9 ноября 1863 года, при большом стечении народа, в Одессе был открыт памятник генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области, генерал-фельдмаршалу Светлейшему князю Михаилу Семёновичу Воронцову.
Воздвигнуть памятник Воронцову в Одессе сразу после кончины Михаила Семеновича предложил на экстраординарном собрании Императорского общества сельского хозяйства Южной России его вице-президент граф М.Д. Толстой. Предложение было единогласно принято и вскоре одобрено императором Александром ІІ. Кстати, Александр был первым, кто внес в фонд строительства памятника три тысячи рублей из собственных средств. Множество одесситов приняло участие в сооружении монумента. Ими первоначально было собрано 37 тысяч рублей, причем взносы были от нескольких тысяч до нескольких рублей. Пожертвования поступали и в процессе изготовления памятника. В Одесской государственной научной библиотеке имени М. Горького можно ознакомиться с изданным «Отчетом о приходе и расходе сумм по сооружению памятника светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову». Из него видно, что пожертвования поступали из всех уголков Российской империи.
Проект памятника был заказан мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру. Несколько слов об этом мастере. Он родился в 1815 году в Мюнхене, учился несколько лет в Мюнхеновской академии художеств. С 1841 по 1843 год Бруггер жил в Италии, в Риме. Здесь им были созданы скульптура «Молодой Тезей, обрадованный находкой отцовского меча» и барельеф «Одиссей у Калипсо», которые стали яркими свидетельствами незаурядности дарования их автора. Бруггеру также принадлежит статуя «Бавария в колеснице, запряженной львами» на Триумфальных воротах в Мюнхене и надгробный памятник историку Иоганну фон Миллеру в Касселе. Творчество Бруггера было известно во многих странах Европы, в том числе и в России. Поэтому дорогостоящий заказ памятника М.С.Воронцову, который был сделан именно этому мастеру, - еще одно свидетельство огромного уважения и искренней любви одесситов к почившему генерал-губернатору. Кстати, в 1863 году город приобрел у Фридриха Бруггера статую «Пенелопа» для подарка императрице. Мастер принимал участие в работах по установлению памятника Воронцову на Соборной площади, присутствовал на его открытии.
Но вернемся к тому времени, когда идея создания монумента только обсуждалась. По предложению членов общества сельского хозяйства он должен был состоять из пьедестала, бронзовой статуи и трех барельефов, изображающих битву по Краоном, взятие Варны и сельское хозяйство и торговлю, которые бурно развивались под покровительством Воронцова. Надпись на памятнике должна была гласить: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники. 1863 г.». Все бронзовые части были заказаны в Германии, где работы велись под наблюдением русского посланника в Мюнхене тайного советника Северина. Статую Бруггер выполнял, ориентируясь на известный портрет Воронцова работы прусского художника Франца Крюгера. Он написал портрет Воронцова в 1853 году. Это самое позднее по времени изображение светлейшего князя. Современники отмечали поразительное сходство, которого добился скульптор. Один из них писал: «Вы узнаете... знакомое вам лицо князя, всегда спокойное, доброе ласковое, но вместе с тем лицо, которое постоянно было осеняемо светло мыслью, думою - что-нибудь сделать на пользу ближнего».
Трудности возникли с пьедесталом. Решено было изготовить его из твердой породы, добываемой в Крыму. Исполнить пьедестал взялся севастопольский купец первой гильдии П.А. Телятников, но при этом поставил одно условия: поручить ему это дело не как подрядчику, а как члену комитета. Более того, когда суммы, выделенной комитетом на добычу и обработку камня оказалось недостаточно, Телятников предложил восполнить дефицит из своих собственных средств. 11 глыб для сооружения пьедестала были взяты из Артека, имения тайного советника Потемкина, близ Аю-Дага. Наименьшая из них была весом в 200 пудов. Транспортировка их оказалась делом еще более трудным, чем добыча. Три месяца каменные глыбы перетаскивали к морскому побережью для погрузки на судно. Для того чтобы проложить дорогу, взрывали скалы, забрасывали камнями и деревьями овраги. Постоянно этим делом занималось до 70 человек, а иногда, на особ трудных участках пути, число рабочих удваивалось.
Постоянная зыбь у южных берегов Крыма задерживала погрузку камней на баржу. Необходимо было дождаться штилевых дней.
Глыбы нельзя было грузить в трюм. В связи с этим судно на пути в Одессу подвергалось большой опасности, тем более, что в период морского перехода неожиданно налетел сильный ветер. И все же, буксируемая больших пароходом «Александр», нанятым у Российского общества пароходства и торговли, баржа благополучно прибыла в Одесский порт. Огромных усилий стоила доставка каменных глыб на Соборную площадь. Но дело было сделано. И сделано с любовью.
9 ноября 1863 года, при большом стечении народа памятник Михаилу Воронцову был открыт. Это событие подробно описано в газете «Одесский вестник». Состоялся молебен. Произносились речи. Гремел салют. Памятник сразу «прижился», быстро стал достопримечательностью Одессы, помнившей деяния Воронцова.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров