впечатление, что другой музыки в Украине попросту нет.
Ведущий песенных радиопередач на «Люкс ФМ» Евгений Фешак назвал введение квот огромным авансом музыкальной индустрии, но при этом обратил внимание на одно не очень хорошее явление:
На другую грань этого процесса обратила внимание Ирина Билык, которая еще в 90-х безо всяких квот стала один за другим выпускать украиноязычные хиты.
Впрочем, ничего удивительного в происходящем нет. Появлению яркого исполнителя предшествует немалая работа большой группы людей, ориентированных на поиск и воспитание таланта. Судя по всему, современному украинскому законодателю это сложно понять. Закон — типичный пример попытки привить любовь по принуждению...
К сказанному им стоит добавить, что введение квот в Беларуси привело к тому, что FM-радиостанции стали слушать меньше. А Франции после переговоров с представителями Еврокомиссии даже пришлось снижать квоту с 50 до 40%, так как в большинстве стран Европы квотирования нет, а развитие собственной музыки там стимулируется государством исключительно при помощи введения не ограничительных, а протекционистских мер.
А как обстоят дела в США, на музыкальный рынок которых равняется едва ли не весь мир? Ситуация там совершенно иная: «В Америке нет обязательных ротаций по квотам. В США все решают бизнес, рейтинги, тут много национальных станций: испано-, русско-, польско-, украиноязычных, - комментирует Сергей Шахов, радиоведущий, основатель американского радиовещательного холдинга Shakhov Enterprises Holdings. - Слушатели чаще всего включают радио в машине, и американские радиостанции могут весь день крутить 20 главных хитов. То есть ты едешь в авто и слушаешь любимые песни, отлучаешься по делам, а когда снова отправляешься в дорогу, — опять слушаешь свои любимые композиции. При этом станции не забывают об авторском праве, и этот закон очень силен. Отчетность жесткая, но в итоге все авторы и исполнители получают свои роялти, что тоже стимулирует создание качественного продукта, который слушатели захотят услышать не один раз».
Дипломатичность Дениса Цыкановского, обращение Джамалы и Кароль, ратование за «мягкий вариант» Русланы и даже просьбы Вакарчука уже не повлияют на радиоэфир, который изменился до неузнаваемости. Увы, но снижение качества отмечают все.
Может, и не стоило бы об этом писать. В конце концов, музыка в эфире — развлечение. Но дело куда серьезней. Квоты на песни — прецедент, в недрах Верховной Рады уже зарегистрирован подобный законопроект в отношении языковых квот в новостном контенте. Если тенденция сохранится, то нас ждет снижение качества новостей. И это уж никак не назовешь развлечением.
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров