Авторизация
Всемирный клуб одесситов
19.10.2015   08:00

99 лет назад в Одессе родился Эмиль Гилельс - один из величайших пианистов XX века

19 октября 1916 года в Одессе в музыкальной еврейской семье родился один из величайших пианистов XX века Эмиль Гилельс.

Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте 6 лет, его первым педагогом был Яков Ткач (учился у него в 1921–1929 гг.). Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд(1897–1944) (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора Н.Н.Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. В 1931 г. участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов, в 1933 г. победил в 1-м Всесоюзном конкурсе пианистов. Лауреат международных конкурсов пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и Брюсселе (имени Э. Изаи, 1938, 1-я премия). С 1930-х гг. Гилельс — один из лидеров советской фортепьянной школы. С 1938 г. Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 г. — профессор). Среди его учеников — В. Афанасьев, М. Мдивани, И. Жуков. И. Смородинова. В 1953 г. Гилельс отказался подписать коллективное письмо советских евреев, осуждавшее врачей-вредителей (см. Врачей дело). Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, Гилельс начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

Годы Второй мировой войны

В годы войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс, а также с Яковом Флиером. В 1945 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1947 — впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии.

50-е годы

С начала 1950-х гг. Гилельс начал регулярно гастролировать на Западе и вошел в мировую исполнительскую элиту, с триумфом выступая в музыкальных столицах мира, с лучшими оркестрами и ведущими дирижерами. В 1955 пианист дебютировал на американской сцене, исполнив Первый фортепианный концерт Чайковского с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960—1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление Гилельса состоялось в сентябре 1985 в Хельсинки.

Творчество

Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля. В последние годы жизни Гилельс записывал все сонаты Бетховена, но не успел завершить эту работу. Особыми достижениями Гилельса были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа (запись фантазии на темы из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» стала сенсацией), сочинений К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга. Гилельс играл и записывал сочинения Д. Кабалевского, Ф. Пуленка, П. Владигерова.

Гилельс был не только ярким солистом, но и тонким камерным музыкантом. Среди его партнеров были квартеты имени Л. Бетховена, имени А. Бородина и «Амадеус», пианисты Я. Зак (1913–1976), Елена Гилельс.

За выдающиеся заслуги Гилельс неоднократно получал различные советские и зарубежные награды и премии, среди которых — Сталинская премия (1946), звание Народного артиста СССР (1954)[1], два Ордена Ленина (1961, 1966), Ленинская премия (1962), французский Орден заслуг в культуре и искусстве (1967), бельгийский Орден Леопольда (1968) и др. Был почетным членом Лондонской королевской академии музыки (1969), Музыкальной академии имени Ф. Листа (Будапешт, 1970), Национальной академии «Санта Чечилия» (Рим, 1980).

С 1938 по 1974 год Гилельс преподавал в Московской консерватории (с 1952 — профессор), среди его учеников наиболее известны Валерий Афанасьев и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёхМеждународных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

 

Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa